Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»




«ПОЭЗИЯ - ЭТО ШЕПОТ...»

Зачем я пишу?
Чтобы не сойти с ума,
когда остаюсь один.
Наедине со своей жизнью,
Воспоминаниями...
                  Евгений Степанов

«Стихи Евгения Степанова ясны, как документальная проза, таинственны, как добрый крик обиженной любви, публицистичны и вместе с тем суггестивны. У него в одном стихотворении могут естественно соседствовать реминисценции из Блока и Сосноры или из Венечки и Солженицына, а также «славянская душа» и «прищур азиатский», ирония и пафос, жаргон и архаика, стеб и пафос...» Так отзывалась о творчестве Степанова поэт Татьяна Бек.
В одном из интервью для газеты «Ex libris НГ» Евгений Степанов высказал свое отношение к роли издателя журнала поэзии: он должен быть абсолютно бескорыстен, влюблен в хорошие стихи, разбираться в них и должен уметь находить деньги. «Это взаимоисключающие качества, оксюморон. Но издатель журнала поэзии ими должен обладать».
Возглавляя холдинговую медиа-издательскую компанию «Вест-Консалтинг», Степанов знает всю «кухню» изнутри, не понаслышке. Он - издатель и главный редактор крупных журналов. Основанный в Саратове журнал «Дети Ра» - ежемесячный толстый журнал, ориентированный на поэтический спектр регионов России и других стран. Кроме того, журнал печатает прозу и эссе, мему
ары и критику. Под эгидой Союза писателей XXI века выходят два литературно-художественных издания. «Футу- рум АРТ» отражает деятельность поэтов-авангардистов современности, живущих как в России, так и за рубежом. «Зинзивер», издаваемый совместно с Союзом писателей Санкт-Петербурга, представляет поэзию и прозу петербургских авторов. Кроме того, он издает газету «Литературные известия» и является соиздателем и заместителем главного редактора журнала «Крещатик».
По словам Степанова, издание журналов - это еще один вид творчества, своеобразное продолжение его самого. Его неутомимость в издательской сфере вызывает восхищение. Как ему хватает 24 часов в сутки - в голове не укладывается. Сам Евгений Степанов комментирует это так: «Моя работа мне по душе, она приносит мне радость, удовольствие. Если ты не любишь свою работу, у тебя не будет результата».
Издатель-редактор, изо дня в день он в центре литературного процесса. Степанова относят к тем подвижникам, кто ищет и находит таланты во всех уголках страны.
В жизни Евгения Степанова было много знаковых для него встреч. Его «старшими» товарищами были Геннадий Айги и Татьяна Бек. С 18 лет его связывает большая дружба с Сергеем Бирюковым. Его кредо стала фраза: «Любить и почитать нужно всех настоящих созидателей, но только не геростратов».

О роли поэзии в современном мире
- Человеку необходимо помогать, поэт должен чувствовать поддержку. В провинции страшная картина. Это не метафора, поэты здесь вымирают. В толстые журналы,
как «Новый мир», «знамя», очереди годами. И пока поэт из глубинки, талантливый, самобытный, будет выжидать, он либо сопьется, либо покончит жизнь самоубийством... Это высшее счастье, когда ты открываешь имена, когда даешь людям возможность публиковаться.
Сегодня другие времена. В эпоху Интернета поэты уже не собирают стадионы, времена Политехнического ушли. И это правильно. То была и не поэзия, а скорее публицистика в стихах. Не обязательно зарифмовывать страницу передовицы. Это не к чему. Тогда поэзия несла социальную, политическую, идеологическую нагрузку. А на самом деле поэзия - это более интимный разговор. Это шепот, а не крик. Сейчас поэзия приобрела более естественное звучание. Да, камерное, да, не большими тиражами. Но потребителей ее не может быть много. Как не может быть, чтобы все разбирались в высшей математике. Но это ни в коем случае не означает, что необходимость в поэзии исчезла. Для меня важно, чтобы поэт служил добру, чтобы своим словом нес свет. здесь вступают в силу критерии нравственности и тогда теряется значение того, на каком версификационном уровне создан текст.

О творческом процессе
— Стихи пишутся в совершенно неподходящих условиях. Они возникают сами по себе, приходят, когда им вздумается. Можно находиться в одиночестве и не дождаться этой волны. А вот ты в толпе, едешь в метро и она нахлынет, строчки рождаются. Всему свое время. Сколько угодно тряси в июне яблоню. Просто нужно дождаться августа и подставить руки. Над стихом надо работать. Когда говорят: «Мне стихи диктует Бог», то возникает вопрос - так что же Господь Бог такой безграмотный? Свыше тебе дается импульс, но и ты изволь приложить усилие, подключить мозг. Ты должен иметь натренированный слух, а для этого надо работать над собой.
Я считаю, что поэт никому ничего не должен, и не обязан доказывать. Это автономное существо. Живет как хочет - хочет - пишет, хочет не пишет. Другое дело, когда стихи приобретают общественное звучание, самые тихие, самые негромкие, но которые нужны всем, такие стихи становятся гражданским актом. Но поэзия всегда должна оставаться поэзией. Тем, что нельзя пересказать прозой.

Что для Евгения Степанова поэзия?
«Есть тысячи определений поэзии. И все, наверное, имеют право на существование. Между тем, как правило, за поэзию принимают то, что ею вовсе не является. зачастую это не чудеса, а ловкость рук, как говорил по другому поводу старик Хоттабыч... Поэзия - это соприкосновение с Иным, неведомым, бессознательным...»

О поэтическом фестивале в грузии
В номере № 10 (72) за 2010 год журнала «Дети Ра» в рубрике «На карте генеральной» была представлена Грузия. В подборку вошли произведения участников русско- грузинского поэтического фестиваля Маквалы Гонашви- ли, Бесо Хведелидзе, Эки Кеванишвили, Ники Джорджанели, Шота Иаташвили.
— Цель фестиваля помимо того, что мы общаемся, знакомимся, устанавливаем контакты, это и печатный выход. Для поэта главное, чтобы его публиковали, читали, узнавали. И то, что по итогам фестиваля выходят поэтические сборники, это большая заслуга вашего форума.
Москва - большая деревня. Это гонка, у всех счетчики в глазах. И подчас поговорить друг с другом, прояснить какие-то позиции, нет времени. А иной раз простой диалог необходим, чтобы понять, что мы друг другу не враги. Вообще, поэты - люди конфликтные, мы полемизируем, враждуем, а вот на фестивалях в расслабленной ситуации мы понимаем, что мы единомышленники и служим одному делу.
Особое значение этого фестиваля в том, что он служит возобновлению и развитию традиционных отношений, которые были между грузинскими и русскими поэтами. Именно в Грузии я осознал, что понятие «народная дипломатия» по-прежнему актуально.
Меня восхищает деятельность Николая Свентицкого. Благодаря его энтузиазму фестиваль продуман до мелочей. Никогда не участвовал в фестивалях так профессионально и качественно организованных.
Должен сказать, я не встретил в Грузии никакого отчуждения, неприятия. В советское время я был в Грузии дважды. Это мой третий приезд. И скажу, что радушие я встретил прежнее. Правда, для меня горестно, что редко слышна русская речь. Это происходит из-за того, что нет культурной политики, ее не развивают. Гениально сказал Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II о том, что мост культурных отношений между Грузией и Россией не взорван. Другое дело, что его нужно отреставрировать. Подобные акции как этот фестиваль и служат благому делу восстановления.

Алена ДЕНЯГА