Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Вечер Анастасии Черновой

В московской Библиотеке Искусств им. А. П. Боголюбова свою дебютную книгу представила Анастасия Чернова. "Самолет пролетел" (издательство "Вест-Консалтинг") — прозаический сборник, составленный из девяти объемных рассказов и повести "Первый снег".
Вечер открыл председатель литературного клуба "Верфь" поэт Александр Орлов. Он рассказал о традициях библиотеки и поблагодарил администрацию, сотрудника Рамазанову Надежду Николаевну, предоставивших этот красивый, уютный зал.
Первым их гостем выступил известный поэт и публицист Владимир Фомичев. Оказывается, он был редактором первой московской книги прозаика из провинции Евгения Чернова, отца Анастасии. Книга вышла в издательстве "Современник". Следующим выступил писатель, автор 50 книг, Александр Трапезников. "Я помню первые рассказы Анастасии, ее первую публикацию в журнале "Проза", — сказал он, — и уже тогда меня удивила сверхзадача автора, тогда еще юной 14‑летней девочки. Гоголь однажды сказал, что в России человека не переделаешь. Можно попробовать переделать культуру, что Настя и пытается осуществить. Пробует, несмотря на то, что в нашей стране отношение к культуре, к чтению — известно какое…".
Станислав Зотов, сотрудник журнала "Наш современник" вспоминал: "Когда я впервые увидел Настю, то удивился, что в наш журнал пришла такая молодая девушка. Выглядела она лет на 15. Казалось, ничего серьезного ожидать от нее нельзя. Потом я узнал, что рассказы Анастасии выдвинули на премию Леонида Леонова, печатают в серьезных журналах".
Писатель и издатель журнала "Лампа и дымоход" Герман Арзуманов говорил о концепции сборника. "Какие-то рассказы я читал раньше — мы с Настей учились на семинаре Михаила Петровича Лобанова, другие дочитывал сейчас. Рассказы подобраны для этой книги не случайно, они все выполнены в грустно-лирической тональности. Это глубоко поэтичная книга — несмотря на то, что в ней нет ни одного стихотворения. Все тексты в ней балансируют между реализмом и фантастикой. Это синтетическое явление, оно очень современно и хорошо усваивается читателем". Выпускницу Литературного института Ирину Митрофанову в рассказах Анастасии Черновой привлек пытливый, изучающий взгляд, и, несмотря на молодость автора, — психологическая достоверность. "Внимательное, увлеченное изучение людей, ситуаций — очень важное качество для писателя, — сказала Ирина. — Но, вместе с тем, Настя и фантазер, причем такой, у которого есть чувство меры. Ее рассказы — интеллектуально увлекательная игра, но мастерски уравновешенная".
Кандидат исторических наук Артём Каратеев порадовал революционным сообщением из области теории литературы. "Часто Анастасию Чернову отправляют в лагерь почвенников, говорят, что это несовременно и немодно. Но Анастасия пишет по методу постмодернизма. Постмодернизм — именно метод, такой же, как реализм и романтизм. В определенные периоды он бывает наиболее востребован, пример тому поздние римские авторы или эпоха барокко". А. Каратеев обратил внимание на звучащие в рассказах Анастасии Черновой отголоски "Школы для дураков", просматривающиеся отражения героев Венички Ерофева, и героем в них часто является молодой человек, а не девушка, что, по мнению выступавшего, тоже является признаком постмодернизма. Своими впечатлениями о книге поделились выпускники Литературного института — Дмитрий Лукин, Александр Евсюков и Светлана Бондарева.
С особой благодарностью Настя вспоминала и своего научного руководителя — профессора Татьяну Васильевну Зуеву, которой не стало в июле этого года. "Лекции Татьяны Васильевны открыли для меня новый мир. Мир народного творчества и его загадочное пересечение с литературными произведениями. Мне захотелось исследовать стихию народной жизни. Какие легенды, песни и сказки сохранились, да и просто — о чем думает старушка в далекой-далекой деревне, в одиноком домике на берегу холодной реки? В этом году я участвовала в двух фольклорных экспедициях — в Пошехонье и в Рязанской области. Возглавляла их фольклорист, доктор филологических наук Елена Александровна Самоделова", которая пришла в Библиотеку, чтобы поддержать Настю.
На вечере звучали стихи Екатерины Ратниковой и Григория Тачкова, песни Дарьи Манохиной, а также фортепианная музыка в исполнении студентки консерватории Натальи Терехиной. Многие выступающие отмечали организаторские способности А. Черновой, как ведущей Клуба прозаиков Литературного института. Поэт Григорий Шувалов сказал: "В то время как на Литературный институт осуществляется давление с самых разных сторон, то свойство характера Анастасии, которое помогает ей собирать, аккумулировать людей вокруг себя, особенно ценно. В другое время мы собирались бы в салоне Анастасии Черновой. Но, думаю, все еще впереди".

Сергей ШУЛАКОВ