Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Ирина МЕДВЕДЕВА
Николай ТЮРИН



ВРЕМЯ ПРОЗЫ

В этом выпуске альманаха читатель, привыкший за предыдущие его девять номеров к обилию стихов, увидит, что поэтическое творчество занимает существенно меньший объем по отношению к нерифмованной словесности. Причин для такого тематического и жанрового расклада две. Во-первых, мы должны подвести итоги совместного с журналом "Журналист" и порталом для молодых журналистов YOJO.ru конкурса "Русский характер: новый взгляд", который дал нам группу авторов, явно склонных к вдумчивому, серьезному рассмотрению предложенной жюри проблемы. Отсюда и размеры публикаций – не всех, но некоторых.
Вторая причина – сегодняшняя ситуация в общественном сознании, в настроениях многих и многих людей, встревоженных тем, как умножаются наши государственные неустройства, сколь безуспешны попытки власти справиться с наседающими со всех сторон противоречиями и бедами. Как после близкого взрыва, в воздухе частенько пахнет кислятиной сгоревшей взрывчатки и висит пелена известковой пыли. И дело здесь не только в терроризме, который стал страшной составляющей нашей повседневной жизни, но и в общем ощущении бытия, где страх и бесперспективность давят душу. Этот русский морок несвободы, хождения по заколдованному кругу надежд и разочарований, вечного противостояния наивной сказки и свинцовой нашей реальности остро чувствовал Илья Тюрин, совершавший в последней фазе своего творчества осознанный поворот от стихов к публицистической прозе. От поэтических прозрений к рациональному анализу.
Почему, зачем? Нет однозначного ответа. Может быть, это естественный путь взросления – как у Пушкина: "лета шалунью рифму гонят"?.. Помним же, что за год до своей гибели еще недавно беспечный гений все глубже погружался в журналистские проекты… Но скорее, и тому подтверждение вся короткая биография Ильи Тюрина: адекватное ощущение времени. Конец 90-х прошлого столетия уже не давал думающему человеку установок на прекраснодушие, хотя эйфория конца 80-х еще не совсем улетучилась из воздушного пространства отдельно взятой страны. Что тогда и давало повод к неким условно романтическим надеждам: "Но если силы для генерации русского характера у нас остались, то для его появления требуются приличная власть и немного исторического покоя"…
Ныне, спустя аккурат десять предсказанных Ильей лет, иные, уж вовсе прозаические времена. И, похоже, мы попали в точку, невзирая на серьезные опасения организаторов конкурса и наших экспертов, резонно предупреждавших о том, что стихи и публицистика – жанры, весьма различные по признаку трудоемкости. У поэта и у публициста разная потребность быть услышанным, политическое писательство отнюдь не всегда ищет родственные души и на "чтения вкруговую" не ходит… Словом, затея рискованная, – говорили скептики. Однако действительность оказалась иной: не оскудела земля русская мыслью и гражданскими чувствами, живы традиции крепко думать о времени, в котором течет здесь и сейчас феноменальная, как ни крути, судьба России. География присланных на конкурс работ подтверждает, что явление это повсеместное, а уровень убедительности, доказательности публицистических мнений очень высок.
И еще один признак, не количественный, но качественный: тексты, публикуемые в альманахе, вполне традиционны по форме – то есть, не перегружены метафорами в ущерб сути размышлений – но их искренность, духовный накал, интеллектуальное достоинство под стать лучшим стихам предыдущих конкурсов Илья-премии. Да, мы угадали настрой нашей аудитории, верно определив, где сейчас сконцентрированы наиболее умные и совестливые сторонники правды, добра и справедливости. Этому центру силы много-много лет, здесь сотни прекрасных имен – от митрополита Иллариона до Александра Солженицына и нынешних представителей доблестного полка публицистов. Но сейчас сия ветвь отечественной словесности перерастает, на глазах превращается в массовые убеждения, в готовность к гражданским поступкам. И это обстоятельство – едва ли не главное открытие нашего конкурса.
Впрочем, надобно сказать и о тех, кто откликнулся на предложенную конкурсом тему с позиций скепсиса, усталости, неверия ни во что, кроме подручной конкретики вроде пива "Клинское" или сезонной распродажи ботинок и штанов. "Какой такой русский характер? Нет его в природе!" "Ребята, хватит гоняться за миражами!" "Россия – страна дураков и воров, ничего путного здесь никогда не будет"… Или, напротив, впадали в безудержную патетику и историческую мифологию, когда былинные персонажи выдаются за единственно возможных представителей русского характера, а темы героического прошлого, неистребимая любовь к проселкам и березкам, инстинктивная великорусская гордость за свою особость и т.д. оказываются доминантой предлагаемых статей… Что ж, и это тоже нормально, как одновременное существование в Петербурге князя Мышкина и господина Голядкина у Достоевского, которого трудно заподозрить в непонимании слагаемых русского характера. Но между двух этих полюсов – народ, который вряд ли хочет, чтобы на него плевали или, в равной мере, молились на него…
Разумеется, не забыты в десятом по счету альманахе и стихи, и прозаическая беллетристика, и литературные портреты, и особый для каждого подобного издания жанр – мемуарные заметки… Им также нашлось здесь место хорошо обжитое и всегда новое. Ибо негоже нам впадать в грех уныния и угрюмства, а за интеллектуальными баррикадами не видеть горизонта. Пусть жизнь русского характера будет многомерной и полноцветной, потому что чувства, которые от веку и пуще хлеба питают наших людей, рождаются вне сколь угодно умных схем и ценны они сами по себе, а не в применении к социально-политическим доктринам.