Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

К 220-летию Николая Лобачевского


Альфия Галимуллина

Нельзя переоценить просветительскую деятельность Николая Ивановича Лобаческого, внесшего огромный вклад в развитие науки в России. Прежде всего необходимо отметить, что в течение сорока лет в разных должностях Н. И. Лобачевский преподавал в Казанском университете, а с 1827 по 1845 годы был его ректором.
Возглавляя более 19 лет университет, он занимался не только научной, преподавательской деятельностью, но и строил новые учебные корпуса, создавал научную библиотеку, оборудовал мастерские, лаборатории и обсерваторию, благодаря его широкомасштабной хозяйственной деятельности Казанский университет стал настоящим образовательным центром, отвечающим новейшим требованиям науки середины XIX века.



Николай Иванович Лобачевский
и «неевклидова геометрия»
в контексте культурной жизни Татарстана

23 февраля (11 февраля по старому стилю) 1826 года – день рождения нового направления в математической мысли – неевклидовой геометрии Николая Лобачевского.
В этот день ученый сделал первый доклад о главном труде своей жизни, а в 1832 – 1834 годах он опубликовал свой труд «О началах геометрии». Однако российские ученые (М.
В. Остроградский) в то время не смогли оценить гениальную идею казанского ученого («на плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, проходит более чем одна прямая, не пересекающая данную»), снимающую ограничения, введенные аксиомой параллельности Евклида. Более того, осмеяли, не позволили защитить диссертацию.
Но просветительская и научная деятельность Николая Лобачевского была столь значительной, что 29 апреля 1838 года ученому было пожаловано потомственное дворянство, а его герб внесен в «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи». Среди многих символов в гербе были серебряная подкова и пчела, символизирующие трудолюбие и плодотворную деятельность.
Показательно, что теорема Лобачевского нашла отражение и в литературе. Так, Велимир Хлебников в поэме «Ладомир» в картину переделки мира включил и ее:
Это Разина мятеж, Долетев до неба Невского, Увлекает и чертеж, И пространство Лобачевского.
Поль Андерсон ввел призрак Лобачевского в фантастический роман «Операция «Хаос»»:
герои призвали его к помощи в измерении, подчиняющемся законам неевклидовой геометрии.
Детским и юношеским годам выдающегося ученого-математика посвящен роман казанского ученого и писателя Джавата Тарджеманова «Серебряная подкова», изданный в 1979 году в издательстве «Советский писатель».
Роман повествует о том, как сложно быть талантливым человеком, как непросто складываются его отношения с окружающими. С одной стороны, у Николая Лобачевского была прекрасная семья: любящие мать, дедушка, его братья, старший Александр и младший Алексей, с другой – будущий ученый тяжело входил в гимназическую жизнь. Он не смог показать своих знаний во время вступительного экзамена в гимназию и поэтому, в отличие от своих братьев, сразу принятых в начальные классы, поступил только в подготовительные. И там ему пришлось испытать несправедливость преподавателей и воспитателей.
Впечатлительному мальчику не понравилась казенная, схоластическая система обучения и воспитания, основанная на зубрежке, муштре, поэтому он сбежал из гимназии. Тарджеманов не идеализирует своего героя, но с глубоким психологизмом показывает его переживания, разочарования. В первой части романа «Весна гения» значительная роль в становлении личности Николая Ивановича отводится его матери Прасковье Александровне, образованной женщине, мудрой и чуткой. Она воспитала своих детей в атмосфере добра и взаимопонимания, поэтому не упрекнула своего сына за побег из гимназии, а, внимательно выслушав, увезла домой, в Нижний Новгород. Здесь он продолжил много читать. По замечанию автора, «…как у большинства детей, растущих одиноко или в кругу взрослых, у него сложился богатый мир своих понятий, о существовании которого старшие и не подозревали. В последнее время он увлекался поэзией. Читал запоем все поэтические сборники, сохранившиеся на чердаке. Даже сам пробовал сочинять стихи. По «Истории математики» узнал он, что ученики Пифагора писали свои сочинения стихами. Иногда мальчик воображал, что едет на верблюде по египетской земле, мимо величественных пирамид и сфинксов; посещает гордого Евклида в Александрии, который на вопрос царя Птоломея – нет ли другого легчайшего пути для изучения геометрии, ответил: нет, к сожалению, даже для государей; спускается в темницу к Анакимандру, который старался и там, в заточении, сыскать квадратуру круга… Такими стихами он исписывал все попадавшиеся клочки бумаги, убежденный в том, что со временем будет поэтом». В дальнейшем на страницах романа Тарджеманов показывает разносторонность личности своего героя и приводит в пример отрывки из его стихотворений.
Решение вернуться в Казанскую гимназию созрело после знакомства Коли Лобачевского с биографией Михаила Ломоносова. Тарджеманов использует прием внутренних диалогов, которые раскрывают психологию героя, дают понять читателю, как герой приходит к важным в своей жизни решениям: ««Бывают же такие, – подумал Коля, прочитав эту книжку. – Не побоялся. Ушел один из родной деревни. В лютую стужу догнал обозы… А я-то? Учиться бросил.
Из-за чего? Ломоносов не бросил бы…» (…).
Мальчик заявил: «Хочу в Казань. Обратно… в гимназию…». Мать выслушала его спокойно, будто и не удивилась: «Хорошо, – улыбнулась она. – Поедем». Мальчик дает маме слово, что  «учиться будет хорошо».
Отражая этапы становления личности будущего ученого-математика, Тарджеманов подчеркивает его трудолюбие, большую самостоятельность и внутреннюю дисциплину.
На страницах романа рассказана история дружбы между Колей и Сережей Аксаковым.
Их роднит тяга к познанию, которая не вмещалась в узкие рамки учебных программ.
Многие учителя изображены в романе в негативном плане (директор гимназии И.
Ф. Яковкин). В то же время показано, что в недрах традиционной системы образования благодаря таким истинным ученым-просветителям, как Николай Мисаилович Ибрагимов и Григорий Иванович Карташевский, гимназисты научились самостоятельно мыслить, принимать нестандартные решения, познакомились с произведениями писателей, запрещенных в то время цензурой, например, с романом А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».
Показательно, что Н. М. Ибрагимов преподавал в гимназии как словесность (литературу), так и геометрию, что позволяет судить о его энциклопедических знаниях и незаурядной личности. В романе также прослеживается мысль о том, что нет глубокого водораздела между математикой и словесностью, а, наоборот, обе эти области знания помогают друг другу.
Большое впечатление произвела на гимназистов прогулка с Ибрагимовым по Казанскому Кремлю и его напутствие: «Стремитесь же неуклонно вверх, к вершинам еще не открытых знаний. Это нелегкий путь. Но жить – значит гореть огнем исканий во имя человечества!» Во второй части романа «Серебряная подкова» («Восхождение к истине») повествуется о том, как трудно ученому-новатору, было отстаивать свое право на открытия в науке, противостоять мракобесам, сжигавшим в середине XIX века научные труды, обвиняя их авторов в безбожии, как часто Николай Иванович Лобачевский испытывал разочарования от несправедливых решений чиновников от науки. В главе «Новый свет» Тарджеманов раскрывает значение открытия Н.И. Лобачевским неевклидовой геометрии.
Н. И. Лобачевский опроверг пятый постулат Евклидовой геометрии, который принимался как аксиома в течение двух тысяч лет.
Тарджеманов пишет об этом взволнованно:
«И Лобачевский дерзнул. Если Евклидову аксиому параллельности, рассуждал он, принять за предположение, то, значит, можно заменить его противоположным утверждением, а именно: через точку, лежащую вне прямой, на плоскости можно провести бесчисленное множество прямых, которые с данной прямой нигде не пересекутся, то есть будут ей параллельны. Тогда, сохранив остальные аксиомы, на этой основе можно логически построить совершенно другую, неевклидову геометрию. Древние «Начала» не единственная математически мыслимая теория безграничного пространства». Почти нейтральная интонация повествования сменилась в этой главе на эмоциональную, возвышенную, передающую взволнованность автора от грандиозности открытия, сделанного ученым.
Закономерно, что именно в Казани – в городе с богатыми культурными, научными и поэтическими традициями, связанными с именами Гавриила Державина и Велимира Хлебникова, зародился прекрасный поэтический фестиваль, который помогает объединить физиков и лириков, проверить «алгеброй гармонию» (А. С. Пушкин). Автор и координатор проекта – известная поэтесса, руководитель Секции русской литературы и художественного перевода Союза писателей РТ, лауреат литературных премий имени Г. Державина и А. Ахматовой (журнала «Юность») Лилия Газизова.
По традиции, в рамках Второго Международного поэтического фестиваля имени Н. И. Лобачевского планируется проведение научной конференции «Влияние неевклидовой геометрии на художественное сознание». Научно-теоретическая новизна проблематики конференции обусловлена необходимостью разработки теоретических междисциплинарных понятий. Предметом обсуждения на предстоящей конференции будут научные и творческие проекты на стыке философских, культурологических, исторических, естественно-математических и филологических исследований, апробация оригинальных гипотез, возможно, опережающих время, как и «неевклидовая геометрия » Н. И. Лобачевского.