Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Анаграмма, или монорифма, как поэтический прием явно обозначена в "Поэтическом словаре" Квятковского. Однако как система стихосложения она впервые проявилась в моей поэме "До-потом-Ноя Ев-Ангел-ИЕ" в 1978 г. Эта поэма — синтез анаграммы и палиндрома, который присутствует в ней как частный случай анаграммы. Метафизический смысл поэмы в комбинаторно-лингвистическом превращении имени Озириса и других дохристианских богов в имя Христа. Композиционный остов поэмы, ее звуковая крестовина — слова "крест" и "Христ". Такая система стихосложения названа мной "Палиндронавтика". Это синтез анаграммы, палиндрома и комбинаторной лингвистики (позднее доведенной до совершенства в поэме Е. Кацюбы "Свалка").
Палиндронавтика — система стихосложения, где звук и зрение голографичны, или фрактальны, что наиболее полно соответствует смыслу метаметафоры. Метаметафора — обратная перспектива в слове. Термин впервые использован в предисловии к поэме А. Парщикова "Новогодние строчки" (журнал "Литературная учеба", 1984).
Сама метаметафора впервые появилась в моей поэме "Бесконечная" (1960):

Я вышел к себе
через-навстречу-от
и ушел под
воздвигая над

В кругу будущих метаметафористов это явление было обозначено мной как "мистериальная метафора", переименованная мною в конспиративных целях в 1975 г. в "метафору эпохи теории относительности" (на вечере трех метаметафористов в ЦДРИ, 1975).
Таким образом, можно говорить о палиндронавтике как о метаметафорическом преобразовании стихосложения.
В 1995 г. мне впервые удалось осуществить часть проекта по синтезу нотной записи с новым стихосложением в цикле "Ми-Ре-До".

В бесконечности есть зазор из розы
разверзающей другие Миры
где все слезы сливаются в одну СОЛЬ
где все ноты сливаются в одну — СОЛЬ
где все Реки сливаются в одном РЕ
где уМИрают Миры из МИ
и ДОносится ДО до ДО
из мембраны СИнего СИ

Или:

Скажешь "до"
оно уже "соль"
ДО вст-РЕ-чи

В поэме "РЕ- МИР" нотный ряд становится мелодией самого стиха.

Христу было не ДО Тиверия
Тиверию было не ДО Христа

Далее открываются бесчисленные возможности по обогащению стиха приемами композиторского искусства.
В том же направлении ранее было создано два композиторских цикла "Партант" (1986) и "Верфьлием" (1988).
"Партант" построен на основе музыкальной стихии Шенберга, Шостаковича и Шнитке.

Партант оповещант
Древне-ново-открыто-заперто…
Парашютно и вне губнея
Лысо-больно-гортанно
Троллейбусно-двоеженно
Простирательно в ничтоже сумняшеся…

Здесь смысловой ряд подвергнут грамматическим преобразованиям на основе музыкального варьирования темы.
"Верфьлием" выстроен на основе церковного восьмигласия. В основе лежат два гласа.

Глас первый (спаси, Господи, люди твоя…)
Всему тихо их постепенно
потому что исповедально хотеть люблю…
Глас третий (Христос воскресе из мертвых…)
Неподвижно всех впереди от вас
Все просияло
И отодвинулось позади

Не менее важен прорыв 1988 г. к языковому воплощению отсутствующего текста — "Комментарий к отсутствующему тексту". Само понятие "отсутствующий текст" по своей природе метаметафорично. Палиндром является губкой, смывающей звуком звук, что в свое время отметил В. Хлебников в комментарии к "Перевертню". "Комментарий к отсутствующему тексту" дает возможность обозначить это поле пустоты, порождающее новые виртуальные смыслы.
В 1990 г. в поэме "Утверждение отрицания" впервые применен принцип аркадного убывания текста вплоть до полного исчезновения. Создан зримо исчезающий текст, но с воссозданием на месте исчезнувшего текста нового смыслового поля:

"Бог есть субстанция с бесконечным множеством атрибутов"
"Бог есть субстанция с бесконечным множеством…"
"Бог есть субстанция с бесконечным…"
"Бог есть субстанция…"
"Бог есть…"
"Бог…"

Или:

Чижик-пыжик,
где ты был?
Чижик-пыжик,
где ты?
— Был.

Принцип голографического или фрактального стиха, где минимальная смысловая единица содержит все, разработан в цикле "Голо-графия" (1988) и в стихах 2000 г.

О Сирано де Бержерак
Рак
на горе который свиснет
м-м-м-рак
Или:
Я всего лишь необы-
чайный домик
где чай не пьют
а поют
и вии-
тает от чая к чаю
аро-
матовый па-
рок у рта
иероглиф чая

На протяжении многих лет мною разрабатывается проект Владимира Набокова по соединению правил шахматной игры и стихосложения: "Шахматный рояль" (1986), "В'южный ферзь" (1999), "Свадьба. Шахматный Озирис" (1986). Восьмой номер моего "Журнала ПОэтов" был посвящен этой теме и назывался "Ладья — Лад Я".
В "Шахматном рояле" нотный ряд и шахматная игра соединены в единое целое:

Можно сыграть шахматную партию на рояле
"Концерт-турнир черно-белых рыцарей ладьи и рояля"
ход конем — ЛЯ
партия ферзя — ДО…
В поэме "В'южный ферзь" удалось соединить ходы фигур с движением внутри стиха:

В
  с
      е
п
    о
        е
              з
                  д
                      а
в
    м
          е
              т
                    р
                        о
у 
  х
      о
          д
              я
                  т
ф
    е
      р
          з
              е
                  м
там под землей никто не ходит конем

В компьютерной анимации (http://revyakinart.narod.ru/ferz/) можно увидеть, как это происходит.
В стихотворении "Акварокировка" игра морских волн превращается в шахматную феерию:

Море движет фигуры волн
выбрасывая на берег ферзя
море ходит морским конем
конь — соленый девятый вал

В 7-ом номере журнала "Ах Бах" применяются принципы фуги Баха:

Наг ор рог орган
К органу наг рок
А семя месса
Нагой Иоганн
Иоганн нагой…

Бог неба Бах
Бах неба Бог

Все впервые найденные ходы в новую поэтику ДООСа ни в коей мере не являются тупиковыми, и часто пунктирная линия развития видна в творчестве многих современных поэтов. Ни один из перечисленных выше приемов еще не исчерпан, и создается впечатление, что все они имеют бесконечную перспективу в будущем.



Литература:

К. Кедров "Шахматная симфония". — В "Журнале ПОэтов" № 8, 2006.
К. Кедров "Ах Бах". — В "Журнале ПОэтов" № 7, 2005
К. Кедров "В'южный ферзь" (http://revyakinart.narod.ru/ferz/ компьютерная анимация).
К. Кедров "Метакод". М., АиФ Принт, 2005.
К. Кедров "Или". Собрание поэтических сочинений. М., Мысль, 2002.
К. Кедров "Ангелическая по-этика (Учебное пособие). М., Изд. Университета Натальи Нестеровой, 2002.
К. Кедров "Инсайдаут" (гл. "Лексикон", "Компенлдиум"). М., Мысль, 2001
К. Кедров "Энциклопедия метаметафоры". М., 2000.
К. Кедров "Метаметафора". М., 1999.
К. Кедров "Поэтический космос", гл. "Рождение метаметафоры". М., 1989.
К. Кедров "Звездная азбука Велимира Хлебникова". — "Литературная учеба", 1982, № 3 и в кн. "Мастерство писателя", М., 2005.
К. Кедров "Палиндронавтика Елены Кацюбы". — В кн.: "Первый палиндромический словарь современного русского языка". М., 1999.
К. Кедров "Телу мал амулет". — В газ. "Новые известия", 1999, в кн.: "Ангелическая по-этика".
К. Кедров "Философия палиндрома". — В кн.: "Новый палиндромический словарь". М., 2002.
Е. Князева "Анаграмматический принцип построения текста в метаметафоризме // Лингвистический и эстетический аспекты анализа текста и речи". Сб. статей Всероссийской науч. конф. Т. 1. Соликамск, 2002.