Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ПИСЬМА ШТОКХАУЗЕНА И ГУБАЙДУЛИНОЙ С КОММЕНТАРИЕМ ИГОРЯ ГАНИКОВСКОГО

С Софией Асгатовной Губайдулиной я познакомился где-то в 1980 году через ее дочь, Надю, к великому сожалению она умерла слишком рано.

Я просто попросил Надю, узнать у матери, можно ли написать ее портрет. Неожиданно Соня дала согласие. Я пришел к ней домой, это была маленькая двухкомнатная квартирка, одну комнату занимал черный рояль: Соня в консерватории обучалась на двух специальностях: по классу клавира и композиции.

Помню, что пока я делал наброски она играла - и очень хорошо - Баха. Вообще, историю с ее портретом я описал в большой книге «София Губайдулина», изданной в Германии: Michael Kurtz «Sofia Gubajdulina» Urahhaus 2000, стр.238/239. Там же воспроизведен ее портрет, который я тогда сделал. В этом номере журнала помещены страницы из ее партитур, подаренные мне Губайдулиной, а также мои работы, ей посвященные или навеянные ее творчеством.

С Карлхайнцем Штокхаузеном я познакомился на его концерте в Кюртене. Это городок, рядом с Кёльном, в котором Штокхаузен родился, жил и был похоронен. А я жил в то время в Одентале, в 10 минутах езды на машине.

Штокхаузен ежегодно устраивал в Кюртене в местной школе большие серии концертов, семинаров, показывал свои новые сочинения. Людей собиралось довольно много, особенно азиатов, одна из жен Штокхаузена была кореянка. Как-то раз мы отправились на концерт с поэтом Алешей Парщиковым, он был в полном восторге, и я их познакомил. Штокхаузен расхаживал тогда в красивой корейской «тоге».

Мы переписывались с Мэтром, он заходил с женой ко мне. Я хотел взять у него интервью, но не получилось из-за того, что после теракта 11 сентября он сравнил его с перформансом, чем навлек на себя критику журналистов, они буквально стали его травить и в этом преуспели… Даже Губайдулина возмущалась: ведь погибло столько людей… Но я соглашался с Штокхаузеном: это по форме выглядело как грандиозный перформанс. В последнее время он показывал в Кюртене композиции, которые воспроизводились с 24 динамиков, расположенных на потолке, потом он синтезировал всю информацию на компьютере. Это была гениальная идея, слушателями воспринималось всё, как звук, идущий с разных сторон. Мне вспоминается разговор с Штокхаузеном у меня в мастерской. Он мне говорил, что наши идеи имеют общее: ты рисуешь трехмерные картины, их невозможно напечатать в каталоге - нужно голографическое изображение, а я пишу музыку, которую нельзя воспроизводить на CD, мы обогнали свое время, а это всегда тяжело для человеческого восприятия. Несколько моих работ посвящены Штокхаузену.

Игорь Ганиковский














Игорь Ганиковский. «Ноты 1» 160х200 холст, масло, коллаж. Посвящается Софии Губайдулиной




Игорь Ганиковский. «Ноты 2» 160х 200. Холст, масло, коллаж. Посвящено С. Губайдулиной




Игорь Ганиковский. Танцовщик на канате. Коллаж, дерево. Посвящено С. Губайдулиной



* * *

22.06.07
Дорогой господин Ганиковский,
Я пишу вам с благодарностью после получения вашего письма и каталога. Нахожусь в процессе работы для наших курсов (которые состоятся с 5-го по 15-е июня наряду с одиннадцатью концертами и ежедневными мастер-классами, как и было условлено). Я могу дать только короткий ответ. Пожалуйста, не настаивайте на интервью (я сказал уже слишком много!)
Желаю большого успеха.
Штокхаузен


22.07.07
Дорогой Игорь Ганиковский!
От всего сердца благодарю вас за письмо и тексты. Я был на концертах в Португалии. Мне предстоит целая гора работы. Ваш текст «Человек как…» я посмотрел. Они (?) на этой странице. Для курсов время ушло, этот вопрос остался нерешенным. Когда Вы приедете в Кюртен? Возможно, и ваша жена. Хорошего путешествия желает Вам от всего сердца
Штокхаузен.









Игорь Ганиковский. Космические ритмы, дерево 120х120см Посвящено К.Х. Штокхаузену




Игорь Ганиковский. Ритмы 140х140 холст,масло, дерево. Посвящено КХ Штокхаузену