Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы



CD-обозрение

Ведущая — Елена Егорова

Книга поэтического рока. Глава 2. Лабиринт.

Музыкальных сборников сейчас издается много. Всяких разных. От альтернативного шансона до какого-нибудь очередного "Нашествия шаг 15". Сборники фолк-рока, поп-музыки, сборники начинающих и никому неизвестных групп и т. д. Песни на них тоже отбираются по-разному. Где-то за участие в сборнике платят деньги, и, соответственно, кто заплатил, тот и попал, где-то достаточно, чтобы песня подошла по формату. Но до сих пор лично я не встречала сборника, где бы композиции отбирались исходя из качества текста. Пока не приобрела сборник "Книга поэтического рока. Глава 2. Лабиринт".
В первую очередь хочется отметить художественное оформление. Авторы подошли к внешнему виду альбома со всей ответственностью — обложка выглядит очень стильно. Но соответствует ли "внешности" качество содержимого диска? Как оказалось, да. Этот сборник — островок в море современной музыки: на нем к поэзии относятся с явным вниманием. Что очень ценно. Качество текстов в новейших российских композициях навевает самые мрачные мысли: прогрессирующий рокопопс постепенно вытесняет ту славную поэтическую традицию, что выгодно отличала нас от Запада.
Помимо качественной поэзии отмечу и серьезное содержание песен. Многие строчки хочется запомнить и цитировать. "Дырявым зубом ноет душа" у группы "ВоДеВилль", "Когда немые не просят совета, глухие вправе поверить, что оно ни к чему" Олега Дягтерева, "У ангелов в студии плавятся нимбы" Кирилла Комарова, "Мне говорили: "Молчание золото", — я любил серебро" Михаила Башакова...
География участников сборника довольно узкая. Практически все из Питера с небольшим вкраплением москвичей. Помимо известных: Константина Арбенина, Елены Гудковой и уже упоминавшихся Михаила Башакова, Олега Дягтерева и Кирилла Комарова, — на диске много практически никому не известных групп и авторов. На мой взгляд, отличный старт у групп "Точки над I", "Розенкранц & Гильденстерн" и "Люди Лопеса". В сольном варианте интересны Игорь Кутузов и Алекс Поляков.

Наталья БЕЛЕНЬКАЯ

Тату. Люди инвалиды. ЗАО "Юниверсал Мьюзик", 2005.

"Надо же, совсем не похоже на "Тату", — сказал наш дизайнер Евгений Баранов, а зам. гл. редактора Лариса Клецова ехидно нашла в припеве песни "Аll Аbout Us" совершенно русский текст "целый палас, сволота, целый палас". А я подумала: вот он, вот он, наконец-то нашелся альбом, который можно просто СЛУШАТЬ, без необходимости ВСЛУШИВАТЬСЯ! Течeт, течет песенка за песенкой, голоса мелодичные, слова простые и между собой не связанные, мелодии стильно-незагруженные... Короче, идеальный музыкальный фон под романтическое настроение.
Потому, что смысл большинства текстов (там, где есть смысл) — весьма депрессивный, — старательно забивается неимоверно милым исполнением. Потому, что при такой — чисто фоновой — направленности проекта смысл текста традиционно отходит на задний план. Упор — на исполнение. На втором месте — музыка. А дальше уже — хоть какие-нибудь слова. Ну не мычать же в микрофон, в самом деле! Потому, что...
Ну, ладно, чтоб особо не злобствовать, следует отметить, что тексты в данном альбоме (по сравнению с продукцией большинства современных исполнителей) все-таки возможно слушать. И очень хорошо, что производители диска снабдили СD книжечкой с текстами: исполнительницы зачастую "едят" слова, выпуская на свет божий "орбитальных монстров" вместо "орбитального мусора", "и мою модель" вместо "новой модели" и пр. Честно говоря, английская версия альбома воспринимается куда лучше (сказывается изучение немецкого в школе): не понимаешь, о чем поют, но поют красиво. Действительно, красиво и ненапряжно. Фон хороший, работалось под него хорошо и приятно.

Елена ЕГОРОВА