Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Рецензии


Александр Вепрёв "Пейзаж с железными колесами". — М., "Вест-Консалтинг", 2011

В издательстве "Вест-Консалтинг" вышел поэтический сборник Александра Вепрёва "Пейзаж с железными колесами" (2010). Это четвертая книга поэта, основу которой составили свободные стихотворения и верлибры. Преимущественно это акцентный неметрический стих, без рифм, с разноударными строками.
Александр Вепрёв — поэт, художник, предприниматель. Родился в Кирове (Вятка). Служил в авиации Черноморского флота. Окончил Вятское художественное училище им.
А. А. Рылова. Он победитель Всероссийского литературного конкурса "Всенародная поэзия России". Член Союза писателей России. Живет и работает в Ижевске и Сочи.
Поэзия Александра Вепрёва — это, прежде всего, разговор о России, о своем месте в ней — "малой родине", о душе и Боге. Его книга читается на одном дыхании, так же, как стихи Есенина или Рубцова, влияние которых несомненно чувствуется, но, тем не менее, его поэтический голос ни с кем не перепутаешь.
 Известный российский литературовед, критик Зоя Богомолова писала: "...Патриотизм, интернационализм, гражданственность, что необходимы литературе в наше сложное время становления новой государственности, казалось бы, у Александра Вепрёва "не бьет в глаза". Все это — на внутреннем, втором плане его стихотворений". "Второй план", тем не менее, проступает очень напористо. Тема России — такая немодная теперь и подозрительная в поэзии, поскольку превращается либо в неискреннее подражание "российским поэтам" (Есенин, Клюев, Рубцов), либо в государственный заказ, — очень естественно и ненавязчиво представлена в творчестве Вепрёва. Это органика самого автора: любовь к Родине и переживания за нее, ощущение того, что нигде он так не нужен, как на своей "малой родине": "Да! Я, конечно же, лапоть вятский! / Лишь Стране преогромной не нужен... И на хер! / Кроме родины малой, хватской / да этой девки в одной рубахе..." Неустроенность быта, дорог, жизни — все эти штампы российской глубинки, все "пейзажи родины... Гудки и стуки / электропоездов / на стыках рельс, / путей железно — и пожизненно — дорожных...", — вызывают логичный вопрос:
"— Куда качусь?". Вопрос, как всегда, риторический и, как всегда, извечный для поэта, болеющего душой за свою страну. Он предполагает дорожные мотивы, которых так много поэтому в стихах автора. Ведь должна же эта "птица-тройка" куда-то прилететь. Может быть, наконец, в светлое будущее. "...А пока что шагаю, / поспешаю дорогой своей! / Рад, что будет пора урожаю... / Рад собачьему дальнему лаю / и тропинке, и стайке гусей...". А город родной (Вятка) так и остается пока стоять "На семи ветрах! / Хотя ветер дует / с запада и востока и наоборот — с севера и юга". Есть в этом ощущение бесконечной бесприютности, но российский поэт не может ощущать себя по-другому.
Иногда мир Александра Вепрёва напоминает мир Марка Шагала, но только не романтикой ослепленных любовью, летающих людей. Здесь отсутствуют розово-голубые тона, вместо людей летают коровы: "...И церковь галочья темнеет на холму, / вся в коровьем помете". Ирония в стихах, отмеченная критиками, иногда поэтическое хулиганство, но не горькое, как у Есенина, а скорее — веселое, — довольно редкое явление в современной поэзии, но еще реже авторы осмеливаются шутить над собой, а это всегда подкупает: "Я рос в родстве родных окраин: / во мне все нации живут. / Теперь пою, как басурманин, / а если выпью, как якут".
Несмотря на кажущуюся простоту стихотворного изложения, поэзия автора затрагивает самые сложные, сокровенные стороны человеческой души.
Лирический герой Александра Вепрёва возвращается, как к припеву, во многих верлибрах сборника к заманчивому слову "начинается", и строфа с этим словом, как заклинание, венчает многие его стихи: "Так начинается осень", "Так начинается город", "Так начинается страх", "Так начинается космос".
"Дворник сметает сны раздетых деревьев
вместе с невидимыми снами сограждан...
В мусор!
Так начинается утро..."
Подсознательное движение начать все заново — естественное стремление живого существа. "С понедельника — новая эра. Душу вылечу, книги протру", — писала Татьяна Бек. Но в символе — в данном случае начинающегося утра — присутствует мудрое поэтическое видение того, что в каждом начале свой конец, что жизнь будет идти по спирали и повторять на новом витке прожитые уже моменты. В "начале" автора поселилась грусть, граничащая с обреченностью, понимание неизменности российской жизни в ее основе и того, что вполне определенное жизненное место героя предполагает терпение и принятие мира таким, каков он есть. Об этом не говорится откровенно, но проглядывается, прочитывается между строк.
Тема любви укладывается у Вепрёва иногда в моностих: "Дышу в снежинках голосом твоим!", а иногда в три емких выразительных строки:
"Нас объединяет небо...
Небо и что-то еще
вроде тепла и хлеба".
Объяснение прозой этой мысли заняло бы гораздо больше времени и слов.
"Поэта, певца, композитора можно определить даже по полуфразе. Судя даже по одному стихотворению. Вы — талантливый и интересный автор", — писал Вилли Токарев в письме А. Вепрёву. Но никогда настоящий поэт не будет удовлетворен тем, чего достиг: "...я никак не могу сочинить стихотворение / про цветного попугая Какаду, / которого когда-то увидел в лучах вечернего солнца".

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД