Критика
Александр Орлов «Московский кочевник». М.: «Вест-Консалтинг», 2012
Александр Орлов… Кто он? Наемник? Вольноопределяющийся? Отставник?
Ни то, ни другое, ни третье. Ищущий дом и не находящий его.
Причина одна: «малая родина».
Сергей АРУТЮНОВ
Ни то, ни другое, ни третье. Ищущий дом и не находящий его.
Причина одна: «малая родина».
Сергей АРУТЮНОВ
«Московский кочевник» — первая книга поэта Александра Орлова (издательство «Вест-Консалтинг», 2012 год). Первое, что бросается в глаза при встрече с поэзией автора, — некая модель гумилевского начала в его стихах. Что, честно говоря, несколько обескураживает. Но, по мере более глубоко ознакомления с книгой, многое начинает проясняться. Становится ясно, что в этом и заключается отличие автора от других поэтов современности.
Я так же, как пращур, кочую в ночи,
На Ленинском мой коммунальный улус,
И племя мое — это вы, москвичи,
Наш прежний родитель — Советский Союз,
Корыстных наложниц распущен гарем,
Пощусь, причащаюсь, стал крестным отцом,
Конину и сало я с радостью ем,
Пью чай из пиалы, люблю с чабрецом,
Из белого волка пошит малахай,
Люблю многолюдный весенний Арбат.
Столица — навеки мой избранный рай,
В Москве обитает степной азиат.
На Ленинском мой коммунальный улус,
И племя мое — это вы, москвичи,
Наш прежний родитель — Советский Союз,
Корыстных наложниц распущен гарем,
Пощусь, причащаюсь, стал крестным отцом,
Конину и сало я с радостью ем,
Пью чай из пиалы, люблю с чабрецом,
Из белого волка пошит малахай,
Люблю многолюдный весенний Арбат.
Столица — навеки мой избранный рай,
В Москве обитает степной азиат.
На страницах книги автор действительно предстает перед нами настоящим кочевником. Книга — воплощение города, Москвы, ее площадей, бульваров, улиц, скверов и проспектов.
Ничто не забыто, Александр Орлов старается упомянуть обо всем. Но как можно быть московским кочевником, если Москва — это родной город, родной дом? Впрочем, это не противоречие, как может показаться на первый взгляд. Все вокруг меняется, и город с течением времени может измениться до неузнаваемости.
Именно это и пытался донести до читателей автор. То, что с течением времени, с различными метаморфозами города меняемся и мы. Все находится в постоянном движении.
Ничто не забыто, Александр Орлов старается упомянуть обо всем. Но как можно быть московским кочевником, если Москва — это родной город, родной дом? Впрочем, это не противоречие, как может показаться на первый взгляд. Все вокруг меняется, и город с течением времени может измениться до неузнаваемости.
Именно это и пытался донести до читателей автор. То, что с течением времени, с различными метаморфозами города меняемся и мы. Все находится в постоянном движении.
Мир могуч, не познан, не разгадан,
На окне наплывы божьих слез,
А в углу дымит афонский ладан,
Все ушло, а было ли всерьез?
<…>
Сталинских времен мое жилище,
В двадцать первом веке я чужой.
Тех, кто выжил, раненые тысячи,
Да и те — утеряны страной.
На окне наплывы божьих слез,
А в углу дымит афонский ладан,
Все ушло, а было ли всерьез?
<…>
Сталинских времен мое жилище,
В двадцать первом веке я чужой.
Тех, кто выжил, раненые тысячи,
Да и те — утеряны страной.
Поэт приходит к неутешительному выводу: Москва перестает быть русской. Это главная мысль книги, которая четко прослеживается в частях сборника.
Во второй части, названной «Фиалковый дым», автор видит Москву несколько иной, появляются восточные мотивы.
Во второй части, названной «Фиалковый дым», автор видит Москву несколько иной, появляются восточные мотивы.
…Тебя вспоминаю. В облезлые рамы
Вползает России фиалковый дым.
И неба черничного звездные ямы
Меня оставляют навечно живым.
Вползает России фиалковый дым.
И неба черничного звездные ямы
Меня оставляют навечно живым.
Несмотря ни на что, поэт глубоко и трепетно любит свой город. Нетрудно догадаться, что московский кочевник — это сам Александр Орлов, который кочует по родной Москве, пересекая разные пласты времени.
Екатерина ЛИГУЗОВА
Эльдар Ахадов «Прикосновение к вечности». IGRULITA Press, USA, 2011
«Неисповедимы пути Господни!»
Я не пишу о ненависти.
В моих произведениях нет насилия,
жестокости, извращений, нет подлости.
Книга не должна учить злому.
Эльдар Ахадов
Я не пишу о ненависти.
В моих произведениях нет насилия,
жестокости, извращений, нет подлости.
Книга не должна учить злому.
Эльдар Ахадов
Эльдар Ахадов. Кто же он? Чтобы перечислить награды и достижения этого писателя, потребуется не одна страница. Но есть и другой способ, куда более увлекательный — его творчество. Эльдар Ахадов — талантливый поэт, прозаик и сказочник. Он не только замечательный писатель, но и прекрасный человек. Ибо без второго невозможно и первое.
«Прикосновение к вечности» — увлекательная и емкая книга, содержание которой приятно удивляет. Эльдар Ахадов пишет о человеке, природе, космосе, извечной борьбе добра и зла, мироздании… Он мастерски сочетает легкость формы и слога с глубоким содержанием и многоплановостью образов. Он взывает к самым сокровенным мотивам души, рассматривая их в масштабе общечеловеческих ценностей. И это ему удается.
Запоминается элегическое эссе «Свеча негасимая», посвященное памяти Виктора Астафьева, пронзительная проза которого явно служит для Эльдара Ахадова нравственным и стилистическим ориентиром. Вообще Астафьев очень значим для писателя, что проявляется не только в эссе, но и в других произведениях: «Один день на родине Астафьева», «Мне нечего сказать вам на прощанье», «Последний поклон». С неподдельной теплотой он пишет и о таких великих поэтах Серебряного века, как Николай Гумилёв и Анна Ахматова. Весьма познавательно прочесть и «Заметки на полях энциклопедии кельтской мифологии».
Книга Эльдара Ахадова глубокая, мудрая, наблюдательная. Писатель не только критически переосмысливает темы, связанные с мифологией и рыцарскими романами, но и затрагивает устоявшиеся испокон веков библейские каноны, проникая в самую душу…
«“Имеете глаза — и не видите, имеете уши, и не слышите правды”, — говорю я вам…
Евангелия писали люди, а не боги. Каждый из них записывал эту историю либо с чьих-то слов, либо под чьим-то влиянием. Каждый из них писал то и так, как это было доступно его пониманию».
Значительную часть книги занимает именно библейская тема. Тема Иисуса Христа, двенадцати апостолов, Иуды Искариота, апостола Петра… Автор ведет рассуждения на эти темы в философских повестях: «Тайны ветхого завета», «Апостолы», «Тайна Бога», «Иисус Христос как живой человек», «Апостол Петр» и др.
Полагаю, имя Эльдара Ахадова достойно находиться в одном ряду с известными писателями современности. Читая его книгу, возникает ощущение, что сердце и душа писателя на виду — в каждом рассказе, в каждой философской повести. Настолько он искренен и правдив. Такой талант может быть только от Бога.
«Прикосновение к вечности» — увлекательная и емкая книга, содержание которой приятно удивляет. Эльдар Ахадов пишет о человеке, природе, космосе, извечной борьбе добра и зла, мироздании… Он мастерски сочетает легкость формы и слога с глубоким содержанием и многоплановостью образов. Он взывает к самым сокровенным мотивам души, рассматривая их в масштабе общечеловеческих ценностей. И это ему удается.
Запоминается элегическое эссе «Свеча негасимая», посвященное памяти Виктора Астафьева, пронзительная проза которого явно служит для Эльдара Ахадова нравственным и стилистическим ориентиром. Вообще Астафьев очень значим для писателя, что проявляется не только в эссе, но и в других произведениях: «Один день на родине Астафьева», «Мне нечего сказать вам на прощанье», «Последний поклон». С неподдельной теплотой он пишет и о таких великих поэтах Серебряного века, как Николай Гумилёв и Анна Ахматова. Весьма познавательно прочесть и «Заметки на полях энциклопедии кельтской мифологии».
Книга Эльдара Ахадова глубокая, мудрая, наблюдательная. Писатель не только критически переосмысливает темы, связанные с мифологией и рыцарскими романами, но и затрагивает устоявшиеся испокон веков библейские каноны, проникая в самую душу…
«“Имеете глаза — и не видите, имеете уши, и не слышите правды”, — говорю я вам…
Евангелия писали люди, а не боги. Каждый из них записывал эту историю либо с чьих-то слов, либо под чьим-то влиянием. Каждый из них писал то и так, как это было доступно его пониманию».
Значительную часть книги занимает именно библейская тема. Тема Иисуса Христа, двенадцати апостолов, Иуды Искариота, апостола Петра… Автор ведет рассуждения на эти темы в философских повестях: «Тайны ветхого завета», «Апостолы», «Тайна Бога», «Иисус Христос как живой человек», «Апостол Петр» и др.
Полагаю, имя Эльдара Ахадова достойно находиться в одном ряду с известными писателями современности. Читая его книгу, возникает ощущение, что сердце и душа писателя на виду — в каждом рассказе, в каждой философской повести. Настолько он искренен и правдив. Такой талант может быть только от Бога.
Екатерина ЛИГУЗОВА