Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ДРАКОНЫ В АРКТИКЕ


Член Совета Ассоциации российских дипломатов, Чрезвычайный и Полномочный Посол в отставке А. А. Игнатьев подготовил продолжение начатой в предыдущем выпуске газеты публикации о значительном в последнее время в мире росте интереса к исследованию и освоению Арктики. Напомним, что в напечатанной в № 7–8 статье говорилось о естественном для России (в силу в том числе географичесского положения) возрастанию ее внимания к развитию и использованию арктической зоны. Вместе с тем на арену активно выходят и другие "игроки". Например, США, ставящие целью свое постоянное и мощное присутствие в Арктике, а также КНР…

15 июля текущего года из Шанхая отправилась в Арктику 11‑я китайская научно-исследовательская экспедиция. Интересна она тем, что в отличие от предыдущих десяти передвигается она на суперсовременном научно-исследовательском судне-ледоколе, первом построенном в Китае, "Снежный дракон‑2".
С одной стороны, достижение не особо выдающееся. Ледокол имеет водоизмещение около 14 тыс. тонн, его длина 122,5 м, способен перевозить на борту до 4,5 тыс. тонн груза, максимальная скорость движения составляет порядка 15 узлов. Ледокол спроектирован таким образом, что он может пробивать лед толщиной до 1,5 м как носом, так и кормовой частью, двигаясь при этом со скоростью 2–3 узла. Судно обладает запасом хода до 20 тыс. морских миль и способно находиться в море автономно в течение 60 дней. Проект готовила финская Aker Arctic Technology, двигатели поставила финская же Wаrtsilа. Но, с другой стороны, не будем забывать, что за два с половиной года китайцы сумели построить ледокол, не имея на этот счет никакого опыта или компетенции. Теперь же такой опыт у них появился.
Экспедиция организована Министерством природных ресурсов КНР. В ее рамках планируется провести серию исследований биологического разнообразия и экосистем, закисления океана и химической среды, а также новых загрязнителей в таких районах, как Чукотское плато, Канадская котловина и центральная часть Северного Ледовитого океана.
Но "Снежный дракон‑2" явно не будет последним китайским ледоколом. Сейчас без особой шумихи активно строится уже атомный "Снежный дракон‑3" (после России КНР станет второй державой, обладающей атомным ледокольным флотом). Его водоизмещение — 30 тыс. тонн, он будет способен пробивать лед до 3‑х метров толщины.
Зачем Китаю ледоколы? Ведь страна выходит только к теплым морям. Ответ простой — бурное экономическое развитие требует закрепления не только на рынках Европы, Азии, Америки, на очереди теперь и холодные широты. Еще в начале 2000‑х Китай объявил себя приарктической страной. В экономике начало уже положено: китайский капитал участвует в производстве сжиженного природного газа и в других проектах на российском Севере. Но нужен и транспорт. Ведь на Севере проходит самый короткий путь "из варяг в китайцы". Появляются и красивые названия — "северный шелковый путь", "один пояс, один путь" и т. п. Так что, похоже, нам надо готовиться к новой реальности: наряду с белыми медведями и моржами мы будем встречаться в Арктике и с "драконами".