Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Рецензии




«Свойства страсти. Русские поэты ХХ века». Составитель — Сергей Кузнечихин, Красноярск, 2010

Антология Сергея Кузнечихина вызывает двойственное ощущение.
С одной стороны, мне совершенно очевидно, что это одна из лучших книг 2010 года. Лирика замечательных поэтов — Сергея  Есенина, Анны Ахматовой, Игоря Северянина, Владимира Высоцкого, Бориса Пастернака, Георгия Оболдуева, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Вениамина Блаженных, Юрия Влодова, Аркадия Кутилова, Валерия Прокошина, Екатерины Горбовской, Нины Красновой и многих других классиков и современников. Собраны шедевры «Сыпь, гармоника!» (Есенин), «Сегодня я с большой охотою» (Высоцкий), «А собственно, кто ты такая (Евтушенко), представлены малоизвестные стихи. И все хороши, все берут за душу, все говорят о наболевшем, выстраданном.
С другой стороны, эта книга показывает уровень востребованности подлинной поэзии в современной России. Антология вышла тиражом пятьдесят экземпляров! Даже не пятьсот, именно пятьдесят.
Факт налицо: коммерческая макулатура вытеснила поэзию, задавила ее. Пошлость победила духовность. Говоря еще точнее: зло откровенно и самодовольно торжествует победу…
Что же остается?
Опомниться. Понять, что так больше не может продолжаться. Что искусство нуждается в государственной поддержке. Хорошие книги необходимы  и государству, и обществу. И не может один энтузиаст (в данном случае поэт и прозаик Сергей Кузнечихин) брать на себя функцию государства. Иначе оно неминуемо развалится, поскольку не выполняет то, что должно выполнять.
И теперь все-таки о стихах этой антологии.
Замечательно, что Кузнечихин представил образцы женской и мужской лирики. Да, мы чувствуем по-разному. А в чем-то очень похоже.
Наша современница Тая Немова говорит о трагедии разлуки.

Вслед

Ну и ладно, хорошо,
Не всплакну ни разу,
Хорошо, что ты ушел,
Хорошо, что сразу.

Я запру плотнее дверь,
Дам себе напиться.
Хорошо, что я теперь
Вольная, как птица.

Нет причин варить обед,
Покупать обновки…
Хорошо, что дома нет
Мыла и веревки.

Разве не узнаваемая картина? Все мы так (и женщины, и мужчины) хорохоримся, не ценим того, кто рядом. А когда любимый человек уходит — рвем на себе волосы. Жить не хочется.
Евгений Евтушенко говорит о своих свойствах страсти, показывая детерминизм любви, ее мучительную неизбежность.

Одной знакомой

А собственно, кто ты такая,
С какою такою судьбой,
Что падаешь, водку лакая,
А все же гордишься собой?

А собственно, кто ты такая,
Когда, как последняя мразь,

Пластмассою клипсов сверкая,
Играть в самородок взялась?

А собственно, кто ты такая,
Сомнительной славы раба,
По трусости рты затыкая
Последним, кто верит в тебя?

А собственно, кто ты такая?
И, собственно, кто я такой,
Что вою, тебя попрекая,
К тебе прикандален тоской?

Небывалый энтузиазм у меня вызывают стихотворения Нины Красновой. Ее девиз мне особенно симпатичен:

Политики, у нас своя политика.
По нашим снам из пушек не палите-ка,
Нам не мешайте более лежать
И древним способом друг друга ублажать.

Политика «ублажать друг друга» — самая правильная политика.

               Евгений СТЕПАНОВ