Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Владимир Ерошин
«ЛЕТО. Парк танкеток»


М.: «Вест-Консалтинг», 2012

 

«В известном смысле недостатки любого произведения сводятся к одному — оно слишком длинно», — сказал Вовенарг.
Нельзя этого утверждать о миниатюрной поэтической форме «танкетка», которая была предложена Алексеем Верницким в 2003 году.
Танкетка — лаконичное стихотворение из двух строк, насчитывающих в сумме 6 слогов. В ней должно быть не больше 5 слов и отсутствие знаков препинания. Каким же мастерством надо обладать, чтоб написать полноценную танкетку, где читателю предоставляются широкие размышления в междустрочии:

 

в танкетке
все меж строк

 

Тяга к малым формам появилась в русской поэзии не так давно. С тех пор, как возник интерес к японской поэтической миниатюре, повлиявшей на рождение танкетки.
Танкетистов не так уж и много, но в этом жанре, как можно прочитать в Википедии, пробовали себя А. Василевский, М. Хаген, В. Прокошин и другие поэты.
В 2008 году вышла первая книжка — «Танкетки: теперь на бумаге. Антология».
Алексей Верницкий в статье «Танкетки, или Что идет после убещур» (Библиотека журнала «Футурум арт») писал: «Видели ли вы в документальных фильмах по астрономии, как вырывается из солнца протуберанец? Из сверкающего солнечного лика в черное пустое пространство выбрасывается столб светящейся солнечной материи. Точно так же я, глядя… на танкетки, написанные разными авторами…, думаю о них как о протуберанце поэзии, выброшенном в то пространство».
Из подобных протуберанцев поэзии и состоит сборник танкеток Владимира Ерошина — автора, который с 2005 года стал известен в кругах танкетистов и до сих пор остается верен этой стихотворной форме.
В танкетках нет, и не может быть ничего лишнего. При помощи нескольких, мастерски выбранных мазков создается емкий поэтический образ, а фантазии читателя предоставляются большие возможности. Что можно представить себе, прочитав:

 

бокал
с пеной у рта

 

Вероятно, пьяную компанию, в которой возникла ссора, где один пытается в нетрезвом запале доказать другому свою правоту. Мало кому из нас не знаком этот сюжет, а потому вызывает яркие ассоциации. Оказывается, всю картину можно передать всего лишь 4–5 словами, а в голове возникает целая история.
От лирической японской поэзии, напоминающей филигранную кружевную графику, стиль танкетки Ерошина отличается концептуальностью, четким рисунком с натуры, обращением от внутреннего во внешний мир, нелепицу которого автор может подметить тонко и шутливо:

 

кефир
под кифару

народ
скачал права

стринги
под паранджой

 

Миниатюра его очень разнообразна, разнопланова. Фундаментом ее создания являются многочисленные поэтические приемы и языковые жанры. Можно встретить танкетки, замешанные на пословицах и поговорках:

 

как раки
зимуем

в глазок
гляди в оба

не любит
не козла

 

Иногда это философские наблюдения или вдруг возникшие афоризмы:

 

соска
первый обман

глобус
центра Москвы

долог
час песочный

даром
лишь танкетки

 

Нередко это красноречивая шутка, юмор, в котором могут быть задействованы:

— жаргонизмы:

 

хакер
завис в любви

 

— иногда перефразированные поговорки и пословицы:

 

клумба
коту под хвост

друга
познал в еде

 

— и даже библейская лексика:

 

Ева
вопрос с ребром

 

Из поэтических приемов привлекает внимание, прежде всего, оксюморон — сочетание несочетаемого:

 

атеист
от Бога

икона
и кино
в посольство
на посол

разве
он разведчик

 

Три вступительных статьи известных критиков сопровождают поэтический сборник. Один из них — Кирилл Анкудинов — пишет: «Эта книга замечательна тем, что являет собой панораму жанра, исчерпывающе демонстрирует плюсы и минусы, удачи и ошибки, тупики, лабиринты и горизонты, кризисы и перспективы танкетки».

 

Полина ВАЙС