Критика
Дмитрий Григорьев. «Другой фотограф».
Книга стихотворений/ Серия «Русский Гулливер». —
М.: Центр современной литературы, 2009
Книга стихотворений/ Серия «Русский Гулливер». —
М.: Центр современной литературы, 2009
Разберемся сначала с названием книги. Фотограф — это человек, занимающийся фотографией. Фотография с древнегреческого: φωτος — свет и γραφω — пишу. Или светопись, техника рисования светом. А еще о фотографе можно сказать, что это человек, занимающийся получением и сохранением статичного изображения, или попросту, изображающий реальность.
Попробуем сконструировать определение, что же такое «другой фотограф». Это человек, отображающий «другую» реальность, используя технику рисования светом.
Теперь перейдем к текстам и проанализируем, насколько точно название книги передает ее содержание. Вначале идет вольный текст, в котором автор экспериментирует с понятием «снег» и находит для этого определения разнообразные варианты звучания: «…снег перемен, Снех…снег обмана, Снек…снег откровения, Сонег…снег бытия, Сонег…снег потери, Хнег…снег памяти, Стнег… снег стойкости, Снерг…снег ухода, Снелг…и снег вечный — светящиеся горные вершины в фиолетовом небе, Снег».
А вот первое стихотворение:
Попробуем сконструировать определение, что же такое «другой фотограф». Это человек, отображающий «другую» реальность, используя технику рисования светом.
Теперь перейдем к текстам и проанализируем, насколько точно название книги передает ее содержание. Вначале идет вольный текст, в котором автор экспериментирует с понятием «снег» и находит для этого определения разнообразные варианты звучания: «…снег перемен, Снех…снег обмана, Снек…снег откровения, Сонег…снег бытия, Сонег…снег потери, Хнег…снег памяти, Стнег… снег стойкости, Снерг…снег ухода, Снелг…и снег вечный — светящиеся горные вершины в фиолетовом небе, Снег».
А вот первое стихотворение:
Горят скелеты елок на помойках,
зелеными иголками пронизан белый снег
трещит огонь, и дым заглядывает в окна,
где спят медведями простые люди.
а непростые ходят вокруг елок,
бросая пламя праздника следы,
и звезды вылетают им навстречу
и дым рисует райские сады.
зелеными иголками пронизан белый снег
трещит огонь, и дым заглядывает в окна,
где спят медведями простые люди.
а непростые ходят вокруг елок,
бросая пламя праздника следы,
и звезды вылетают им навстречу
и дым рисует райские сады.
С одной стороны, казалось бы, все просто: праздник кончился, люди спят, как медведи, выброшенные елки горят на помойках, а вокруг них ходят непростые люди, которым видятся картины рая. С другой стороны, возникают вопросы. Почему простые люди спят, как медведи? Почему непростые бросают в пламя «следы праздника»? Почему именно им «дым рисует райские сады»? Это стихотворение похоже на сон. Во время сна бессознательное передает человеку некие импульсы, используя универсальную символику. А стихотворение — это сон наяву. То есть, если подвергнуть его психоаналитическому исследованию, можно понять, какую информацию пыталось передать бессознательное автора ему самому и читателю, посредством него. Используем для этого самую банальную энциклопедию символов и знаков:
Ель в христианской культуре почиталась как образ Христа (воплощения жертвенности, смерти и вечной жизни).
Огонь — символ зарождения человеческой цивилизации. С древних времен он не только согревал, но и давал надежду и поддержку.
Медведь — в Библии является символом язычества, олицетворяя грех чревоугодия. В алхимии медведь соответствует первоначальной материи, которую необходимо привести в состояние порядка.
Звезда — олицетворяет свет истины и разума на путях добродетели.
А теперь попробуем собрать в одно и расшифровать стихотворение Дмитрия Григорьева «Горят скелеты елок на помойках».
Непростые люди ходят вокруг скелета веры. Круг, олицетворяет собой Бога и небо, является символом гармонии. Они бросают в огонь «праздника следы». Следы праздника — это серпантин, конфетти и прочая мишура, которая покрывала ель. То есть, теперь остается голая вера, которую нет надобности скрывать. В это время простые люди спят, как медведи. Спящий человек в философии — это человек с косным сознанием, живущий в иллюзиях. Упоминание о медведе дает нам право назвать этих простых людей грешниками.
То есть, пока верующие люди совершают цикличные, завершенные движения вокруг символа веры и видят звезды и райские сады, грешники пребывает в стагнации. Но все-таки в их окна заглядывает дым, являющийся продолжением огня, дающего надежду и поддержку. Вот, что я увидела в этом стихотворении.
Идем дальше. Вот первая строфа следующего стихотворения:
Ель в христианской культуре почиталась как образ Христа (воплощения жертвенности, смерти и вечной жизни).
Огонь — символ зарождения человеческой цивилизации. С древних времен он не только согревал, но и давал надежду и поддержку.
Медведь — в Библии является символом язычества, олицетворяя грех чревоугодия. В алхимии медведь соответствует первоначальной материи, которую необходимо привести в состояние порядка.
Звезда — олицетворяет свет истины и разума на путях добродетели.
А теперь попробуем собрать в одно и расшифровать стихотворение Дмитрия Григорьева «Горят скелеты елок на помойках».
Непростые люди ходят вокруг скелета веры. Круг, олицетворяет собой Бога и небо, является символом гармонии. Они бросают в огонь «праздника следы». Следы праздника — это серпантин, конфетти и прочая мишура, которая покрывала ель. То есть, теперь остается голая вера, которую нет надобности скрывать. В это время простые люди спят, как медведи. Спящий человек в философии — это человек с косным сознанием, живущий в иллюзиях. Упоминание о медведе дает нам право назвать этих простых людей грешниками.
То есть, пока верующие люди совершают цикличные, завершенные движения вокруг символа веры и видят звезды и райские сады, грешники пребывает в стагнации. Но все-таки в их окна заглядывает дым, являющийся продолжением огня, дающего надежду и поддержку. Вот, что я увидела в этом стихотворении.
Идем дальше. Вот первая строфа следующего стихотворения:
Кто сказал «ярка яранга огня»,
кто спрятался среди белой тьмы,
маленький дом построила для меня
северная женщина посреди зимы.
кто спрятался среди белой тьмы,
маленький дом построила для меня
северная женщина посреди зимы.
Дальше цитировать не буду, потому что считаю: строки «маленький дом построила для меня северная женщина посреди зимы» являются ключом к этому стихотворению.
Зима — это время, когда все живое прячется, уходит в себя. Дом выступает в качестве символа космоса как упорядоченного пространства. Тут же возникает свободная ассоциация: «мы гипербореи — северные люди».
Так о чем же это стихотворение? Автор пишет о внутренних духовных процессах, о трансформации и перерождении. Об уходе «в себя» и вызревании «нового себя». О прорыве в пространство, именуемое «по ту сторону добра и зла».
Следующее стихотворение. Рассмотрим две первые строфы:
Зима — это время, когда все живое прячется, уходит в себя. Дом выступает в качестве символа космоса как упорядоченного пространства. Тут же возникает свободная ассоциация: «мы гипербореи — северные люди».
Так о чем же это стихотворение? Автор пишет о внутренних духовных процессах, о трансформации и перерождении. Об уходе «в себя» и вызревании «нового себя». О прорыве в пространство, именуемое «по ту сторону добра и зла».
Следующее стихотворение. Рассмотрим две первые строфы:
Говоришь, у тебя — жизнь,
а у меня мышь
ест под полом вчерашние крошки,
и я не зову кошку,
моя мышь шуршит и скребет,
моя мышь все время грызет,
и время от времени
я собираю эти огрызки времени:
а у меня мышь
ест под полом вчерашние крошки,
и я не зову кошку,
моя мышь шуршит и скребет,
моя мышь все время грызет,
и время от времени
я собираю эти огрызки времени:
Разберемся с мышью. Слово mus образовано от греческого глагола «воровать», что, возможно, и сделало мышь символом воровства. В России мышь часто называют «серым воришкой». Сразу же возникает цепь ассоциаций: мышь-воровство-ворованный огонь-Прометей.
Конечно, можно продолжить игру в бисер и под микроскопом рассмотреть каждый миллиметр текста. Тем более, вспоминая фильм «Игры разума» о гениальном математике, страдающем шизофренией, допускаю возможность найти тайные символы в любой газетной заметке.
Но меня взволновало вот что. Если предположить, что стихи Дмитрия Григорьева действительно являются посланиями от сверхсознания к бессознательному автора, а посредством самого автора и нам, то, зная универсальные законы развития личности и рассмотрев начальные признаки трансформационных перерождений в первых стихах, я рискнула предположить, что где-то в середине книги должно быть стихотворение о пророке.
И вот, на пятьдесят пятой странице я к своей радости нашла текст, с названием «Новый пророк»:
Конечно, можно продолжить игру в бисер и под микроскопом рассмотреть каждый миллиметр текста. Тем более, вспоминая фильм «Игры разума» о гениальном математике, страдающем шизофренией, допускаю возможность найти тайные символы в любой газетной заметке.
Но меня взволновало вот что. Если предположить, что стихи Дмитрия Григорьева действительно являются посланиями от сверхсознания к бессознательному автора, а посредством самого автора и нам, то, зная универсальные законы развития личности и рассмотрев начальные признаки трансформационных перерождений в первых стихах, я рискнула предположить, что где-то в середине книги должно быть стихотворение о пророке.
И вот, на пятьдесят пятой странице я к своей радости нашла текст, с названием «Новый пророк»:
Косметические хирурги,
космические хирурги,
пластические хирурги тянут ко мне руки
в резиновых перчатках и матерчатых белых,
ладони у них — ангельские крылья,
они пришли меня переделать:
отрезать веки
и вставить в гортань —
чтобы слова стали видимы,
чтобы язык убрать и пришить туда член —
чтобы слова стали семенем,
отрезать руки и ноги,
чтобы сделать крылья из лишней кожи,
чтобы летел на себя не похожий,
сердца людей глаголом жег,
и приземлиться не мог.
космические хирурги,
пластические хирурги тянут ко мне руки
в резиновых перчатках и матерчатых белых,
ладони у них — ангельские крылья,
они пришли меня переделать:
отрезать веки
и вставить в гортань —
чтобы слова стали видимы,
чтобы язык убрать и пришить туда член —
чтобы слова стали семенем,
отрезать руки и ноги,
чтобы сделать крылья из лишней кожи,
чтобы летел на себя не похожий,
сердца людей глаголом жег,
и приземлиться не мог.
Это что же? Дмитрий Григорьев решил, что он новый пророк? Ответ на этот вопрос прост и не прост одновременно. В каждом их нас теплится частица божественного огня. Каждый из нас чувствует в себе горение и мерцание. Дмитрий Григорьев талантливо и мастерски обрабатывает посланные ему импульсы, записывает сны, приснившиеся наяву.
В истории «науки о сне» важную роль сыграли исследования М. М. Манасеиной (1843—1903). Ученица физиолога И. Р. Тарханова М. М. Манасеина в 1870-х гг. изучала значение сна для организма. Анализируя результаты, М. М. Манасеина пришла к выводу, что сон для организма важнее пищи.
А «сны» Дмитрия Григорьева — это хорошая, талантливая «еда», богатая витаминами и микроэлементами.
В истории «науки о сне» важную роль сыграли исследования М. М. Манасеиной (1843—1903). Ученица физиолога И. Р. Тарханова М. М. Манасеина в 1870-х гг. изучала значение сна для организма. Анализируя результаты, М. М. Манасеина пришла к выводу, что сон для организма важнее пищи.
А «сны» Дмитрия Григорьева — это хорошая, талантливая «еда», богатая витаминами и микроэлементами.
Ганна ШЕВЧЕНКО