Елена Павлова
«Шорох времени»
«Шорох времени»
М.: «Вест-Консалтинг», 2012
Поэзия Елены Павловой немногословна, но глубока. Это качество хорошых стихов — шелестом слов, смыслов, образов Павлова приближается к понятию времени. И времен. Неслучайно и посвящение: «моим современникам». И название новой книги: «Шорох времени» (М.: «Вест-Консалтинг», 2012).
Татьяна Виноградова во вступлении к ней восклицает: «Сколько же длинных слов приходится тратить, чтобы объяснить короткие стихи Елены Павловой!». Только дело в том, что их не нужно объяснять! Поэзия — не проза, и где логика правит бал, волшебство исчезает, растворяется. Неслучайно замечено такое отличие поэзии от прозы — последнюю можно пересказать близко к тексту, мало что потеряется, а вот стихи — только слово в слово, иначе рушится все. Павлова созидает именно стихи.
Татьяна Виноградова во вступлении к ней восклицает: «Сколько же длинных слов приходится тратить, чтобы объяснить короткие стихи Елены Павловой!». Только дело в том, что их не нужно объяснять! Поэзия — не проза, и где логика правит бал, волшебство исчезает, растворяется. Неслучайно замечено такое отличие поэзии от прозы — последнюю можно пересказать близко к тексту, мало что потеряется, а вот стихи — только слово в слово, иначе рушится все. Павлова созидает именно стихи.
самый ценный подарок
для женщины —
не напоминать
каждое утро
что она женщина, —
для женщины —
не напоминать
каждое утро
что она женщина, —
и возникает многомерное смысловое полотно, которое каждая женщина прочтет по-своему. Кто-то вспоминает круги под глазами после бессонных ночей, кто-то пребывает в мечтах, дабы понежиться на часок подольше (а домашние дела/дети/муж требуют, требуют внимания), кто-то…
Десятки вариантов, от радикальных до консервативных, от подернутых пленкой извечных взаимоотношений мужчин и женщин до бытовых, от одиночества до распутицы… Вот только в стихах все это многосмыслие заключено в несколько слов, стянуто, сконцентрировано, и для каждого (каждой!) предстает в ином свете.
Тонкость поэтики Елены Павловой подмечает и Евгений Степанов: «Ее афоризмы похожи на стихи, а стихи — на афоризмы». Можно продолжить — в некоторых текстах поэт как бы стирает грань между поэзией и высказыванием, и это, на самом деле, весьма опасно, поскольку здесь легко уйти в прозаизм, банальность, реплику по случаю. Но на этой самой границе кроются и несметные богатства — незамеченные резко пробежавшими мимо предшественниками.
Десятки вариантов, от радикальных до консервативных, от подернутых пленкой извечных взаимоотношений мужчин и женщин до бытовых, от одиночества до распутицы… Вот только в стихах все это многосмыслие заключено в несколько слов, стянуто, сконцентрировано, и для каждого (каждой!) предстает в ином свете.
Тонкость поэтики Елены Павловой подмечает и Евгений Степанов: «Ее афоризмы похожи на стихи, а стихи — на афоризмы». Можно продолжить — в некоторых текстах поэт как бы стирает грань между поэзией и высказыванием, и это, на самом деле, весьма опасно, поскольку здесь легко уйти в прозаизм, банальность, реплику по случаю. Но на этой самой границе кроются и несметные богатства — незамеченные резко пробежавшими мимо предшественниками.
изредка
в воду
падали
желтые
мысли
клена
в воду
падали
желтые
мысли
клена
Этот путь сродни добычи (в отдельных случаях даже — стяжательству) руды. Словесной, смысловой. Благодарно-неблагодарный путь, благородно выбранный поэтом (поскольку всякий путь — если лежит от сердца — благороден).
Природа в стихах Елены Павловой оживает; здесь вообще все приобретает, казалось бы, новые, а на самом деле малозаметные, но — качества. Немало текстов — о мире, о бытии. О женщине — самые точные, пронзительные, яркие.
Природа в стихах Елены Павловой оживает; здесь вообще все приобретает, казалось бы, новые, а на самом деле малозаметные, но — качества. Немало текстов — о мире, о бытии. О женщине — самые точные, пронзительные, яркие.
она
незаметно
превращалась
в женщину
и только
желтые листья
нанизанные на
тонкие каблучки
говорили о прошлом
незаметно
превращалась
в женщину
и только
желтые листья
нанизанные на
тонкие каблучки
говорили о прошлом
Не нужен рассказ/повесть/роман, чтобы вывести характер, перед нами — иной жанр, но порой не менее глубокий, заставляющий думать, со-сочинять. Стихи Елены Павловой «тайна единства женской мудрости и мысли», — отмечает Елена Ерофеева-Литвинская. И все-таки, несмотря на шорох времени, на живой — полноценный — мир, созидаемый от сборника к сборнику Еленой Павловой, центральное место в нем занимает женщина. И время это ее. И «Шорох времени» отзывается на ее прошлое…
в сосновых ветках
запутались
старые гнезда
уже два года
не прилетали птицы
трудно возвращаться туда
где прошло
детство
запутались
старые гнезда
уже два года
не прилетали птицы
трудно возвращаться туда
где прошло
детство
А к книге Елены Павловой возвращаться совсем не трудно! Напротив — порой так и тянет...
Василий МАНУЛОВ