Колесо обозрения
Владимир КОРКУНОВ
Поэт, литературовед, критик. Родился в 1984 году в городе Кимры Тверской области. Печатался в журналах «Юность», «Знамя» (в том числе с предисловием Беллы Ахмадулиной), «Арион», «Дети Ра», «Зинзивер», «Аврора», «Волга XXI век», «Южная звезда», «Студенческий меридиан», в «Литературной газете», в газетах «Литературная Россия», «НГ Ex Libris» и др. Начальник редакционно-издательского отдела издательства «Вест-Консалтинг». Член Союза журналистов России, Союза писателей XXI века.
Поэт, литературовед, критик. Родился в 1984 году в городе Кимры Тверской области. Печатался в журналах «Юность», «Знамя» (в том числе с предисловием Беллы Ахмадулиной), «Арион», «Дети Ра», «Зинзивер», «Аврора», «Волга XXI век», «Южная звезда», «Студенческий меридиан», в «Литературной газете», в газетах «Литературная Россия», «НГ Ex Libris» и др. Начальник редакционно-издательского отдела издательства «Вест-Консалтинг». Член Союза журналистов России, Союза писателей XXI века.
Стрекоза, ударившаяся в лоб Бретона, или вестники Апокалипсиса лукавой дуды
Предисловие
Предисловие
Как-то неожиданно получилось, но литературные споры (даже дрязги!) остались на обочине, и массового читателя (или «широкого», что приобретает совсем иной подтекст в эру гамбургера) не то что не волнуют — проходят мимо. Эдакое создание слонов из мух наперсточного размера. То есть резонанс имеется, но ограниченный узкими рамками. Что уж говорить о критике, где и скандалов поменьше, и стиль, что называется, предполагает. Этакое лакейство? Официанство? Даже заметный труд может остаться малозамечаемым. И все-таки, если звезды зажигаются (авторы пишут), значит это (тексто-часы) кому-нибудь нужно (пусть даже рецензенту да родным и друзьям автора)… Тогда — вперед, и если наше колесо обозрения посетит и благодарный читатель (даже неблагодарный!), то наш напрасный труд будет чуточку менее напрасным…
Город поэтов в гостях у детей солнца
Темой июльского номера «Детей Ра» стал еженедельник «Поэтоград» — родственное издание, готовящееся силами издательского центра «Вест-Консалтинг», в недрах которого создается и журнал.
Ян Бруштейн, как сказал о нем Иван Шепета, «поэт случайных открытий, нечаянных удач и щедрости» представлен стихами из новой книги. Стихи по большей части традиционные (силлабо-тонические), честные и простые.
Ян Бруштейн, как сказал о нем Иван Шепета, «поэт случайных открытий, нечаянных удач и щедрости» представлен стихами из новой книги. Стихи по большей части традиционные (силлабо-тонические), честные и простые.
когда на исходе мира все становится серым
сирым а точнее всего седым
и то что могу я вспомнить кажется сором
в городе который называет себя содом
никакие ангелы ни один ни двое не обманут время
сирым а точнее всего седым
и то что могу я вспомнить кажется сором
в городе который называет себя содом
никакие ангелы ни один ни двое не обманут время
Цепочка «серым» — «сирым» — «седым» — «сором», заканчивающаяся «содомом» — сама по себе сюжетна, хоть и бездоказательна. Исход мира — не библейский, без привычных знамений; впрочем знамения в мире, выпестованном Бруштейном, имеются, но они иные. Мир — стареет, как стареет и человек, и «содом» может быть заключен отнюдь не в рамки мира/города, а в пространство одного-единственного человека, который сам — и город, и мир.
Но… стоит одолеть еще несколько строк, и возникают ожидаемые знамения. И вот четыре ангела седлают коней, вот… Все переплетается, перемешивается в жерле готовящегося/случившегося Апокалипсиса. Но что значат вестники конца света, когда «…мы встанем ряд за рядом во имя того/кто дал нам свободу воли и право на жизнь»?
Не так давно вошедший в лонг-лист Волошинского конкурса Сергей Попов интеллектуален; ему свойственна игра, заканчивающаяся порой не самым удачным образом:
Но… стоит одолеть еще несколько строк, и возникают ожидаемые знамения. И вот четыре ангела седлают коней, вот… Все переплетается, перемешивается в жерле готовящегося/случившегося Апокалипсиса. Но что значат вестники конца света, когда «…мы встанем ряд за рядом во имя того/кто дал нам свободу воли и право на жизнь»?
Не так давно вошедший в лонг-лист Волошинского конкурса Сергей Попов интеллектуален; ему свойственна игра, заканчивающаяся порой не самым удачным образом:
Фраер фраера жесточе
и жаднее до удач.
и жаднее до удач.
Звукопись здесь мешает, окунувшись в фонетику, читатель невольно отрывается от сюжета; искусность (как охарактеризовал лирику Попова Влад Антикин) становится самозаложницей, поглощая себя. Хотя поиск созвучий более чем интересен: «Звезды-лезвия сверкнули,/поприжухли сторожа./Привкус крови, присвиcт пули,/за душою ни гроша».
И все-таки в нарративе не просто поиск формы и выразительных средств. А и приращение смысла, создание из привычных слов‑ингридиентов блюда не простого, не сложного, а такого, что вроде бы на виду, только… как заметить, как объять?
И все-таки в нарративе не просто поиск формы и выразительных средств. А и приращение смысла, создание из привычных слов‑ингридиентов блюда не простого, не сложного, а такого, что вроде бы на виду, только… как заметить, как объять?
К чему ей, дуре, эта скорость —
листве — в золу и перегной?
Но прянет утренняя морось
по-над поверхностью земной,
занепогодится, случится
средь сучьев скользкий сквознячок —
и станет пагуба сочиться
по черенку на язычок,
в соединенье неба с небом —
поди, некисло на ветру —
кровоснабжением особым
заварит верную игру:
давай, давай — вперед, так надо —
напропалую в никуда…
Прощай, дурацкая бригада!
Наглей, лукавая дуда!
листве — в золу и перегной?
Но прянет утренняя морось
по-над поверхностью земной,
занепогодится, случится
средь сучьев скользкий сквознячок —
и станет пагуба сочиться
по черенку на язычок,
в соединенье неба с небом —
поди, некисло на ветру —
кровоснабжением особым
заварит верную игру:
давай, давай — вперед, так надо —
напропалую в никуда…
Прощай, дурацкая бригада!
Наглей, лукавая дуда!
Сумма идей — как делают стихи
В рубрике «Перекличка поэтов» привлекли внимание стихи Сергей Бирюкова:
стрекоза ударилась
о лоб Бретона
кто был сражен:
стрекоза или Бретон?!
о лоб Бретона
кто был сражен:
стрекоза или Бретон?!
Собственно, этим можно было и завершить стихотворение, но Бирюков, справедливо назвав данную постановку вопроса моветоном, ударяется едва ли не в метафизику:
Ни стрекоза,
ни Бретон!
Сражен Ман Рей,
верНЕЙ
он был поражен
схематизацией идей
не слишком ли прост
ответ и вопрос
стрекоза ударяет в лоб
Бретон как столб
но стрекозий глаз
отразил как раз
хотя не факт
что именно такт!
ни Бретон!
Сражен Ман Рей,
верНЕЙ
он был поражен
схематизацией идей
не слишком ли прост
ответ и вопрос
стрекоза ударяет в лоб
Бретон как столб
но стрекозий глаз
отразил как раз
хотя не факт
что именно такт!
Сумма идей, нарастающая от строчки к строчке, как бы указует иным «авангардистам» — начальный импульс далеко не всегда может быть одновременно и конечным, сама по себе мысль — моветон, и только погрузившись на глубину двойного или тройного дна можно вызвать читательское «ах!», а не просто «ну и что».
Бирюков раскрывает (продолжает) «находки», препарирует их, развивает не только сугубо поэтическими средствами. А смешение материй в структуре поэтического текста лишь добавляет многомерности, поскольку опрощение (в смысле моветона) и авангард — и об этом надо помнить ежесекундно! — несовместны. Во всяком случае, в наши времена.
Бирюков раскрывает (продолжает) «находки», препарирует их, развивает не только сугубо поэтическими средствами. А смешение материй в структуре поэтического текста лишь добавляет многомерности, поскольку опрощение (в смысле моветона) и авангард — и об этом надо помнить ежесекундно! — несовместны. Во всяком случае, в наши времена.