Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Книжная полка


Велимир Хлебников. «Труба Марсiанъ».
Факсимильное издание.
Статья. Комментарии / статья С. В. Старкиной,
коммент. А. А. Россомахина. — СПб.: Издательство
Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. — 96 с. ил. + 1 отд. л. факсимиле («Манифест «Труба Марсiанъ» 1916 года). — (AVANT-GARDE; вып. 1)

Выпуском знаменитого антивоенного манифеста Велимира Хлебникова «Труба Марсiанъ» издательство Европейского университета (ЕУ) в Санкт-Петербурге открывает серию книг с простым и «говорящим» названием «AVANT-GARDE». В ближайших планах издательства — публикация других авангардных книг, о которых многие знают или слышали, но мало кто держал их в руках. Одна из таких книг — футуристический сборник «Рыкающий Парнас», который сразу по выходе в свет в феврале 1914 года, был конфискован суровой петербургской (спустя полгода — уже петроградской) цензурой. Спасти удалось лишь незначительную часть тиража. Сборник, включающий еще один манифест — «Идите к чорту!», тексты Д. Бурлюка, Е. Гуро, В. Каменского, А. Крученых, В. Маяковского, И. Северянина, В. Хлебникова, иллюстрации Д. и В. Бурлюков, О. Розановой, П. Филонова, И. Пуни, издается также факсимильно и сопровождается статьей и комментариями Н. Г. Фиртича, профессора университета Vassar College (Н.-Й., США). Помимо этого, издательство ЕУ анонсирует целых ряд весьма любопытных книжных проектов, среди которых особенно хотелось бы выделить «Манифесты» Антона Сорокина (1886—1928), легендарного писателя-скандалиста из Омска (издание готовят новосибирские и омские исследователи И. Е. Лощилов, А. Г. Раппопорт и И. Г. Девятьярова), и книгу «ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕТОВАРИЩА КЕММИНКЗА В СТРАНЕ СОВЕТОВ: Э. Э. КАММИНГС И РОССИЯ», посвященную американскому поэту-авангардисту Э. Э. Каммингсу, его отношению к СССР и советскому обществу (в антологию текстов, составляющих книгу, подготовленную В. Фещенко и Э. Райт, входят главы из экспериментального романа Каммингса о Стране Советов, впервые опубликованного в 1933 году и только сейчас переведенного на русский.
Не случайно первой книгой серии стала «Труба марсиан». Во-первых, оригинал издания — а выходил манифест в виде плаката/свитка (только в сложенном виде он выглядел как брошюра) — практически недоступен; во-вторых, этот текст очень важен для истории авангардного движения в России. Именно в «Трубе…» Виктор Хлебников впервые назвал себя «Королем Времени Велемiром 1-м» и повелел перевести «славных участников будетлянских изданий… из разряда людей в разряд марсиан». Есть в манифесте и другое знаменитое повеление-пожелание: «ПУСТЬ МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ РАСКОЛЕТСЯ НА МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ И МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ ПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ».
В статье Софии Старкиной, автора первого в мире жизнеописания Будетлянина «Велимир Хлебников. Король Времени», и в подробных комментариях к «Трубе…» Андрея Россомахина, написавшего несколько книг, посвященных русским авангардным поэтам первой трети ХХ века, разбирается и анализируется едва ли не каждое слово манифеста, рассматриваются все возможные контексты и «претексты» «Трубы Марсiанъ». В частности, объясняется, что «ошибка в согласной» (как указывается в самом тексте) в выражении «ведь мы босы» — вовсе не ошибка, а уступка цензорам, посчитавшим невозможным оставить фразу «ведь мы боги».
Первый же проект серии «AVANT-GARDE» получился изящным и стильным (и брошюра, и книга помещены в картонную коробку; на лицевой стороне ее имеются два клапана, которые без всякого труда вытаскиваются, раздвигаются и являют миру один из самых удивительных документов по истории авангарда ХХ столетия.

Андрон КИСЕЛЁВ



Тихон Чурилин. «Стихотворения и поэмы».
Составление, подготовка текста и комментарии Д. Безносова и А. Мирзаева: в 2 т. — М.: Гилея, 2012.

Двухтомник Тихона Чурилина (1885—1946), одного из последних значительных поэтов Серебряного века, ровесника и соратника Велимира Хлебникова, является первым столь значительным и объемным собранием его стихотворных текстов. 1-й том включает поэтические произведения, опубликованные в трех небольших прижизненных книжках: «Весна после смерти» (1915), «Вторая книга стихов» (1918) и «Стихи» (1940; сборнику со столь оригинальным названием повезло выйти в «неудобное» время: тираж его был уничтожен, сохранилось лишь несколько экземпляров), а также тексты, вошедшие в различные журналы и альманахи (в том числе и переводы из немецкой и татарской поэзии — стихотворения А. Штрамма, А. Эренштейна, К. Гейнике и Чабан-Заде). 2-й том составлен исключительно из неизданного: «Март младенец» (1915), «Третья книга стихов» (1920—1921), «Жар-Жизнь» (1932; к этой книге примыкает и одноименный цикл, датируемый 1931—1932 гг.), а также стихи и поэмы разных лет (1914—1940-е гг.). В Приложении к этому тому публикуются автобиографические документы (многое — впервые), футуристический манифест «Воззвание Молодых Окраинных Мозгопашцев» и посвященное Чурилину эссе его соратника, поэта и ученого Льва Аренса «Слово о полку будетлянском» — о В. Хлебникове, Г. Петникове, Т. Чурилине, Божидаре, Н. Асееве, Б. Пастернаке, В. Каменском.
В 2010—2011 гг. — стараниями Д. Безносова и А. Мирзаева в мадридском издательстве М. Евзлина «Ediciones del Hebreo Errante» были выпущены четыре небольшие книги, включивших пьесу «Последний визит», изданные и неопубликованные стихи Чурилина. Но эти замечательные издания, являясь, по сути, внетиражными коллекционными изданиями, могли удовлетворить потребностям только немногих знатоков, любителей и ценителей. Нынешние весьма корпулентные тома представляют Чурилина — объемно, многопланово и разнообразно — гораздо более широкой публике (тираж книги — 500 нумерованных экземпляров; будем надеяться, последуют и допечатки). Думается, 2-томный Чурилин станет открытием — прежде всего, публикуемыми впервые текстами — и для тех, кто знал и любил поэта прежде.
Примерно шестую часть своей жизни Тихон Чурилин провел в московских психиатрических больницах. Первая его книга была напечатана после выхода из лечебницы. И дни свои Чурилин окончил тоже в психушке, больной и всеми забытый. В 1930-е годы он пытался стать «нормальным» советским поэтом. Попытка, в целом, не удалась. Свидетельством тому — стихотворения, практически не уступающие — по силе экспрессии и безудержно-сумасшедшей образности — его же собственным текстам 1910-х, заставлявших Владимира Маяковского без конца их скандировать, Осипа Мандельштама — восхищаться ими, а Марину Цветаеву — называть Тихона Васильевича — «…поэтом, гениальным поэтом»:

…Скорей! А то мост этот дальний — вверх руки! пойдет.
Бегом! Пробежим и посмотрим Петровским барокко в живот.

Скорей! Но пока пробежали, руками мосты развели.
Теперь все равно гуляем с тобой у Невы, у земли.

И вот, окаймил и застыл у Невы ледовитый гранит.
Судьба и твоим и моим ногам мостовую гранить.

Глаза! Ненасытцы! Смотрите, все в ряд, визави:
Сенат, Адмиралтейство, Дворец, стоят в бледнозеленой крови…

(Из цикла «Ленинград», 1935 г.)

Андрон КИСЕЛЁВ