Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Евгений Степанов
«Профетические функции поэзии, или Поэты-пророки»


М.: «Вест-Консалтинг», 2011

 

Прямолинейно вросшее в наследие А. С. Пушкина слово «пророк» большинство из нас со школьной скамьи привыкло зачислять к высокому штилю. Там же, в Золотом веке русской поэзии, ну, и отчасти еще в Серебряном, остается для нас, вероятно, и сама способность пророчествовать. Массовое сознание переадресовало этот дар магам и колдунам, составителям гороскопов и прогнозов.
На фоне Пушкина вылетело множество птиц, множество. А если в наших руках осталось всего несколько жалких перьев, то это вовсе не значит, что птиц мало — вероятно, мы плохие ловцы. Вот в чем дело.
«Поэт — не гадалка, не прорицатель, — пишет в своей новой книге московский писатель Евгений Степанов, — Он передает — через состояние своего духа — атмосферу эпохи, выражает, как это ни банально звучит, время. И в этом смысле русская литература дала, наверное, самое большое количество удивительных авторов». Безусловно, нужно еще раз сегодня об этом сказать, когда поэзию пытаются выдать за причудливый и бесполезный отросток культуры, продолжая порочную традицию замалчивания времен и целых поколений свободно мыслящих людей.
Не мистифицируя, не демонизируя профетизм поэтов, Е. Степанов, тем не менее, подчеркивает загадочность и широту адресации мессиджа, который поэты «посылают не только современникам, они обращаются к грядущим поколениям, возможно, к иным субстанциям высшего порядка, как бы информируя космос (ноосферу) о том, что знают. Или — наоборот — “переводя” полученную из ноосферы информацию на общедоступный язык». В связи с этим исследователь усматривает свойственную поэтам-пророкам всеобъемлющую метакоммуникативную функцию.
На 84‑х страницах брошюры после краткого вступления автор успевает поочередно проанализировать сначала неисповедимые пути литературных столпов прошлого — Александра Пушкина, Велимира Хлебникова, Марины Цветаевой, Максимилиана Волошина, Зинаиды Гиппиус. Сергея Есенина, Николая Рубцова, — а затем выстроить галерею современных, но уже окончивших свой земной путь, поэтов; здесь пока пять портретов: Виктор Цой, Борис Рыжий, Александр Ханьжов, Татьяна Бек и Анна Альчук.
Евгений Степанов убедительно доказывает, что плодоносная наша земля родит своих пророков и сегодня. А то, что Родине при этом гораздо важнее определить численность поголовья крупного рогатого скота, опять же идет в зачет нашим светлым современникам, не менее трагедийно и факельно, чем поэты прошлого, представляющим свои жизни на подмостках уличных театров. Рассказывая об удивительных судьбах поэтов‑пророков, автор брошюры предлагает прозорливому читателю не просто продолжить список незабываемых имен, но и расширить, углубить начатый анализ актуальной проблемы.
Важность такого занятия очевидна. Признаваясь в собственной гордыни, мешающей нам увидеть большое рядом, мы обретем и расшифруем те мудрые послания, которые наши современники оставили нам, чтобы почуять «под собой страну» и себя в ней не потерять. Оставив же все, как есть, мы рискуем зарезервировать НЗ до тех пор, когда питательные консервы уже будет не для кого открывать.
А зачем самому поэту заглядывать в будущее? Он об этом не задумывается, пишет и, как водится, проговаривается о главном по ходу пьесы… А еще — выживает с Музой в паре, потому что больше не с кем. Спасательный круг творчества страхует поэта от невыносимости бытия или штиля вселенской тоски. Такова, к примеру, стихотворная формула Варлама Шаламова: «Качает наше горе/ На лодке рифм./ Я рифмами обманут/ И потому спасен».
Таким образом, поэт спасает себя. А прикоснувшись к нему, мы спасаемся сами.
Возможно и на дно уйти, не канув в Лету… 24 августа 1999 года в Кировском затоне утонул гениальный мальчик Илья Тюрин, всего за несколько лет успевший оставить мощное поэтическое наследие. Его «раНЕНЫй рай» (буквы выделены мной — З. А.), отмеченный в записной книжке, протянут, как веточка помощи, всем, кому самим не выбраться из болота бессмыслицы.
«Принято считать, — что поэты-пророки были только в прошлом — в ХIХ, ХХ веках. Нет, — возражает Евгений Степанов, — они живут среди нас…»
Простые смертные поэты, предсказав свои и не свои жизни и смерти и уйдя из этого мира, стали просто бессмертными.

 

Зульфия АЛЬКАЕВА