Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы



Литобоз

Айги: материалы, исследования, эссе. В двух томах. М., Издательство "Вест-Консалтинг", 2006.

На сегодняшний день это самое полное собрание материалов о жизни и творчестве выдающегося поэта Геннадия Айги (1934 — 2006).
Составители книги — Ю. Орлицкий, Н. Азарова и Д. Дерепа — собрали значительный массив написанного об Айги. Это и статьи прошлых лет, уже опубликованные, и современные исследования.
В двухтомнике опубликованы статьи А. Альчук, С. Бирюкова, К. Дедециуса, Ю. Милоравы, А. Мирзаева, Ю. Орлицкого, Л. Робеля, Н. Фатеевой, П. Франса, А. Хузангая, Дж. Янечека и многих других ведущих исследователей творчества поэта.
Нет сомнений в том, что двухтомник поможет любителям поэзии Айги лучше понять его творчество, узнать перипетии его биографии. Каждая статья заслуживает внимания. На мой взгляд, очень важной является работа профессора Юрия Орлицкого "О стихосложении Геннадия Айги (к постановке вопроса)". Профессор-стиховед доказывает, что в основе творчества поэта-новатора Айги лежит силлабо-тоника. Орлицкий пишет: "Рассматривая поэзию Айги в динамике, можно отметить, что его стих постепенно движется от свободного и ГМС (гетероморфного стиха. — термин Ю. Орлицкого и А. Андреевой. — Е.С.) в сторону более упорядочной метрики". На мой взгляд, это очень точное и актуальное наблюдение, еще раз подчеркивающее, что в основе авангарда лежит синтез различных традиций. На пустом месте авангард не возникает.

Евгений Степанов

"Филологическая школа". Тексты. Воспоминания. Библиография. /Сост. Виктор Куллэ, Владимир Уфлянд. — М.: "Летний сад", 2006 ("Волшебный хор").

Выдуманный Константином Кузьминским термин — "филологическая школа" — давным давно, еще во времена его "Антологии у Голубой лагуны" (которая теперь наконец-то переиздается московским "Культурным слоем"), вошел в учебные пособия, стал вполне обыденным и привычным для отечественных критиков и славистов разных стран.
Но широкому читателю лишь теперь предоставляется возможность узнать о "филологической школе" из воспоминаний и теоретических трактатов самих "филологических школьников" (почивших в бозе Михаила Красильникова, Юрия Михайлова, Сергея Кулле, Александра Кондратова, Леонида Виноградова и ныне здравствующих Льва Лосева, Михаила Еремина и Владимира Уфлянда). А главное: в книге представлены их творения, любовно собранные Виктором Куллэ (поэтом, литературоведом и племянником С. Кулле). Особую ценность имеет и то, что в сборник целиком включена самиздатская антология "40" 1977 года (тексты Виноградова, Еремина, Кулле и Уфлянда). Кроме того, каждый из "филологов" представлен и отдельно; полновесно: и ранними, и поздними стихами. А завершается каждый "персональный" раздел аналитико-информационными статьями соратников: Уфлянда о Кондратове, Лосева о Еремине и т.д. Ну, и, естественно, книга изобилует взаимопосвящениями. Вот, например, строки Леонида Виноградова, посвященные Сергею Кулле:
На мой медный грошик
человечности
отпусти мне, Божик,
кило вечности.
Эта книга (а в ней, кстати, есть еще и редкие фотографии, и рисунки: Уфлянда, Еремина, Бродского) — своего рода памятник поэтам-"филологам". Пару-тройку килограммов вечности они явно заслужили…

Ник РЕМУС