Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Александр Орлов
"Московский кочевник"

М.: "Вест-Консалтинг", 2012

 

Александр Орлов… Кто он? Наемник? Вольноопределяющийся? Отставник? Ни то, ни другое,
ни третье. Ищущий дом и не находящий его.
Причина одна: "малая родина".
Сергей АРУТЮНОВ

 


"Московский кочевник" — книга поэта Александра Орлова (издательство "Вест-Консалтинг", 2012 год). Первое, что бросается в глаза при встрече с поэзией автора, — некая модель гумилёвского начала в его стихах. Что, честно говоря, несколько обескураживает. Но, по мере более глубоко ознакомления с книгой, многое начинает проясняться. Становится ясно, что в этом и заключается отличие автора от других поэтов современности.

 

Я так же, как пращур, кочую в ночи,
На Ленинском мой коммунальный улус,
И племя мое — это вы, москвичи,
Наш прежний родитель — Советский Союз,

Корыстных наложниц распущен гарем,
Пощусь, причащаюсь, стал крестным отцом,
Конину и сало я с радостью ем,
Пью чай из пиалы, люблю с чабрецом,

Из белого волка пошит малахай,
Люблю многолюдный весенний Арбат.
Столица — навеки мой избранный рай,
В Москве обитает степной азиат.

 


На страницах книги автор действительно предстает перед нами настоящим кочевником. Книга — воплощение города, Москвы, ее площадей, бульваров, улиц, скверов и проспектов.
Ничто не забыто, Александр Орлов старается упомянуть обо всем. Но как можно быть московским кочевником, если Москва — это родной город, родной дом? Впрочем, это не противоречие, как может показаться на первый взгляд. Все вокруг меняется, и город с течением времени может измениться до неузнаваемости.
Именно это и пытался донести до читателей автор. То, что с течением времени, с различными метаморфозами города меняемся и мы. Все находится в постоянном движении.

 

Мир могуч, не познан, не разгадан,
На окне наплывы божьих слез,
А в углу дымит афонский ладан,
Все ушло, а было ли всерьез?

Убиваться мне теперь нет смысла,
Сожалеть о том что не сбылось,
Память сохранит людей и числа,
С эпохальным игрищем мы врозь,

Сталинских времен мое жилище,
В двадцать первом веке я чужой.
Тех, кто выжил, раненые тысячи,
Да и те — утеряны страной.

 


Поэт приходит к неутешительному выводу: Москва перестает быть русской. Это главная мысль книги, которая четко прослеживается в частях сборника.
Во второй части, названной "Фиалковый дым", автор видит Москву несколько иной, появляются восточные мотивы.

 

…Тебя вспоминаю. В облезлые рамы
Вползает России фиалковый дым.
И неба черничного звездные ямы
Меня оставляют навечно живым.

 


Несмотря ни на что, поэт глубоко и трепетно любит свой город. Нетрудно догадаться, что московский кочевник — это сам Александр Орлов, который кочует по родной Москве, пересекая разные пласты времени.

 

 

 

Екатерина ЛИГУЗОВА