Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Рецензии

 

Владимир Дашкевич. «Теория интонации». — М., «Вест-Консалтинг», 2012

 

Если в начале было Слово, то оно произносилось с определенной интонацией. Вероятно, это была интонация, полная восторга по поводу Творения. Или, возможно, первоначально интонация включала в себя знак гамлетовского философского вопроса «быть или не быть», или же в ней заключались благозвучные характеристики райской обители. Во всяком случае становится понятным, почему Владимир Дашкевич, известный теоретик музыки и композитор, чьи мелодии на слуху у каждого (стоит только вспомнить «сказочную тему», которая приобрела широкую известность, благодаря телепередаче «В гостях у сказки», музыкальной заставкой которой она стала, или мелодии для фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»), начинает свою научную книгу о МПИ — музыкально-поэтической интонации — с цитаты: «Сначала была интонация».
Интонация в лингвистике — это совокупность просодических характеристик предложения: тона (мелодии речи), громкости, темпа речи и ее отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации. Все интонационные единицы двусторонни, они являются знаками, выражают тот или иной смысл.
Но что приходит на ум не лингвисту, а обычному человеку при слове «интонация»? Интонацией можно обидеть или обласкать, строго спросить или призвать к ответу. Интонация имеет различные оттенки. Она может быть равнодушной или экспрессивной, вопросительной или недоумевающей, наконец, злой или доброй. Интонация в голосе матери, с которой она обращается к новорожденному, эта ласковая музыка слов навсегда фиксируется в клетках памяти малыша, дает ему первый посыл на позитивный настрой по отношению к миру, на проявления доброты в дальнейшей жизни и тонкий подход к людям. Но интонацией можно и убить. Не только тогда, когда в голосе проявляются холодные нотки, но даже и в том случае, если произнести с определенной интонацией: «Казнить нельзя помиловать».
Возвращаясь к книге, попытаемся вникнуть в то, что понятие «интонация» рассматривается автором через призму музыки. С чего же на самом деле начинался наш мир, если пропустить его историю — все, что нам в той или иной мере представимо, через «теорию интонации», разработанную Дашкевичем для более детального изучения земной эволюции.
Начиная с анализа интонации в биологическом мире, человеческом обществе и доказывая, что интонация всегда имеет индивидуального автора и подсознательный характер (когда, например, человек кричит от боли), Дашкевич приближается в своих размышлениях к мысли о том, что на основе развития эволюции возникла музыкально-поэтическая интонация, и что она явилась очень «мощным средством интонационного воздействия». Во времена Античности проявились две противоречивые тенденции — ладовая, более свойственная древнегреческой культуре, и тональная — более свойственная Римской культуре. Ладовая — это «центробежная сила интонации». Тональная — центростремительная, «где господствующий тон находится в центре».
Говоря о том, что в каждом крупном интонационном явлении есть свои гении и эпигоны, приводятся примеры того, что иногда гении появляются не в резонансной фазе со временем, и не могут быть по достоинству оценены современниками. Так произошло с И. С. Бахом, слава к которому пришла почти через 100 лет после смерти, когда его музыка вошла в резонансную фазу. Со сменой эпох возникает «проблема интонационного ускорения». Отсюда — смена интонационных циклов.
Дашкевич упоминает мыслителей Античности — Платона, Аристотеля, Пифагора, Аристоксена и других, преобразовавших «звуковую материю, создав совершенную ладовую конструкцию, способную к саморазвитию — семиступенный звукоряд». Автор анализирует мелодию (как понятие), которую Чайковский назвал душой музыки; исследует информативный цикл и циклические музыкальные формы, где выявляет различие интонаций разных периодов: грегорианского хорала Средневековья, рыцарских баллад, танцевальных рондо и канцон Возрождения, сарабанды и жиги эпохи Просвещения, музыки Венской школы с гениальными Гайдном, Моцартом, Бетховеном во времена Романтизма.
В свете теории интонации представлена в книге концепция происхождения человека и его эволюции.

 

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД