Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

АГАДДИН БАБАЕВ


БАСТИОНЫ С ЖЕНСКИМИ ИМЕНАМИ


Уникален архитектурный облик Гыз галасы (Девичьей башни) в Баку. Являясь оборонительным сооружением, возведенным более десяти столетий назад у самого берега Хазара, она прекрасно вписана в рельеф местности. Ее каменный остов составляет удивительную гармонию с массивными зубчатыми стенами с нишами, которыми обнесен Ичери шэхэр (Внутренний город) - древняя крепостная часть столицы Страны огней.
По меркам двух последних столетий застройки Баку эта башня не так уж и высока - всего 23 метра. Но и по соседству с вознесшимся вровень с ней в начале ХХ века зданием вертикальных композиционных решений в ложно-византийском стиле она продолжает производить впечатление незыблемой величавости.
Но так ли уникально название этого величественного сооружения?
Как свидетельствуют поиски специалистов по топонимике, только на территории Азербайджана насчитывается 15 одноименных башен. Они выявлены в Мараге, Зангелане, Губе, Шамахе, Шеки, Габале, Исмаиллы, Лерике, Огузе, Кяльбаджаре и других древних населенных пунктах. Об их возрасте можно судить по тому, что Гыз галасы, например, на территории Гядабейского района на четыре столетия старше своей бакинской сестры, а Джавалейи шам (дословный перевод - Девичий вечер), чудом сохранившийся памятник в селе Гочулу (Борчалы), - на один-два века.
Тезка бакинской Гыз галасы была возведена в XII-XIV веках и в отрогах горы Дарыдаг, в четырёх километрах от знаменитого Худаферинского моста над рекой Араз. Еще одна башня под таким названием была построена в Талышских горах, на территории Лянкяранского района. Любопытно, что более известна возведенная над ней внутренняя крепость под другим названием - Нарынгала (этимология, возможно, от слова "нарын" - мелкая, малая). Высота каждой из них - 15 метров. У входа в первую цитадель - большая каменная пещера, а на отвесной стороне горы сохранились наблюдательные пункты. Защитники крепости длительное время могли держать здесь оборону - не каждому взобраться на крутую вершину.
Есть в этой крепости бассейн, который наполовину заполнен водой. Ее сюда подавали по фаянсовым трубам из другой цитадели, расположенной выше, - Оглан галасы (Молодецкая крепость). Еще одна достопримечательность - ведущий сюда от Дарыдага водоканал, выложенный камнем.
Несомненно, должны быть одноименные крепости и в Южном Азербайджане. Достаточно сказать, что неподалеку от города Хой есть село под названием Гызгала. А всего на Востоке известно около 40 тезок бакинской Гыз галасы.
Смысл столь распространенного на Востоке названия оборонительных сооружений, видимо, заключается в том, что они должны были быть девственно неприступными. Об этом свидетельствует и сюжет предания о Гыз галасы в Баку. Его героиня предпочла смерть лишению девичьей чести и бросилась с башни в морскую пучину.
Г ыз галасы - довольно широко известный топоним в Азербайджане благодаря, прежде всего, тому, что такое название несет историческая башня, что высится в древнем центре стольного города страны. Однако можно сказать, что куда меньше нам знаком другой топоним, очевидно, аналогичный по назначению: Оглан галасы, подобная синонимия в названиях функционально идентичных древних сооружений на территории нашей республики наводит на определенные предположения.
Как можно заключить по сюжетам эпоса "Деде Горгуд", да и более позднего, "Кероглу", собственно, и по ряду произведений великого Низами и других поэтов Страны огней, азербайджанки с древнейших времен пользовались равноправием с мужчинами. Если вспомнить описанные в названных литературных источниках поединки женщин с мужчинами-богатырями, их состязания с ними не только в силе, но и в ловком владении мечом, то речь тут, видимо, должна идти не просто о равных правах, а намного больше - о принципиальном равенстве представительниц прекрасного пола с мужчинами. Значит, в Азербайджане не было такого понятия, как "слабый пол".
Ясно, что близко соседствующие в Талышских горах Оглан галасы и Г ыз галасы служили одной и той же цели - защите от вражеских нашествий. Однако по большей комфортабельности, по обнаруженным осколкам глиняной посуды и другими сохранившимся во второй крепости свидетельствам следовало бы признать, что здесь были сосредоточены именно женщины. Защитницы крепости одновременно вели и хозяйство, что называется, поддерживали огонь в домашнем очаге. Не исключено, что отсюда и название - Гыз галасы, в отличие от Оглан галасы - крепостей сугубо оборонительного назначения.
Оглан галасы встречаются также и в некоторых других регионах нашей республики. Любопытно, что тоже поблизости от крепостей с "женским" названием. Так, памятники обоих названий сохранились на Гаратапа (Черный холм) в Шарурском районе.
После всего сказанного мы под новым углом зрения можем оценить исторические свидетельства о тезке бакинской башни в Лерикском районе. Но прежде следует все же сказать о том, что название "Гыз галасы" неверно переведено на русский, как "Девичья башня". Гала - это крепость или замок, а башня - кюлле (в отличие от гюлле - пуля).
Необходимо отметить одно немаловажное обстоятельство. Во многих преданиях, передаваемых в народе из поколения в поколение, упоминается, что "хозяйкой" лерикской Гыз галасы являлась некая Пери ханым. Хозяйка - значит, защитница.
Покойный журналист-исследователь Гюльмамед Мамедзаде писал: "Главнокомандующий иранской армией Аббас Мирза во время нападения на Азербайджан придавал большое значение взятию Девичьей башни в Лерике".
Более конкретен видный азербайджанский историк и просветитель XIX века Аббасгулу ага Бакиханов. В своем знаменитом произведении "Гюлистан-и-Ирам" он приводит следующие свидетельства: "Эмир Гаджар с пехотой и артиллерией двинулся в Аскеран, Зуванд (так назывался Лерик до 1938 года), Астару, чтобы наказать талышского Мир-Мустафу хана".
Но иранская армия потерпела поражение и вынуждена была отступить. Огромную роль в сражении сыграли защитники лерикской башни.
Известный археолог, доктор исторических наук Рашид Геюшев неоднократно поднимался на вершину, исследовал историю крепости-памятника.
История каждой крепости со временем обрастает легендами, которые передаются из поколения в поколение. С точки зрения материальной культуры они очень ценны. Современники должны не только беречь их, но и исследовать историю, сохранить для потомков. Потому что памятники - это наша история. А историю необходимо защищать, пропагандировать и увековечивать.