Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»


Юрий Гик

Визуальная поэзия в России

Под визуальной поэзией понимают размытый культурный феномен, находящийся в богатом зазоре между литературой и визуальными искусствами. Точного и удовлетворительного определения визуальной поэзии пока не выработано, хотя описание термина или его составляющих (конкретная поэзия, фигурная поэзия) уже можно найти в словарях: как в российских, так и в зарубежных. Примеры визуальной поэзии можно найти и у древних греков. В России одним из первых визуальных поэтов был Симеон Полоцкий, рисовавший фигурные стихи в том числе и на религиозные сюжеты в XVII веке.
Предтечами современной визуальной поэзии являются русские футуристы. Известна попытка Велимира Хлебникова построить новый алфавит, явно опередившая свое время — эксперименты с семиотическими системами и построение новых систем характерны для современной визуальной поэзии. Эксперименты с графикой и коллажами, а также футуристические книги Алексея Кручёных внесли вклад в мировую культуру, оказав влияние и на западных художников и поэтов. Шрифтовые стихотворения Зданевича и Терентьева предвосхитили похожие поиски у художников движения Дада. А железобетонные поэмы Каменского являются классикой жанра смешанной техники.

I. Подпольное существование. Середина 1920-х — 1985.

К сожалению, по политическим причинам эта замечательная традиция в середине 1920-х годов была прервана. Работавшие авторы были вынуждены эмигрировать (Илья Зданевич), ушли в глубокое подполье (Алексей Кручёных) или умерли (Велимир Хлебников). Некоторая активность отмечается в 1960-е, в "Оттепель". В это время появилась Лианозовская группа, где визуальной поэзией занимались Всеволод Некрасов и Генрих Сапгир. В это же время Андрей Вознесенский напечатал свои первые видеомы. Многие талантливые поэты работали в эмиграции. С 1970-х активны Александр Очеретянский (США), Елизавета Мнацаканова (Австрия), Владимир Котляров — Толстый (Франция). Визуальные поэмы печатались в журналах "Мулета" (редактор Владимир Котляров — Толстый) и "Аполлон-77".

II. Знакомство с Западом. 1985 — 2000.

В 1985 году, с началом Перестройки, визуальная поэзия в России перестала быть под запретом и, благодаря вновь открытым контактам с Западом, российские поэты стали наверстывать упущенное. На Западе возрождение визуальной поэзии произошло в 1960-е — в это время создались группы бразильской и немецкой конкретной поэзии, породившие огромный интерес к формальным экспериментам в поэзии. Фактически, каждый уважающий себя поэтический журнал стал иметь рубрику визуальной поэзии, и количество визуальных поэтов стало исчисляться на сотни. С 1970-х стала интенсивно развиваться мэйл-арт сеть, служащая средой распространения для многих визуальных поэтов Западной Европы и Америки.
В это время начали печататься многие российские самобытные поэты, все смелее экспериментирующие с формой. Появились листовертни Дмитрия Авалиани. Позже Дмитрий Авалиани стал совмещать открытую им форму и графику, перешел на объемные работы — деревянные бруски с листовертнями и т.п. Текст как фон стала использовать Анна Альчук. Необычны ее большие поэмы: одна поэма заполняет всю книгу, превращаясь в поэтический альбом. В разнообразных техниках — от палимпсеста до компьютерной графики — работает Александр Федулов. Замечательные поэмы создавали в графике Борис Констриктор и в компьютерной графике — Александр Горнон. Добротные конкретные поэмы писала Света Литвак. Самобытны коллажи и графика Сергея Бирюкова.
На многих визуальных поэтов оказала влияние мэйл-арт сеть. В мэйл-арт сети распространены точечные рассылки каталогов, относительно небольшие выставочные проекты, причем их довольно много и они проводятся в разных странах. Находясь в мэйл-арт сети, можно достаточно быстро выйти на современный уровень экспериментов и получить большое количество публикаций работ в журналах, каталогах, зинах (журналах художников). Побочным эффектом является дисбаланс между международным и национальным признанием поэта. Т.е. поэты, достаточно известные в международном плане, могут быть сравнительно неизвестны в России. Этот дисбаланс позже устраняли, например, с помощью выставочного проекта "Платформа". Существенное развитие получили в результате знакомства с сетью мэйл-арт: Сергей Сигей и Ры Никонова (различные эксперименты — от вакуумной поэзии до деструкции текста, основанные на русском футуризме), Дмитрий Бабенко (графика, в т.ч. и компьютерная), Вилли Мельников (лингвистические эксперименты, лингвогобелены), Дмитрий Булатов (коллажи, ксерокс-манипуляции), Владимир Толстов — Джангл (графика).
Продолжали активно работать многие поэты-эмигранты: в США — Александр Очеретянский (смешанная техника), Рафаэль Левчин (коллаж, компьютерная графика, графика); в Германии — Валерий Шерстяной (первобытное письмо — скрибентизмы).
С 1989 года выпускается в США альманах "Черновик" (редактор Александр Очеретянский), служивший долгие годы единственным периодическим изданием на русском языке, где могли печататься визуальные поэты. Можно смело сказать, что все визуальные поэты, работающие сейчас, имеют то или иное отношение к "Черновику".
В 12 номере "Черновика" (1997) был опубликован текст доклада о визуальной поэзии в России Сергея Бирюкова, прочитанный им на Международном фестивале визуальной поэзии в Эдмонтоне (Канада). В докладе Бирюков анализировал практику русских футуристов, Сигея, Никоновой и некоторых других поэтов.
Значительную роль в формировании визуальной поэзии в России оказал журнал "НЛО", публиковавший почти в каждом номере в 90-е годы теоретические статьи и работы в области визуальной поэзии. Особо отметим 16 номер журнала (1995) со 150-ти страничной подборкой материалов на эту тему, среди авторов которой выделяются Сергей Сигей и Ры Никонова, Борис Констриктор, Сергей Бирюков, Игорь Лощилов. Были попытки выпуска и регулярных специализированных журналов — например, журнала "Визуальная поэзия" (Курск, редактор Александр Бубнов).
В этот период появились первые книги, в той или иной степени посвященные визуальной поэзии. В 1994 году в Москве в издательстве "Наука" вышла книга Сергея Бирюкова "Зевгма. Русская поэзия". Половина монографии посвящена визуальной поэзии в России, от Полоцкого до Никоновой, приведено множество поэм. Книга имеет статус пособия для учащихся. В 1996 году в Калининграде появляется "Экспериментальная поэзия" (составитель Дмитрий Булатов), где наряду с переводами литературных манифестов даны образцы конкретной поэзии западных классиков.
Венцом эпохи знакомства с Западом является выпущенная в 1998 году книга, составленная Дмитрием Булатовым "Точка зрения. Визуальная поэзия. 90-е годы". Это антология различных авторов: классиков визуальной поэзии Запада (Беллоли, Гарнье, Гаппмайр, Падин, Беннетт), мэйл-артистов (Хелд, Галантай, Камперелич) и российских поэтов (от Всеволода Некрасова до Ры Никоновой). Книга содержит обширный теоретический раздел, примеры поэм авторов и краткую биографическую справку о каждом из них.
С конца 1980-х в России стали проводиться выставки визуальной поэзии. В конце 1980-х Сергей Сигей в Ейске показал персональную экспозицию бельгийского визуального поэта Люса Фиренса. В 1995 году в Калининграде прошла выставка визуальной поэзии "Театр слова. Посвящение Велимиру Хлебникову" — кураторы Наталья Покладова и Дмитрий Булатов.

III. Условный мэйнстрим. 2000 — настоящее время.

Примерно с началом этого века эпоха знакомства с западными наработками закончилась. Российские поэты стали работать на уровне, не уступающем западным коллегам. Феномен визуальной поэзии стал предметом обсуждения серьезных филологов. Появились новые периодические издания. Можно говорить о стабилизации интереса к визуальной поэзии в условиях отсутствия каких-либо запретов с одной стороны и скромных материальных возможностей авторов и культурных институций с другой. Новые журналы и выставки создаются, в основном, за счет малого числа энтузиастов и за их счет. В этом смысле, ситуация, безусловно, лучше, чем в прошлое десятилетие, но и о насыщении интереса (в сравнении с другими странами) говорить рано.
В это время стали обширно публиковаться относительно новые авторы: Алексей Даен (NO!ART), Евгений Степанов (формальные эксперименты со стихами), Александр Бабулевич (эксперименты с семиотическими системами), Анна и Михаил Разуваевы (семиотические системы), Этер де Паньи (графика), Эдуард Кулемин (компьютерная графика). Остались в строю и большинство авторов прежнего десятилетия за исключением, пожалуй, Дмитрия Булатова, занявшегося другими направлениями современного искусства. Дмитрий Авалиани умер в 2003 году. Сергей Сигей и Ры Никонова в конце 1990-х переехали в Германию и ушли с российской сцены, хотя остались минимально активны в международном плане.
Появились новые периодические журналы-конкуренты продолжающего работать "Черновика". Прежде всего, это "Футурум АРТ" (с 2000 года), в каждом номере публикующий визуальные поэмы, и "Другие" — международный журнал визуальной поэзии (с 2005 года) — главный редактор и издатель Евгений Степанов. Света Литвак и Николай Байтов выпускают каждые полгода журнал Клуба литературного перформанса, где публикуют и визуальные поэмы разных авторов.
Говоря о визуальной поэзии, следует отметить вышедшие в 2006 году следующие книги:
— филологический труд Натальи Фатеевой "Открытая структура. О поэтическом языке и тексте рубежа XX— XXI веков" (2006), анализирующий современную российскую поэзию, в т.ч. и визуальную;
— книгу Сергея Бирюкова "Авангард: модули и векторы" (2006) с анализом визуальной поэзии в России;
— книгу Евгения Степанова "Портрет" (2006), содержащую подборку интересных формальных стихотворений автора.
Все эти книги вышли в издательстве "Вест-Консалтинг".
Визуальная поэзия становится одной из тем академических конференций филологов. Так, отдельная секция "Вербальное и визуальное в современном искусстве" была на конференции-фестивале 2003 года "Поэтика поиска, или Поиск поэтики", организованной ИРЯ РАН. Близкие к визуальной поэзии темы затрагивались и на конференции 2005 года, посвященной 80-летию В.П. Григорьева, организованной тем же Институтом русского языка им. В.В. Виноградова.
Все чаще визуальную поэзию показывают на выставках. В 2003-2004 годах была проведена "Платформа" — цепь выставок российской визуальной поэзии в разных городах и странах (куратор Павел Настин). Сейчас этот проект "породил" выставку азиатских визуальных поэтов, которую планируют показать в декабре 2006 года в Петербурге (куратор Этер де Паньи). В 2005 году в Москве была показана международная выставка визуальной поэзии "Радикалы и маргиналы" (куратор Юрий Гик). В июне 2006 года в Москву привозили экспозицию визуальной поэзии классика немецкой поэзии Карл-Фридриха Клауса.
Активно работают новые Интернет-сайты: при журналах "Черновик", "Футурум АРТ", "Другие". Выставка "Платформа" имеет могучее продолжение на своем сайте, собрав фактически всех современных визуальных поэтов нашей страны.
Подводя итоги, можно констатировать, что визуальная поэзия в России достаточно быстро вышла на мировой уровень и интенсивно развивается. Единственным значимым недостатком является разобщенность самих поэтов в России, отмечаемая и многими западными художниками и поэтами. Призывом покончить с междоусобицами и более тесно кооперироваться друг с другом хотелось бы закончить этот доклад. Это недорого, вполне реально и действительно зависит только от нас!

(Доклад прочитан на фестивале "Другие",
Москва, салон "Классики XXI века", ноябрь 2006.)

Юрий Гик — филолог, искусствовед, мейл-артист, художник. Участник более 200 международных художественных выставок. Организатор и консультант художественных выставок в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, на Урале.