Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Блиц-интервью


ЮБИЛЕЙ МАРИНЫ САВВИНЫХ

9 декабря 2011 года — юбилей у замечательного поэта и редактора Марины Саввиных.
То, что делает в литературе Марина Олеговна, равнозначно подвигу — она делает лучший в Сибири (а, на мой взгляд, и в России) литературный журнал «День и Ночь», руководит Литературным лицеем, выпускает детскую литературную газету «Сверчок» и многое-многое другое. Это человек-энергия, человек-созидание, человек-праздник. Уникальный в нашем мире человек. Но, прежде всего, Марина Саввиных — поэт. Настоящий поэт. Пока, к сожалению, недооцененный. И, разумеется, нераскрученный. Ни одного шага в сторону популяризации своей персоны она не сделала. Выпросить у нее стихи для публикации — задача из сложнейших. Саввиных пишет чаще всего в стол, не спешит печатать свои сочинения. Требовательность к себе очень высокая, практически непредставимая для нашего времени.
Я желаю Марине Олеговне здоровья, счастья, благополучия, новых прекрасных стихов и книг, новых свершений на благо русской литературы.

Евгений СТЕПАНОВ



БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ: «МАРИНА САВВИНЫХ — ЗА ВРЕМЯ СЛУЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА»

На вопросы редакции отвечают Владимир Алейников, Юрий Беликов, Владимир Коркунов, Виктор Куллэ, Евгений Лесин, Евгений Минин, Игорь Панин.

— Как Вы оцениваете роль Марины Саввиных в современном литературном процессе? Можно ли назвать эту роль универсальной?
— Какие особенности творческой парадигмы Саввиных кажутся Вам наиболее значимыми?



Владимир АЛЕЙНИКОВ (Коктебель)

— Как Вы оцениваете роль Марины Саввиных в современном литературном процессе? Можно ли назвать эту роль универсальной?
— Марина Саввиных — великая женщина, замечательный поэт, выдающийся педагог и просветитель, настоящая подвижница, великолепный редактор, образованный, умный и очень талантливый решительно во всем человек, наша современница, которой все мы должны гордиться. С такими людьми, как она, мир становится светлее.
— Какие особенности творческой парадигмы Саввиных кажутся Вам наиболее значимыми?
— Марина Саввиных — тонкий, уникальный поэт с широким тематическим и смысловым диапазоном, от античности до нынешнего времени. Речь ее чиста, свободна, благородна и точна. Помимо стихов, она пишет отличную художественную прозу, статьи и эссе. Вся ее деятельность — во имя отечественной литературы — многолетний, самоотверженный, достойный глубочайшего уважения подвиг.



Юрий БЕЛИКОВ (Пермь)

— Как Вы оцениваете роль Марины Саввиных в современном литературном процессе? Можно ли назвать эту роль универсальной?
— Волею обстоятельств или Провидения Марина Саввиных подставила под свои плечи всю объединительную тяжесть выходящего в Красноярске шесть раз в год журнала для семейного чтения (так он себя позиционирует) «День и Ночь». Что касается объединительной тяжести, то фактически журнал, который редактирует Марина, обрел с ее приходом не только общероссийский, но и международный статус, хотя, знаю, красноярские чиновники (они везде дятловатые!) видят в этом едва ли не крамолу: «Как же?! Вот мы подсчитаем, сколько местных авторов напечатано в таком-то номере… И ткнем тебя, девонька, носом…» Но ведь еще Виктор Астафьев, стоявший у истоков создания этого журнала, мыслил выпестовать его как издание, поддерживающее все талантливое, что рождает русская провинция, коей нередко брезгуют некоторые снобисткие журналы Москвы. Рождает вся провинция, не только сибирская. В этом смысле, чувствуя пульс происходящего, Марина двинулась дальше: сколько за последние времена оказалось России и русского за ее пределами? Поэтому универсальность роли Марины Саввиных вкупе с ее глубоким, исполненным драматизма поэтическим голосом, я вижу в том, чтобы, не разделяя авторов на литературные лагеря и пристрастия, являть на страницах «Дня и Ночи» все живое, искреннее, бьющееся за подлинную, а не мнимую иерархию ценностей. При этом у Саввиных есть внутренний серебряный фильтр — грязь, сор, тяжелые металлы (этого и так в избытке в нынешних литературных реках) стараться не пропускать к устам страждущих.
— Какие особенности творческой парадигмы Саввиных кажутся Вам наиболее значимыми?
— В свое время, когда ваш покорный слуга предложил Марине войти в движение «Дикороссы» (подборку ее стихотворений можно посмотреть на cайте www.dikoross.ru в разделе «Теплушка для новобранцев»), предложил не настойчиво, а можно сказать, с чувством вежливого почтения, то был удивлен ее горячим откликом: «А я дикоросс и есть, самый настоящий!» Потом я пригляделся к ее стихам — и услышал голос как будто из-под толщи воды, когда ты вынужден в нее погрузиться и дышать через тростинку, дабы тебя не вычислили вражины, а потом, переждав, снова вырваться на поверхность, глотнуть воздуха и, завидев опасность, опять погрузиться на глубь. Отсюда — у Саввиных такая привычка к приглушенной заглубинности, приобретенная, но в силу длительности ставшая естественной. Примеры? Да пожалуйста:

Есть сумрачная правда бытия,
Куда не проникают глаз и ухо…
И только ощущенье острия
Под ложечкой — о ней напомнят глухо.

Марина ведает об истинной цене мирской славы, которая не коснулась ее, хотя она более чем кто из современных русских женщин-поэтов этого заслуживает, да теперь и не надо, теперь, когда ты привык к иной среде обитания, есть другое убеждение — оно весомее и значимее:

Как ни растленна слава у людей,
Блажен, кто превозмог ее объятья,
Тогда у человека нет судей,
А есть лишь соучастники и братья.



Владимир КОРКУНОВ (Москва)

— Как Вы оцениваете роль Марины Саввиных в современном литературном процессе? Можно ли назвать эту роль универсальной?
— Любой творческий человек, способный не только брать, но и отдавать — достоин добрых слов. Что говорить о редакторе журнала, которому приходится учитывать не только тенденции и течения в современной литературе (а в противном случае несложно скатиться в словесную невнятность), но и находить компромисс между авторами своего региона (что особенно актуально для провинции) и всем русскоязычным миром. Этим и интересен журнал «День и Ночь», возглавляемый Мариной Саввиных — главное ее творческое детище на сегодняшний день. Журнал провинциальный, а потому лишенный многих снобистских (или элитных?) черт иных столичных изданий, которые формируют вокруг себя своеобразную интеллектуальную среду, куда пробиться — задача непростая.
В этом смысле «День и Ночь» ориентирован именно на читателя, объединяя известные в современном литпространстве имена (в последних двух номерах в списке авторов появились имена Вадима Ковды, Ильи Тюрина, Евгения Евтушенко, Сергея Есина, Кирилла Анкудинова, Виктора Астафьева, Алены Бондаревой, Кирилла Ковальджи, Евгения Минина, Андрея Коровина, Юрия Беликова, Леонида Бородина и многих других), а так же молодых, красноярских, можно сказать шире — сибирских авторов (после публикаций в «Дне и Ночи» я пристальнее слежу за творчеством поэтессы из Братска Варвары Юшмановой).
А потому день рождения Марины Саввиных невозможен без теплых слов в адрес ее детища, ведь журнал — есть творчество, и порой куда более важное, чем книжки стихов или прозы, поскольку ответственен за судьбы авторов и — так получается — читателей.



Виктор КУЛЛЭ (Москва)

— Как Вы оцениваете роль Марины Саввиных в современном литературном процессе? Можно ли назвать эту роль универсальной?
— К сожалению, я недостаточно хорошо знаком с ее творчеством, чтобы дать какой-то компетентный и развернутый ответ. Но то, что она руководит одним из лучших изданий Сибири, продолжая дело покойного Романа Солнцева — заслуживает бесспорного уважения.



Евгений ЛЕСИН (Москва)

— Как Вы оцениваете роль Марины Саввиных в современном литературном процессе? Можно ли назвать эту роль универсальной?
— Имя Марии Саввиных впервые узнал из вашего опроса. Честно полез в интернет, прочитал стихи (две подборки). Стихи, в основном, хорошие. Роль Марины не считаю универсальной, но оцениваю ее, безусловно, положительно. Она не только сама пишет и печатается, но и, судя по всему, печатает других. В своем журнале «День и Ночь», о котором слышал много хорошего.



Евгений МИНИН (Израиль)

— Как Вы оцениваете роль Марины Саввиных в современном литературном процессе? Можно ли назвать эту роль универсальной?
— То, что Марина «тянет» журнал, журнал интересный и по материалам и по географии авторов, не зацикливающийся как некие толстые журналы на кучке «своих» авторов, заслуживает самых добрых слов. Я сам главный редактор журнала и понимаю сложность и ответственность этой работы, когда ты становишься вечной мишенью для многих не напечатанных авторов и недремлющих критиков. Главное, чтобы Марине хватило сил и выдержки. А журнал интересен и по оформлению, и по содержанию. Как у нас в Израиле говорят в каждом тосте — чтоб было не хуже.
За творчеством Саввиных слежу очень давно, за ее ростом, кристаллизацией поэтического характера. В стихах Марины философская и лирическая составляющие тесно переплетаются, что придает стихам особое звучание. Когда поэт неравнодушен к окружающему его миру — это придает особое звучание стихам.
Чувствуется, что каждое стихотворение — это некое микрособытие в жизни Марины, а не просто зарифмованная ситуация. А поскольку Саввиных — человек ищущий, то, надеюсь, нам еще откроются много разных миров в ее стихах.



Игорь ПАНИН (Москва)

— Как Вы оцениваете роль Марины Саввиных в современном литературном процессе? Можно ли назвать эту роль универсальной?
— Издание «толстого» литературного журнала в наши дни сопряжено со множеством трудностей. Уже одного этого достаточно, чтобы повнимательней присмотреться к человеку, взвалившему на себя подобное бремя. А если учесть, что речь идет о журнале региональном, то тут трудно удержаться от слов одобрения. Все-таки нужно обладать немалым запасом прочности и, как говорится, хваткой, чтобы заниматься столь убыточным и бесперспективным (с обывательской точки зрения) делом. Не знаю, насколько «День и Ночь» влияет на литпроцесс в целом, но для авторов с периферии он действительно является отдушиной.
— Какие особенности творческой парадигмы Саввиных кажутся Вам наиболее значимыми?
— Саввиных — поэт, придерживающийся традиционной манеры письма, что можно назвать экзотикой, если принять во внимание новомодные литтенденции и вкусы публики. Это как раз тот случай, когда следует обстоятельно прочитать автора, чтобы выносить о нем свое суждение. Проблема в том, что мы с неохотой читаем друг друга, и чаще знаем писателей по фамилиям, мелькающим то здесь, то там, чем по их произведениям. Мне кажется, что Саввиных — автор недооцененный. А все потому, что мы ленивы и нелюбопытны, как давным-давно подметил один умный человек.

Опрос провел Игорь ДУАРДОВИЧ