Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Петер ШУЛЕЙ (Словакия, Братислава)



Поэт. Родился в 1967 году. Автор шести поэтических книг, двух сборников научно-фантастических рассказов, романа. Издатель и редактор ежеквартальника «Vlna», посвященного современному искусству, в котором помещаются материалы о самых престижных достижениях в области мирового и словацкого изобразительного или литературного творчества, печатаются актуальные переводы пьес, поставленных на сценах Европы... Он же организатор и главный куратор ежегодного международного фестиваля поэзии «Ars Poetica» в Братиславе.



ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ
 
Возвращение великого романтика

рожден в колыбели лазерных стрел
воспитан всеми… ой-ой...
всеми этими подслащенными молодцами
с припудренными носами
в лоснящихся костюмах с помадой и мэйк-апом
он приходит сюда снова и снова
чтобы найти свою роковую женщину
неодолимый денди виртуального мира
готовый шептать нежные глупости: люблю тебя и тому подобное…
слушать: какой ты красивый в этом умелом освещении
рассчитывать на: крепкие мужские крупы и душистые женские лона
вертеться играть роли быть валетом
чередовать шокирующие стилизации
в куртке от Армани нежно бросать перчатку соперникам
превосходительствовать в скором стихослагательстве —
настораживать капкан
для неопытных читательниц
а потом: танцевать с тобой ночь из ночи
постоянно видеть в зеркале лицо, которого там никогда нет
отбрасывать вуаль за вуалью
и на каждой знаки
означаемое нигде не существует
укрыт в межпространстве
на границе

знаешь
ты же знаешь
что все это не может быть правдой



Юстировка гироскопа

чтобы мы, значит, внезапно не рухнули…

двойной фасад
иногда всего две стеклянных панели в хроме

потребность обращаться к кому-либо
к двигательным навыкам детей (…) к положению вещей
приобретаем/ тратим
на границе фаз переломов
ждем в очередях на запись в реестры выживших

населяем пространства сотворенные стенами мглы
пластик заполненный сухим льдом
оттуда ежедневно исходят повествования
согласно изменениям цвета примесей
импульсы для новых и новых идей
на временных интервалах второпях

найходим слова укрытые в стихах

…настраиваем гироскоп



Первый среди равных

духи зеркал выкладывают в памяти
все образы детства/ юности
будущее, собственно, никому не известно

кто, значит, впадет в летаргию
сонного движения лет
неизлечимый романтик
тихий гностик

primi inter pares



Замысел и песок
(также как...)

песок пляжа движет(ся)
работает на основании собственной
скрытой от нас программы
написанной для неорганического кадавра
во времена первых дней
конструктивной команды
с ясной концепцией

/ (мы тоже получим(ся) сквозь перекрестки на зелени
и множество вещей как бы невольно как бы протекает
день за днем сомневаясь в цели)

песок свяжет скелеты ершей и мидий
за исключеньем раковин унесенных пальчиками детей
так включается элемент случая
коралл в мочке сухопутной женщины
дюна за дюной с прядями стеблей
лишь усмехаются//

/ // (потерей мелочи никто
особенно не печалит(ся)
вполне пренебрегая рассуждениями о монетарной системе)
о, сладкое пенье песчаника нагретого солнцем

столь отличного от чарующего зова зыбучих песков
всегда чти знак запрещено купаться!

тут у водораздела минералогии и биологии
в солнечных лучах полностью испытаешь
междисциплинарное измерение (техн.) решения
брошенное махровое полотенце
пережевывают зерна первого контакта

смазаться слегка и лишь потом лечь



Экскурсия

кое-где мы все-таки были

лило
           были
светило
           были

случайные туристы /
никто нам не сказал что мы на практике
/ на экскурсии
// и должны делать подробные заметки
/ какая глупость
// ведь мы не собрали ни ручек ни тетрадей
/ что-то просмотреть что-то накорябать
// ни клочка пергамента ни резца по глине или камню
/ натащить сувениров (только зачем нам этот алмазный череп)
// мы не записали значит ни одного из важных сведений в память
/веселей было наигрывать на окарине волыночке роге трубе дудке варгане…
// даже если чары-мары нас касались оживляя
/ на укулеле цитре лютне гитаре скрипочке виоле…
// что-то запомнилось лучше что-то хуже
/ рецепт салата из огурцов
// например было неплохо перемещаться по лучу
/ и еще советы как рассчитать прямолинейное движение мула
// а также мысли которые сошлись как параллельные вдалеке
/ и еще добавки к травяной ванне

(как только нырнем так и вспомним)

хорошо было хорошо
на экскурсии

непременно
пойдем куда-нибудь еще

лить будет
           пойдем
светить будет
           пойдем

(тем временем из кухни кто-то кричит:
из огурцов салат готов)

милый друг
к экспериментальной археологии с надеждой



Хутор

гудят копья против ветряных мельниц
на веранде читал морские рассказы //

текучая история по капле просачивается сквозь пласт /

дед сперва должен был возвратиться из крымского плена (одиссей?)
чтобы встретить бабушку (девочка со спичками?)
сперва родители
после старик со старухой
чтобы впоследствии кто-то мог их назвать
пра (дедом и бабкой)
когда бы снова удалось искупаться у брода
как на той фотографии конца шестидесятых

/ так порой магистраль течет
сквозь индустриальную зону

оранжевое солнышко над тобой
нашлось дело и гамаку
по прошествии лет
через соковыжималку
проходят неизвестные лигатуры
амброзия разъедает мембрану будущего

// все те книги они постоянно во мне
(пюре картофельное с жареным лучком)
страниц и страничек с описаниями моря

перевел Аркадий ШТЫПЕЛЬ