Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Актуальное интервью


Об интересе современных детей к чтению, о детских библиотеках, классиках и современниках мы решили поговорить с главным библиотекарем Центральной городской детской библиотеки им. Гайдара Татьяной Рудишиной.



Татьяна Рудишина: «Получайте удовольствие от чтения!»

— Здравствуйте, Татьяна Валерьевна! Скажите, пожалуйста, к вам в детскую библиотеку приходит много детей? Что из литературы чаще всего берут?
— Дети в библиотеку приходят. Много-мало — понятие относительное. Меньше, чем 10 лет назад, когда в библиотеке только-только открылся Интернет-класс, а персональный компьютер не стал нормой жизни каждого московского школьника. Да и состав читателей очень неоднороден и тоже изменился в последнее время. Есть дети микрорайона — но это очень немного. Плющиха — улица банков и офисов, а не новостроек. Есть дети офицеров Академии Фрунзе — наши постоянные читатели на 3 года обучения пап. Есть дети мигрантов — очень активная категория читателей. Родителям этих ребят, для которых русский — не родной язык, очень важно, чтобы их ребенок «встроился» в новую для их семьи реальность. Есть заинтересованные учителя и воспитатели детских садов, готовых регулярно приходить в библиотеку со своими классами и группами. Но их стало меньше. Московские законодательные инициативы в области образования сделали походы в библиотеку сложными, так как перед тем, как выйти за порог школы, учитель должен оформить множество бумаг (кого, куда, на сколько времени и под чью ответственность вести из школы). Довольно большая и очень интересная группа дошкольников, не посещающих детские сады. И приводят реже мамы, чаще — няни. Тоже новая реальность Москвы. Но, пожалуй, самая для нас отрадная группа читателей-детей и подростков и заинтересованных родителей, готовых в Гайдаровку приезжать из других районов города и даже и Подмосковья, чтобы быть в курсе новинок детской литературы, чтобы поучаствовать в творческих конкурсах и программах библиотеки, встретиться с писателем, очутиться на вернисаже. Это посетители выходного дня.
А берут разное: и к уроку, и новинки, и книги маминого / бабушкиного детства.
— Нужны ли нам сегодня детские библиотеки? По последним данным в нашей стране закрывается много библиотек. С чем это связано? С потерей интереса к чтению или с иными причинами? Число детских библиотек в России после принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ уменьшилось на 400. Как Вы можете это прокомментировать?
— Детские библиотеки, к сожалению, закрываются. Правда, этот процесс не коснулся Москвы. Надеюсь, что московский закон «О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы» сработает и убережет город от непродуманных действий. Современная библиотека обретает новые функции — она становится уникальной территорией детства с книгой, интеллектуального досуга, детской субкультуры.
Закрытие библиотек — это вопрос недостаточного финансирования, а если тот или иной социальный объект долгое время недофинансировать, рано или поздно он придет в негодность. И, наоборот, как изменились к лучшему (и внешне, и ресурсно, и даже психологически) детские библиотеки Москвы, попавшие в программу модернизации библиотек и в программу создания интеллект-центров на базе библиотек.
— Если детские библиотеки объединить со взрослыми или юношескими, это может повлиять на посещаемость этих учреждений детьми? А взрослыми? Почему?
— Если вы строите новый город в чистом поле, то было бы разумно предусмотреть публичные библиотеки с разветвленной структурой, где были бы и взрослые, и молодежные, и детские территории, фонды и соответствующие специалисты. Но мы имеем данность — самостоятельные небольшие библиотеки в сложившейся инфраструктуре города. На базе одной территории слить две библиотеки? Ущерб будет нанесен и тем, и другим. Другое дело — некоторое разумное перераспределение в мегаполисе. Но это социально-экономические вопросы. Сложные и многоуровневые. И решения тоже должны быть многоуровневые.
— Тогда получается, что реальные действия чиновников и Национальная программа развития чтения противоречат друг другу?
— Почитайте московский закон «О библиотечно-информацион-ном обслуживании населения города Москвы» — документ-то хороший, и рекомендации РБА (Российской библиотечной ассоциации) под названием «Руководство для детских библиотек России» — тоже очень разумные. И Национальная программа чтения — кто против? А вот с механизмом реализации этих замечательных документов — сложнее.
— Более ста лет назад от нас ушел в вечность великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Скажите, Татьяна Валерьевна, сегодня рассказы, написанные им для детей, так же актуальны? Почему?
— Со Львом Николаевичем Толстым — это лучше не ко мне. Для меня он взрослый. Все его «Азбука», «Косточка», «Лев и собачка», «Филипок»… не знаю. Для меня все-таки эти рассказы — больше история педагогики и детской литературы. Иллюстрация к эпохе. С удовольствием почитаю с детьми Толстого, но в контексте Ясной Поляны или Хамовников.
— Кто из современных писателей на сегодняшний день продолжает в своем творчестве развивать «толстовские» мотивы?
— Как филолог филологу — найти мотивы при желании можно. Но зачем?
— Как на Вашей жизни, Вашем миропонимании отразились детские рассказы Толстого?
— Мне как-то больше из классиков Пушкина, Тургенева и Чехова в детстве читали.
— Как Вы считаете, трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность» дети должны изучать в школе? Почему? Что это, по Вашему мнению, биографическая проза или нечто иное?
— С хорошим учителем хоть «Слово о полку Игореве», хоть «Грозу». Все хорошо получится. А со среднестатистическим — можно «убить» даже самые подростково-проходимые вещи — «Героя нашего времени», «Евгения Онегина», «Капитанскую дочку».
— Какой из детских рассказов Льва Толстого для Вас наиболее знаковый, значимый, и почему?
— Видимо, «Косточка». Как пример того, как не надо выстраивать семейное воспитание.
— Что бы Вы еще хотели сказать об этом писателе?
— Толстой — великий, но взрослый, взрослый, ВЗРОСЛЫЙ!!! Недавно перечитывала «Хаджи-Мурата». Очень хорошо. Мой Толстой — это Толстой «Войны и мира» и почти не «Анны Карениной».
— Зачастую мы слышим о том, что книг современных детских писателей практически не выпускают. Издательства предпочитают выпускать классиков. Так ли это? Книги каких современных детских писателей наиболее охотно берут в библиотеках дети?
— Выпускают-выпускают. И крупные издательства, и небольшие. Хочется сказать добрые слова в адрес издательств «Самокат», «Время», «Розовый жираф», «Априори-пресс», «Эгмонт», «Нарния». Однако мизерные тиражи, с одной стороны, незнание большинством этой самой современной детско-подростковой литературы, с другой, и создает впечатление отсутствия таковой.
Из новинок любимыми стали книги Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Время всегда хорошее», читаются все повести Екатерины Мурашовой, Валерия Воскобойникова. С удовольствием назову еще ряд имен: Ксения Драгунская, Станислав Востоков, Артур Гиваргизов, Светлана Лаврова, Олег Раин, Дина Сабитова, Сергей Седов. Говорю не голословно, а по итогам разнообразных читательских голосований. Такие голосования устраивает наша библиотека, детские библиотеки Ленинградской области, Нижнего Новгорода.
Всегда были и остаются читатели у Тамары Крюковой, Владислава Крапивина. Они — наши современники, очень востребованные. Но литература и жизнь идут вперед. И сегодня уже можно говорить о прозе 30-летних.
— Проводите ли Вы в библиотеке встречи с авторами или эта практика уже устарела?
— Традиция и практика проводить встречи с писателями — ни в коей мере не устарела. И это ежемесячно подтверждают встречи в Гайдаровке, которые проходят в одно из воскресений в 12.00 для детей и родителей. Не меньший интерес вызывают «Литературные пятницы» для библиотекарей, куда мы приглашаем профессионалов и даем возможность встретиться с молодыми авторами, почувствовать, куда движется литературный процесс.
— Как, по Вашему мнению, должна выглядеть Национальная программа развития чтения? Как она реализуется в вашей библиотеке?
— Вопрос очень общий, глобальный. Это лучше к идеологам и разработчикам программы.
— Ваши пожелания юным читателям и их родителям.
— Читать. Не бросать это трудное, но прекрасное занятие. Получайте УДОВОЛЬСТВИЕ от чтения!

Беседу вела Ирина ГОРЮНОВА