Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Евгений СТЕПАНОВ
ПОЭТЫ-ПРОРОКИ XX ВЕКА

 

О профетических (пророческих) свойствах поэзии было известно ещё в Древней Греции. Аристотель отмечал: «...задача поэта — говорить не о том, что было, а о том, что могло быть, будучи возможно в силу вероятности или необходимости»[1].
На вопрос: как поэты предвидят будущее? смогут ответить только специалисты— нейрофизиологи, текстологи, футурологи и др. Не ясно: поэты обладают медиумными способностями или само слово (как сакральный элемент) воздействует на будущее? Тактовая частота мозга Homo Sapiens ниже, чем у процессора — она измеряется килогерцами, а у компьютера — гигагерцами и терагерцами. Но при этом мозг работает эффективнее любого пентиума[2]. Почему? Какие сигналы извне он получает? Русская поэзия, в отличие от сомнительной с профетической точки зрения поэзии Мишеля Нострадамуса доказывает ряд бесспорных, с моей точки зрения, фактов. Поэты предвидят: общественно-политические явления (смену экономических формаций, революции, войны, стихийные катаклизмы и т. д.); судьбы других людей и свои собственные — прежде
всего время своего ухода из земной жизни.
Мнение о том, что поэт не просто стихослагатель, но пророк, призванный «глаголом жечь сердца людей», бытовало в России ещё в ХIХ веке. В пользу этого говорили стихи К.И. Рылеева, Ф.И. Глинки, М.Ю. Лермонтова и многих других[3]. И, безусловно, самого А.С. Пушкина, кто первым возвёл в абсолют мнение о том, что поэт является пророком: в стихотворном цикле «Подражание Корану» сформулированы его представления о пророческом даре художника. Поэт-пророк, согласно Пушкину, одарён «могучей властью над умами». Как пишет Л.И. Соболева: «Поэту-пророку внятно всё — «неба содроганье» и «дольной лозы прозябанье», «гром небес» и «жужжанье пчёл над розой алой»»; «Пророк воплощает власть духовную — и противопоставлен власти земной»[4]. Определение Л.И. Соболевой можно расширить. Поэт-пророк не только «воплощает власть духовную», не только способен к конкретному прорицанию в личной и общественной жизни, он также имеет особое предназначение быть выразителем духовных чаяний народа, обладая способностью выразить своим творчеством время. В ХХ веке представление в обществе о пророческих функциях поэта сохранилось. Более того — минувшее столетие явило миру удивительных поэтов-провидцев — В.В. (Велимира) Хлебникова, М.И. Цветаеву, М.А. Волошина, З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонта, А.Е. Кручёных, С.А. Есенина[5] и других.
В той или иной мере любой подлинный поэт обладает профетическими возможностями. Начавшийся XXI век — нет сомнений — это подтвердит в полной мере ещё не раз. Мистифицировать (демонизировать) профетизм поэтов не стоит, его следует изучать. Следует хотя бы привлечь к нему внимание, что мы и попытаемся сделать в этой небольшой статье... Одна из основных функций поэзии ( и литературы) — коммуникативная. Поэт посылает вербальный мессидж современникам, своему кругу (направлению, течению). Об этом впервые заметил ещё Л.Н. Толстой в трактате «Что такое искусство?»[6]. Коммуникативную функцию поэзии считали важнейшей В.Б. Шкловский, Ю.Н. Тынянов, Р.О. Якобсон, М.М. Бахтин и другие выдающиеся учёные, зачастую полемизирующие друг с другом по иным вопросам. М.М. Бахтин подчёркивал: «При высокой художественной культуре и само общество, сама читательская масса естественно и легко совершает перевод своих социальных требований и нужд на имманентный язык поэтического мастерства»[7].
Передача (разными версификационными методами) информации (глобальной или локальной) — магистральная цель поэзии. И эта цель предполагает наличие читателя как со-автора, т. е. сам по себе автор (как творческая единица) не самодостаточен. Профессор В.И. Тюпа писал: «В отечественной культуре первых десятилетий мысль о коммуникативной природе художественного творчества неоднократно развивалась как писателями (О.Э. Мандельштам, Н.С.Гумилёв и др.), так и учёными (М.М. Бахтин, А.И. Белецкий и др.). В настоящее время её можно признать аксиомой современного теоретического знания о литературе, вытекающей из внутренне диалогической природы эстетического переживания как эмоциональной рефлексии.
Следует подчеркнуть при этом, что коммуникативный подход к изучению искусства предполагает не столько возможность общения посредством его произведений (такая возможность была очевидной всегда), сколько неизбежность такого общения. Акту художественного письма изначально присуща неустранимая адресованность»[8].С поэтами-пророками ситуация в этом смысле особенная. Они посылают мессидж не только современникам, они обращаются к грядущим поколениям, возможно, к иным субстанциям высшего порядка (вопрос о происхождении и природе человека, его постземной жизни до сих пор открыт), как бы информируя космос (ноосферу) о том, что знают. Или — наоборот — «переводя» полученную из ноосферы информацию на общедоступный человеческий язык. Не случайны в этом смысле слова, например, В.В. Маяковского — «Я к вам приду в коммунистическое далеко»[9]. Невероятным может показаться пророчество К.Д. Бальмонта, написанное о Николае II: «Кто начал царствовать Ходынкой, / Тот кон-чит, встав на эшафот»[10]. Между тем подобный профетизм, безусловно, в традициях русской классической поэзии. Достаточно вспомнить знаменитые строчки М.Ю. Лермонтова, написанные в 1830 году: «Настанет год, России чёрный год, / Когда царей корона упадёт»[11].
В связи с вышесказанным можно предположить, что поэзии поэтов-пророков свойственна не просто коммуникативная функция, а метакоммуникативная, т. е. всеобъемлющая, рассчитанная на максимально широкую аудиторию, в том числе из будущих (прошедших?) поколений. Метакоммуникация (этот термин мы предлагаем, опираясь во многом на «Философию общего дела» Н.Ф. Федорова[12] и теорию метаметафоры[13] К.А. Кедрова) становится квинтэссенцией стихотворного дискурса, определяет основные векторы письма поэтовпророков. В этой статье мы расскажем о двух поэтах-пророках, творивших в ХХ веке, — Велимире Хлебникове и Марине Цветаевой.
 

К 90-летию со дня смерти В. Хлебникова

ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ

 

Особняком в ряду поэтов-пророков стоит имя Велимира Хлебникова. И стихи, и статьи, и проза, и драматургия «председателя земного шара» были направлены в будущее, недаром поэт принадлежал к литературному течению футуристов, или будетлян. В стихотворении, датированном 1921 годом, чётко видна позиция автора.

 

Люди! Над нашим окном

В завтрашний день

Повесим ковёр кумачовый,

Где были бы имена Платона и Пугачёва.

Пророки, певцы и провидцы!

Глазами великих озёр

Будем смотреть на ковёр,

Чтоб большинству не ошибиться![14].

 

Хлебников точно предсказал дату революции[15] (Маяковский, кстати, ошибся на год), описал архитектуру города будущего – «дворцы-страницы, дворцы-книги, стеклянные развёрнутые книги», архитектуру «стеклянных гладких хат»[16].

Хлебникова неоднозначно воспринимали современники. Его поэзию поняли и приняли ведущие поэты – причём поэты различных направлений: и футуризма, и акмеизма, что само по себе достаточно неожиданно. Положительные отзывы о поэте оставили Д.Д. Бурлюк и В.В. Маяковский, Н.Н. Асеев и А.Е. Кручёных, В.В. Каменский и М.А. Кузьмин, Н.С. Гумилёв и О.Э. Мандельштам. О нём писали восторженные статьи лучшие литературоведы и критики ХХ века – Р.О. Якобсон, В.Б. Шкловский, Ю.Н. Тынянов...

Однако философские трактаты Хлебникова, как правило, вызывали недоумение. Как писал профессор М.Б. Крепс, «все его теории почти всегда отвергались специалистами как псевдонаучные, однако убедить самого Хлебникова в этом было невозможно, свои утопические взгляды он отстаивал с удивительной твёрдостью...»[17].

Время показало, что во многом он оказался прозорлив.

Заслуживает особого внимания работа Хлебникова «Радио будущего»[18]. В ней поэт в деталях – немыслимых для двадцатых годов прошлого столетия! – предвидел появление Интернета, революционное технологическое значение которого трудно переоценить. Поэт писал: «Радио будущего – главное дерево сознания – откроет ведение бесконечных задач и объединит человечество... <...> Вообразим себе главный стан Радио: в воздухе паутина путей, туча молний, то погасающих, то зажигающихся вновь, переносящихся с одного конца здания на другой. <...> Из этой точки земного шара ежесуточно, похожие на весенний пролёт птиц, разносятся стаи вестей из жизни духа... Задача приобщения к единой душе человечества, к единой ежесуточной духовной волне, проносящейся над страной каждый день, вполне орошающей страну дождём научных и художественных новостей, – эта задача решена Радио с помощью молнии. На громадных теневых книгах деревень Радио отпечатало сегодня повесть любимого писателя, статью о дробных степенях пространства, описание полётов и новости соседних стран. Каждый читает, что ему любо[19]. <...> игра в шахматы двух людей, находящихся на противоположных точках земного шара, оживлённая беседа человека в Америке с человеком в Европе...»[20] . Очевидно, что Хлебников описывает Интернет, только называет его другим словом, хотя второе название Сети – всемирная паутина, – поэтом названо точно.

В своей теории чисел Хлебников вывел магическое число 365. В статье «Наша основа» (глава «Математическое понимание истории. Гамма будетлянина»)[21] поэт писал: «...есть закон рождений подобных (великих. – Е.С.) людей. Он гласит, что луч, гребни волн которого отмечены годом рождения великих людей с одинаковой судьбой, совершает одно своё колебание в 365 лет». И далее Хлебников, изучая биографии выдающихся личностей, выводит законы их появления на Божий свет. Эти законы, пишет поэт-учёный, «дают предвидение будущего не с пеной на устах, как у древних пророков, а при помощи холодного умственного расчёта. Сейчас благодаря находке волны луча рождения не шутя можно сказать, что в таком-то году родится некоторый человек, скажем «некто» с судьбой, похожей на судьбу родившегося за 365 лет до него. Таким образом меняется и наше отношение к смерти: мы стоим у порога мира, когда будем знать день и час, когда мы родимся вновь, смотреть на смерть как на временное купание в волнах небытия». Хлебников выводит некие временные закономерности, которые во многом определяют судьбу человечества. Он сам себя считал провидцем («Ок! Ок! Я пророк»[22]), его и при жизни, например, в Персии величали «Урус-дервиш».

Его устремления в будущее, вербальная коммуникация с грядущими поколениями путём закодированных и прямых дискурсивных практик дошли до нашего времени. И самое удивительное – поэт в своей палиндромической поэме «Разин» живописал словесную картину своего ухода из жизни.

 

Горд дох, ход дрог.

И лежу. Ужели?[23].

 

Теперь в деталях известно, как умирал поэт в Нижегородской губернии[24]. И нам остаётся только скорбеть и удивляться пророческому дару поэта.

 

МАРИНА ЦВЕТАЕВА

 

Вербальная коммуникация с будущим — одна из магистральных поэтических стратегий ХХ века. Творчество здесь идёт в ногу с шаманскими практиками, спиритическими экзерсисами, наукой (теории о ноосфере и лептоносфере) и т. д.

Футуристичность, таким образом, в какой-то мере приобретает черты поэтического тропа и придаёт тексту особую выразительность и суггестию.

Марина Ивановна Цветаева была подлинным поэтом-пророком. И людей, и события она видела, что называется, насквозь. Всегда интересовалась «запредельными», мистическими явлениями. Анна Саакянц в статье «Поэт и мир» писала: «Oнa (М.И. Цветаева. — Е.С.) любила гадалок, верила им. Это не было суеверием: это было прозорливостью в самом умном и современном смысле слова. Сегодня «ведьм» (ясновидцев, «экстрасенсов») обоего пола не преследуют, а внемлют им, и наука тщится постичь их дар...

Поскольку Цветаева знала, что сама несёт в себе это медиумическое начало, знала о своей причастности к мировому непознанному «Нечто», она тянулась постичь это Нечто, прикоснуться к тому, что скрыто «за горизонтом времени и пространства», «там, в поднебесье»[25].

Можно предположить: Цветаева многое (если не всё) знала наперёд о своей судьбе. Она с ранних лет, например, была уверена, что станет матерью, родит (в том числе) мальчика. В 1920 году, за пять лет до рождения Георгия Эфрона, она создала провидческий стихотворный шедевр «Сын».

 

Так, левою рукой упершись в талью

И ногу выставив вперёд,

Стоишь. Глаза блистают сталью,

Не улыбается твой рот.

Краснее губы и чернее брови

Встречаются, но эта масть!

Светлее солнца! Час не пробил

Руну — под ножницами пасть.

Все женщины тебе целуют руки

И забывают сыновей.

Весь как струна! Славянской скуки

Ни тени — в красоте твоей.

Остолбеневши от такого света,

Я знаю: мой последний час!

И как не умереть поэту,

Когда поэма удалась!

Так, выступив из черноты бессонной

Кремлёвских башенных вершин,

Предстал мне в предрассветном сонме

Тот, кто ещё придет — м о й с ы н.

 

Пасха. 1920 г.[26].

 

Одним словом, фразой, стихотворением Цветаева могла определить судьбу человека. Марина Ивановна предвидела в 1916 году трагическую участь поэта О.Э. Мандельштама («Голыми руками возьмут — / ретив! упрям! — / Криком твоим всю ночь будет край звонок! / Растреплют крылья твои по всем четырём ветрам, / Серафим! — Орлёнок!»), [27] гибель мужа С.Я. Эфрона («Такие — в роковые времена — / Слагают стансы и идут на плаху»)[28]. Мандельштама действительно «взяли голыми руками» и погубили в лагере. Пошел «на плаху» С.Я. Эфрон — его расстреляли как иностранного шпиона в 1941 году. Она предвидела судьбу сына А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилёва — Льва. В цикле «Ахматовой» Цветаева в 1916 году писала: «Рыжий львёныш / С зелёными глазами / Страшное наследье тебе нести!»[29]. Теперь хорошо известно, как сложилась судьба выдающегося учёного Льва Николаевича Гумилёва. Он прошёл фронт, тюрьмы, лагеря... Нёс всю свою жизнь «страшное наследье»... Удивительно и то, что Цветаева сумела дать адекватную оценку собственному творчеству (что у литераторов встречается крайне редко — они либо переоценивают себя, либо, наоборот, недооценивают!).

Цветаева отдавала себе отчёт в масштабе собственного дарования. Свою посмертную славу она предсказала точно и недвусмысленно в стихотворении, написанном в Коктебеле и датированном 1913 годом.

 

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я — поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти, —

Нечитанным стихам! —

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берёт!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд[30].

 

Поразительны написанные в 1932 году «Стихи к сыну», где Марина Ивановна не только предвидела судьбу Георгия Эфрона («Я — с чернозёмным грузом! / Не быть тебе французом»; «Я, что в тебя — всю Русь / Вкачала — как насосом! / Бог видит — побожусь! — / Не будешь ты отбросом / Страны своей»), но и фактически предсказала грандиозные успехи России, в частности, в освоении космоса.

 

<...> Нас родина не позовёт!

Езжай, мой сын, домой — вперёд —

В свой край, в свой век, в свой час, — от нас

В Россию — вас, в Россию — масс,

В наш-час — страну! в сей-час — страну!

В на-Марс — страну! в без-нас — страну![31].

 

Цветаева была, как это ни удивительно, весьма прозорлива в политике, её оценки происходящего накануне и во время Второй мировой войны не могут не удивлять. Например, в стихотворении «Март» она поэтическими средствами дала решительный отпор немецкому фашизму, захватившему Вену и Прагу. Ещё в 1939 году она предвидела неизбежную битву гитлеровской Германии с советской Россией. Сомнений в том, что оккупанты будут наказаны за совершённое «злое дело» и «Пражскую обиду», у неё не возникало.

 

<...> Злое дело не нашло

Пули: дули пражской.

Прага – что! и Вена – что!

На Москву – отважься!

Отольются – чешский дождь,

Пражская обида.

– Вспомни, вспомни, вспомни, вождь. –

Мартовские Иды![32].

 

Цветаева до нюансов предсказала свою собственную трагическую судьбу – «Так вдвоём и канем в ночь: / Одноколыбельники»[33]. Это стихотворение посвящено ее мужу С.Я. Эфрону. Они оба погибли в 1941 году... В смерти Марины Ивановны много загадок. Например, известный цветаевед Генрих Горчаков[34] не исключает, что ее убийство организовал НКВД. Трагическая фигура Марины Цветаевой, её пронзительные стихи ещё раз напоминают нам о пророческих функциях поэтов. Каким образом они получают сакральные знания – наука пока ответить не может. Но то, что эти знания поэтам доступны, – факт очевидный. ХХ век дал русской литературе немало поэтов-пророков. В этой небольшой статье мы рассказали только о двух из них.

 

[1] Аристотель. Т. 4. Поэтика. Пер. М.Л. Гаспарова, с. 655.

[2] См. об этом, в частности, в интервью директора Института мозга человека Святослава Медведева, «Гениальность – поломка мозга», АиФ, № 46 (1463) 12-18 ноября 2008, с. 67.

[3] См. об этом, например, в: Евгений Степанов. «Поэты-пророки», «Футурум АРТ», № 1, 2001, с. 57-64.

[4] Соболева Л.И. Цит. по предисловию к книге: Александр Сергеевич Пушкин, Избранные сочинения, М., «Художественная литература», 1990, С. 11.

[5] Подробнее об этом в: Евгений Степанов, «Есенин и Рубцов: жгучая, смертная связь» (рукопись).

[6] Толстой Л.Н. Что такое искусство.: [Статьи, письма, дневники] [Сост., вступ. ст. и коммент. В.В. Основина]; М., «Современник», 1985, С. 355.

[7] Бахтин М.М. «Формальный метод в литературоведении», изд-во «Серебряный век», Нью-Йорк, 1982. С. 53.

[8] Тюпа В.И. «Художественный дискурс: (Введение в теорию литературы). – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. С. 53.

[9] Маяковский В.В. Поэма «Во весь голос», сайт http://www.litera.ru/stixiya/authors/mayakovskij/uvazhaemye-tovarischi-potomki.html.

[10] Бальмонт К.Д. Сайт поэтов Московского университета, http://www.poesis.ru/poeti-poezia/balmont/verses.htm.

[11] Лермонтов М.Ю. «Предсказание», сайт http://www.stihi-rus.ru/1/Lermontov/95.htm.

[12] См: Федоров Николай. «Философия общего дела», М., «Эксмо», 2008.

[13] См. книги Кедрова К.А.: Константин Кедров. «Метакод и метаметафора», «ДООС», Издание Елены Пахомовой, М., 1999; Константин Кедров. «Ангелическая поэтика», Учебное пособие Академии поэтов и философов Университета Наталии Нестеровой, М., Университет Наталии Нестеровой, 2002.

[14] Хлебников Велимир. «Творения». – М.: «Сов. писатель», 1986. С. 132.

[15] См., в частности, воспоминания Виктора Шкловского: Шкловский В.Б. «Гамбургский счёт». Лимбус Пресс. С. 437.

[16] Хлебников В. «Творения». – М.: «Сов. писатель», 1986. С. 120.

[17] Крепс М. «Поэзия Велимира Хлебникова» (рукопись).

[18] Хлебников В. «Творения». – М.: Сов. пис. 1986. С. 637-640.

[19] Там же. С. 637.

[20] Там же. С. 638.

[21] Там же. С. 629.

[22] Там же. С. 148.

[23] Впервые на эти пророческие строки Велимира Хлебникова обратил внимание Сергей Бирюков. См.: Бирюков С.Е., «РОКУ УКОР. Поэтические начала»; М., РГГУ; 2003, С. 164.

[24] Описание последних дней В. Хлебникова см., в частности, в: Эдвард Радзинский. «Пророки и безумцы», М., «Вагриус», 1999. С. 236-238.

[25] Саакянц А. «Поэт. мир», сайт «Комсомольской правды» http://www.km.ru.

[26] Цветаева М.И., сайт http://tsvetaeva.lit-info.ru/tsvetaeva/stihi/all/stih-618.htm.

[27] Цветаева Марина Ивановна, сайт http://lib.udm.ru/lib/POEZIQ/CWETAEWA/wersty.txt.

[28] Цветаева М.И., сайт http://www.klassika.ru/stihi/cvetaeva/ya-s-vyzovom.html.

[29] Цветаева М. Стихотворения. Татар.. кн. Изд-во, 1984. С. 62.

[30] Там же. С. 8.

[31] Там же. С. 208-211.

[32] Там же. С. 256, 257

[33] Цветаева М.И. Сайт http://bookz.ru/authors/cvetaeva-marina/zvetaevamar01/page-27-zvetaevamar01.html.

[34] Горчаков Генрих. Неизвестная Цветаева. Сайт http://prstr.narod.ru/texts/num0803/gor0803.html