Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Рецензии


Елена Холмогорова, «Граница дождя». — М., АСТ Астрель, 2011

Книга Елены Холмогоровой «Граница дождя» выделяется из потока современной «дамской» литературы. Вынесенное на обложку название серии «Проза: женский род» наверняка сыграет неплохую роль в маркетинге: рука истосковавшейся по романтике и интриге горожанки так и тянется к изящно оформленному томику, сердце предчувствует хитросплетения, бури и страсти. Читатель не будет обманут — приятное чтение гарантировано. Но книга Елены Холмогоровой, при всей легкости и прозрачности текста и сюжетов, удивительно многомерна.
В сборник вошли три произведения: заглавная повесть «Граница дождя», маленький роман «Трио для квартета» и сложно переплетенное «повествование в шести комнатах» с величественным названием «Анфилада». Сюжеты всех произведений, при всей своей полной достоверности, затягивают: автор рисует картину жизни своих персонажей то щедро и широко, то мелко и подробно, изумляя одновременно точностью деталей и великолепным охватом временной перспективы. Язык Елены Холмогоровой чист и красив, экономен и выразителен, с милой какой-то особинкой. Даже самое беглое, «отпускное» чтение «Границы дождя» доставит большое удовольствие ценителю хорошей прозы. Но если читателю повезет прочесть эту книгу не спеша, смакуя и размышляя, он сможет оценить искусно спрятанный подтекст, который как минимум интересен, а как максимум — способен стать средством душевного спасения для современного человека, поставленного в жесткие рамки постоянной борьбы с препятствиями как вовне, так и внутри себя.
Главный секрет этой удивительной книги — ее героини. Они ни в коем случае не являются столь популярными сейчас «сильными женщинами». Тихие, обычные, без яркости, бойкости, бьющей через край энергии и прочих доминантных атрибутов, эти женщины удивительно умеют жить — в изначальном, не попсовом смысле этого словосочетания. С  каким-то поразительным тихим мужеством переживают они и тяжелые и светлые времена, не геройствуют, не делают из жизни драмы — и вот оказывается, что такие на первый взгляд «слабые» женщины удивительно прочны.
Они живут рядом с нами, но темп и стиль этой жизни в корне отличен от нашего. Мы ведь не просто разучились жить неспешно. Мы же именно что «просто жить» разучились. Нам необходимы свершения, движение ради движения, мы себя без суеты не помним, не знаем и не любим. Стоит наступить в жизни затишью — мы в растерянности оглядываемся, за какой же проект взяться, да поскорей? Героини Елены Холмогоровой в некотором смысле вызывающе несовременны, но никуда особенно не торопясь, они успевают многое: работать и любить, радоваться и печалиться, брать на себя тяжелый груз и давать себе передышку. Их действия не избыточны, но удивительно своевременны, сообразны направлению жизненного потока. Может, быть, их секрет в том, что они живут, целиком, без остатка, полностью приемля все посланное и не прося сверх меры.
Мудрость — слово тяжелое и затасканное к тому же. А тому органическому соединению житейской прочности, слабости, терпения и  тихой женственности, которое Елена Холмогорова подарила своим героиням, подобрать имя не так просто. Возможно, самое правильное название для него — «Граница дождя». То, что точно существует, но неизвестно, где именно. Но оттого, что ты уверен в том, что дождь идет не на всей планете, что где-то есть радуга, солнце и покой — жить становится легче.
Новая книга Елены Холмогоровой — это та проза, которую хочется поставить на книжную полку. Таких книг сейчас, в век высоких технологий, увы, не так уж много.

Наталия ГРЕБЕНЮК