Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы



CD-обозрение
 
Воскресение
Я привык бродить один
Студия "Союз", 2004


Когда-то в представлении поклонников они были неотделимы друг от друга — Константин Никольский и группа "Воскресенье". Но как всякой яркой творческой единице, Никольскому захотелось записывать сольные альбомы. Однако абсолютно свободного плавания не получилось, ибо по-прежнему корабль Никольского (назовем так его творчество) вздымается на гребне уже знакомой волны. Тоже самое происходит и с "Воскресеньем". Перед нами два диска — один Константина Никольского, другой — группы, где он некогда был вокалистом. Из содержания явствует, что песни, которые некогда принесли известность легендарному "Воскресенью", иными словами, ставшие хитами, по-прежнему составляют основу того и другого дисков. Никольский остался со своими произведениями, Алексей Романов — со своими.
(Нужно ли сравнивать амбициозность и личностные масштабы того и другого? Один обращается к людям от своего собственного имени, другой позиционирует себя как часть продолжающей существовать группы.)
И думаю, трудно поспорить с тем, что в обоих случаях мы имеем дело с музыкальными произведениями высокого уровня. Как и с тем, что новые песни Никольского (которые предусмотрительно помечены в содержании) по интонации, построению музыкальных и текстовых фраз сходны с тем, что создавалось в эпоху единого "Воскресения".
Однако различия по линии "Никольский — Романов" существуют. Наверное, и в этом тоже следует искать причину их разделения. Все дело в так называемом образе лирического героя. В песнях Романова певец — скиталец, пилигрим (он же "солдат вселенной"), который в поисках своих добрался даже до Марса (слушай первую песню на диске с подзаголовком "Марсианская"). Он созерцает мир, глядя на него иронично и вместе с тем ласково. Он зовет в бой с обыденностью, все с той же усмешкой, и нередко разящие стрелы ее направлены на самого себя.
Никольский поэтизирует действительность, говорит о себе как о поэте, а "душа поэта — это зеркало мира". И его зеркало не просто передает подобие, оно преображает его. Лирический герой Никольского также созерцает жизнь, при этом в какой-то степени идеализируя ее, иными словами — он говорит о мире на высокой ноте, отчего — уже в какой раз слушаешь "Музыканта" или "Ночную птицу" — мурашки по коже.
И что же все-таки произошло? Деление целого? О чем поет Алексей Романов в песне "Научи меня жить" — "Дай мне лезвие мысли вонзить между частью и целым". Не совсем. Просто путь этого самого "воскресения", совершенствования, взаимоотношения с миром оказался не один. И главное — что оно, "воскресение" продолжается.

Автограф
Корабль
ООО "ICA Music", 2005


Группа "Автограф", созданная Александром Ситковецким в 1979 году (1980 г. — год первого выхода на сцену на рок-фестивале в Тбилиси) была одной из первых в СССР профессиональных рок-групп. Взорвав советскую действительность, прогремев по всему миру (речь идет не просто о нескольких концертах, а о целом гастрольном туре по множеству стран Европы и Америки), они удостоились сравнения с Yes и Pink Floyd. В этом году "Автографу" исполняется 25 лет. По этому поводу полагаются не только поздравления, но и, как оказалось, переосмысление уже известной композиции от самих музыкантов. И несмотря на то, что еще после альбома "Каменный край", вышедшего в 1989 году, группа распадается и участники ее начинают заниматься сольными проектами, такой случай снова собирает их вместе.
Юбилейный диск под названием "Корабль", который включает одноименное музыкальное произведение в двух версиях (старой и новой) и видеоклип на него. Ремейк (первая композиция на диске) выполнен в современной электронной обработке.
Обычно в подобных дисках представлены несколько хитов прошлых лет, в данном случае музыканты "Автографа" избрали произведение, которое по музыкальному и смысловому ряду является арт-роковой притчей. Корабль предстает некоей аллегорией всего светлого, что должно быть в человеке, чего он достоин, но для того, чтобы этого достичь, необходимо оторваться от "дел земных" и увидеть "в лучах зари багряной" тот самый спасительный корабль. Надо спешить — потому что корабль этот может быть последним, как и шанс просветления и обретения истины.
Клип представляет собой видеохронику — это компиляция из записей концертов, совместных музыкальных досугов и студийной записи юбилейного диска. Никакого корабля, к примеру, похожего на тот, который мы видим на обложке диска, в клипе мы не наблюдаем. Да и зачем, собственно? Главное — мы наблюдаем за теми, кто все-таки попал на этот самый корабль и следует светлым путем.
Подводя итог своей творческой деятельности, "Автограф" использует только внешние "уловки" современной музыки, добавляя электронного звучания "Кораблю", по сути же музыканты говорят на своем прежнем языке. Они напоминают о том, как важно следовать своим убеждениям и стремиться к истинному.

Обзор подготовила Валентина БУРУЛА