Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ЮЛИЯ СКРЫЛЁВА


Писатель на рубеже эпох



В Москве пройдёт научная конференция, посвящённая Фазилю Искандеру


О предстоящем событии "ЛГ" рассказывает член оргкомитета Ирина Николаева.

– В 2019 году отмечается 90-летие со дня рождения Фазиля Искандера. Но дело ведь не только в круглой дате… Как вы считаете, почему личность и творчество Искандера заслуживают столь пристального внимания? Чем этот писатель ценен лично для вас?

– Поток и обновление информации сегодня есть норма времени, а юбилеи или почти незаметны, или забыты. Тем не менее они существуют, и по ним сверяют культурное время. Юбилей Фазиля Искандера эту мысль подтверждает: о писателе помнят, истинные читатели ценят его прозу, его афоризмы, снятые по его произведениям фильмы "Созвездие Козлотура" и "Чегемский детектив" (по роману-эпопее "Сандро из Чегема"). Творчество Фазиля Искандера – это искрящийся смехом поток его рассказов, их прозрачный воздух, стерегущий тишину Кавказских гор. Это их герои – дети и старики, мудро оберегающие друг друга. Это глубинная лирика стихов, ёмкая ирония притчи о кроликах и удавах, стремительность размышлений о смысле жизни, соседствующая в сердце писателя с добротой и мудрым пониманием, что жизнь нельзя измерить линейкой и циркулем. Увы, поэзию Искандера знают меньше – и это вопреки живому звучанию её ритмов, рифм и образов. Скажу, что эта поэзия созвучна классике, в ней меньше авангарда, но больше отклика на современность. Лично мне он очень дорог именно как поэт. Думается, вдова писателя Антонина Искандер-Хлебникова и издательство "Время" приняли очень верное решение, подготовив и издав к юбилею новый сборник стихов Искандера "Звёздный камень".

– Как возникла идея организации научной конференции, как развивался и менялся этот проект?

– Конференция органично вписывается в ряд событий юбилейного года, среди которых: празднование дня рождения Искандера в Государственном музее А.С. Пушкина, юбилейный вечер в Центральном доме литераторов, конкурс творческих работ "Дерево детства", проведённый Литературным институтом им. А.М. Горького. Всё это создаёт особую "коммуникативную ауру" вокруг наследия Фазиля Искандера.
Культурный центр Фазиля Искандера, созданный при столичной библиотеке № 36 (улица "Правды", дом 11/13), не мог остаться в стороне и стал инициатором и основным организатором запланированной на конец октября конференции "Писатель на рубеже эпох: творческое наследие Фазиля Искандера".
Идея проведения конференции была поддержана Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ. Появилась она не спонтанно и развивалась последовательно, учитывая всё разнообразие творчества Искандера и собирая вокруг себя историков литературы и литературных критиков, исследователей биографии и наследия Фазиля Искандера. На данный момент уже известны темы заседаний и имена участников конференции.

– Какие выступления, на ваш взгляд, будут ключевыми? Каких участников вы ожидаете с особым нетерпением?

– Программа конференции очень плотная, что, собственно, определено особенностями биографии Фазиля Искандера. Период его литературной деятельности совпал с непростыми этапами в развитии нашей страны, особенности социальных и культурных ситуаций не могли не отразиться на творчестве писателя. Его произведения принадлежат абхазской и русской культуре, они переведены на многие языки мира. Имя Фазиля Искандера знают в Америке, Китае и Японии. Во многом это определило состав докладчиков и участников конференции: мы ожидаем выступлений российских поэтов и писателей, переводчиков поэзии Искандера из других стран. В конференции примут участие лингвисты и литературоведы из США, мы услышим доклады московских литераторов, а также критиков и исследователей творчества писателя из Москвы, Абхазии, Санкт-Петербурга и Иркутска.

– В чём вы, как организатор, видите главную задачу предстоящей встречи?

– Организация и проведение конференции памяти Фазиля Искандера, надеюсь, позволит обменяться мнениями об особенностях его творческого пути, о событиях и фактах литературной жизни, времени, в котором он жил и творил, сценической и кинематографический судьбе его произведений. Актуальность такого обмена мнениями не вызывает сомнений. Разговор о наследии Фазиля Искандера позволит увидеть те грани судьбы и жизни нашей культуры, которые, возможно, ранее мы не замечали.

– Чем ваше мероприятие будет отличаться от других? Что делает его уникальным?

– Уникальным его делает глубокое погружение в литературное наследие Фазиля Искандера – великолепного прозаика и поэта тончайшей философской огранки, сумевшего вплести в русскую литературу щедрость абхазского мира и навсегда остаться в ней живым участником поиска ответов на самые жгучие русские вопросы. Реализм прозы Фазиля Искандера никак нельзя назвать реализмом социалистическим, но это и не магический реализм. Это глубинный реализм жизненных обстоятельств и случайностей, литературная феерия которых столь непредсказуема, а порой и фантастична, что способна преодолеть как горькую и тягучую прозу жизни, так и невероятную самоуверенность идеологического абсурда. Этот глубинный реализм – особенность его писательского стиля и мировоззрения, он возрастал и отражался в его литературном творчестве, противостоя искривлениям нашего социального опыта и отстаивая право на человечность как необходимый залог самосохранения культуры.

– Как будет развиваться проект? Станут ли подобные конференции доброй традицией?

– Мы надеемся, что проведение конференции активизирует работу Культурного центра Фазиля Искандера. Конференции – довольно гибкий формат. Накопленный в его рамках опыт легко адаптируется для проведения различного рода мероприятий, вечеров, круглых столов и т.д. Развитие такой традиции позволит сделать память о Фазиле Искандере и его творчестве более живой и актуальной. А память о большом писателе и поэте – это росток узнавания его творчества в другом времени. Он необходим жизни и культуре: без живого отношения к прошлому само время, растворяясь в тени повседневности, теряет свои интригующие и пробуждающие любопытство черты.