Руководитель Россотрудничества выступил на заседании Совета Глав Правительств СНГ
19 ноября в Санкт-Петербурге состоялось заседание Совета глав правительств СНГ в расширенном составе.
Открывая заседание, Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин отметил, что в текущем, достаточно сложном посткризисном году государствам СНГ удалось добиться неплохих результатов в торгово-экономическом взаимодействии.
Одним из главных вопросов повестки дня было выступление руководителя Россотрудничества Фарита Мухаметшина "О ходе подготовки предварительного проекта Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества".
Стенограмма выступления Руководителя Россотрудничества Фарита Мухаметшина:
Ф. М. Мухаметшин:
Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые члены Совета, уважаемый Сергей Николаевич (Лебедев)!
В соответствии с вашим решением от 21 мая этого года Россотрудничеством совместно с национальными государствами-заказчиками, головным разработчиком — российской Высшей школой экономики и национальными разработчиками подготовлен предварительный проект Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств — стран-участников СНГ на период до 2020 года. Проект программы готовился при самой активной поддержке исполкома СНГ. Внесенная на рассмотрение сегодняшнего заседания Совета глав правительств программа основана на положениях, заложенных в Стратегии экономического развития СНГ и основных направлениях долгосрочного сотрудничества государств–участников СНГ в инновационной сфере, которые были приняты вами в течение двух последних лет. При этом мы исходили из ваших решений о необходимости радикального пересмотра сложившихся форматов научно-технологического взаимодействия на пространстве Содружества и выхода на новый этап интеграционных процессов.
Цель программы — предложить широкоформатный механизм, позволяющий гармонизировать национальные инновационные системы, национальные законодательства, разрабатывать и организовывать государственные целевые программы, инновационные проекты других форматов в целях создания условий для повышения глобальной конкурентоспособности экономик государств–участников СНГ в новых политических и экономических условиях. Программой заложены самые передовые подходы в инновационной области — например, технологические платформы, центры превосходства и так далее.
В связи с активной работой в России по формированию технологических платформ по решению Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, возглавляемой Премьер-министром России, мы координируем свою работу и с разработчиками этих платформ. Достигнута договоренность, что российские платформы будут открыты для всех стран СНГ.
Другой важный подход, учитывая наши стремления к кооперации с европейскими партнерами, — это то, что мы сочли необходимым заложить проект подхода, позволяющего выйти на взаимодействие с проектами в рамках Седьмой рамочной программы Европейского союза и аналогичными мероприятиями стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В итоге мы как бы достраиваем, дополняем эти известные в мире программы и надеемся, что сможем встать в один ряд с ними.
Вашему вниманию предложен предварительный проект, который состоит из пяти подпрограмм, которые включают межгосударственную кооперацию в инновационный сфере, развитие научно-технологического потенциала, кадрового обеспечения инновационного сотрудничества, совместное использование и развитие инновационной инфраструктуры, а также межгосударственное регулирование инновационной деятельности.
В принципе каждая из этих подпрограмм, по сути, является межгосударственной целевой программой. В случае необходимости мы готовы подробно доложить о каждой из пяти подпрограмм. Кроме того, в документе предусмотрен блок управления программой финансирования мероприятий и проектов, а также мониторинга и оценки эффективности использования. В настоящее время этот раздел еще проходит процедуру согласования с национальными госзаказчиками и разработчиками.
Предварительный проект программ рассматривался 17 сентября нынешнего года на заседании экономического совета СНГ, и дальнейшая работа ведется с учетом рекомендаций экономического совета. Экономсовет рекомендовал национальным государственным заказчикам ускорить подготовку национальных частей программы, а также инновационные подпрограммы проектов. Следует откровенно признать, что национальные части программы — пока слабое наше место. Мы намерены 13–14 декабря текущего года в Астане подробно рассмотреть этот вопрос на заседании рабочей группы. В то же время в части наполнения проектного блока программы от национальных заказчиков и разработчиков поступает предложение как по инновационным проектам, так и по технологическим платформам. Уже имеется перечень более 140 проектов. Правда, эти проекты находятся в разной степени оформления и проработки. В случае поддержки вами сегодня наших подходов к разработке примерной программы мы начнем работу по доведению их до уровня, отвечающего критериям включения в программу.
Уважаемые члены совета! Позвольте обратить ваше внимание на одну проблему, которая возникла в ходе работы над программой. Разработка такого широкоформатного построения программы входит в противоречие с положениями, прописанными в документе о порядке разработки, реализации, финансирования межгосударственных целевых программ СНГ, утвержденном решением Совета глав Правительств СНГ еще 16 апреля 2004 года. Это и понятно, ведь порядок разрабатывался семь лет тому назад в других экономических условиях.
В чем заключаются эти противоречия? В частности, порядок не предусматривает использования механизмов государственных гарантий, бюджетного кредитования, облигационных займов, налоговых, таможенных, тарифных льгот и преференций, введение льготных обязательных условий при закупках инновационной продукции, использование договорных форм конституционного типа и других механизмов государственно-частного партнерства. Порядок также не предусматривает создания органа управления — оператора Межгосударственной программы. Наконец, действующим порядком не предусмотрена возможность финансирования программы и ее инновационных проектов из национальных, межгосударственных и международных фондов — венчурных, трастовых, институтов развития, банковских учреждений, а также за счет других средств, поступающих из внебюджетных источников.
Вышеназванное как раз является, по нашему мнению, необходимым условием для успешной реализации программы. В этой связи заказчик-координатор (Россотрудничество) и головной разработчик (Высшая школа экономики), национальные государственные заказчики, национальные разработчики, а также ряд структур Исполкома СНГ пришли к единому мнению о необходимости изменения формата и, соответственно, названия программы. Что касается российской позиции, то такой подход поддерживают Министерство экономического развития, Министерство финансов и Министерство образования и науки России.
С учетом изложенного просим Вашего согласия на изменение названия документа с Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества на Межгосударственную программу инновационного сотрудничества: исключить из названия программы слово "целевая". Это позволит решать задачи перехода от целевой к более широкоформатной программе. Со стороны разработчиков будут предприняты по выполнению вашего поручения все необходимые усилия, чтобы проект программы представить в апреле будущего года на рассмотрение экономического совета и на ваше утверждение на очередном заседании Совета глав правительств в мае 2011 года. Просим рассмотреть.
В. В. Путин:
Спасибо большое.
Уважаемые коллеги, какие есть вопросы или комментарии? Нет? Предлагаю принять решение Совета глав правительств по этому вопросу. Нет возражений? Принимается. Спасибо большое.
Открывая заседание, Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин отметил, что в текущем, достаточно сложном посткризисном году государствам СНГ удалось добиться неплохих результатов в торгово-экономическом взаимодействии.
Одним из главных вопросов повестки дня было выступление руководителя Россотрудничества Фарита Мухаметшина "О ходе подготовки предварительного проекта Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества".
Стенограмма выступления Руководителя Россотрудничества Фарита Мухаметшина:
Ф. М. Мухаметшин:
Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые члены Совета, уважаемый Сергей Николаевич (Лебедев)!
В соответствии с вашим решением от 21 мая этого года Россотрудничеством совместно с национальными государствами-заказчиками, головным разработчиком — российской Высшей школой экономики и национальными разработчиками подготовлен предварительный проект Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств — стран-участников СНГ на период до 2020 года. Проект программы готовился при самой активной поддержке исполкома СНГ. Внесенная на рассмотрение сегодняшнего заседания Совета глав правительств программа основана на положениях, заложенных в Стратегии экономического развития СНГ и основных направлениях долгосрочного сотрудничества государств–участников СНГ в инновационной сфере, которые были приняты вами в течение двух последних лет. При этом мы исходили из ваших решений о необходимости радикального пересмотра сложившихся форматов научно-технологического взаимодействия на пространстве Содружества и выхода на новый этап интеграционных процессов.
Цель программы — предложить широкоформатный механизм, позволяющий гармонизировать национальные инновационные системы, национальные законодательства, разрабатывать и организовывать государственные целевые программы, инновационные проекты других форматов в целях создания условий для повышения глобальной конкурентоспособности экономик государств–участников СНГ в новых политических и экономических условиях. Программой заложены самые передовые подходы в инновационной области — например, технологические платформы, центры превосходства и так далее.
В связи с активной работой в России по формированию технологических платформ по решению Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, возглавляемой Премьер-министром России, мы координируем свою работу и с разработчиками этих платформ. Достигнута договоренность, что российские платформы будут открыты для всех стран СНГ.
Другой важный подход, учитывая наши стремления к кооперации с европейскими партнерами, — это то, что мы сочли необходимым заложить проект подхода, позволяющего выйти на взаимодействие с проектами в рамках Седьмой рамочной программы Европейского союза и аналогичными мероприятиями стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В итоге мы как бы достраиваем, дополняем эти известные в мире программы и надеемся, что сможем встать в один ряд с ними.
Вашему вниманию предложен предварительный проект, который состоит из пяти подпрограмм, которые включают межгосударственную кооперацию в инновационный сфере, развитие научно-технологического потенциала, кадрового обеспечения инновационного сотрудничества, совместное использование и развитие инновационной инфраструктуры, а также межгосударственное регулирование инновационной деятельности.
В принципе каждая из этих подпрограмм, по сути, является межгосударственной целевой программой. В случае необходимости мы готовы подробно доложить о каждой из пяти подпрограмм. Кроме того, в документе предусмотрен блок управления программой финансирования мероприятий и проектов, а также мониторинга и оценки эффективности использования. В настоящее время этот раздел еще проходит процедуру согласования с национальными госзаказчиками и разработчиками.
Предварительный проект программ рассматривался 17 сентября нынешнего года на заседании экономического совета СНГ, и дальнейшая работа ведется с учетом рекомендаций экономического совета. Экономсовет рекомендовал национальным государственным заказчикам ускорить подготовку национальных частей программы, а также инновационные подпрограммы проектов. Следует откровенно признать, что национальные части программы — пока слабое наше место. Мы намерены 13–14 декабря текущего года в Астане подробно рассмотреть этот вопрос на заседании рабочей группы. В то же время в части наполнения проектного блока программы от национальных заказчиков и разработчиков поступает предложение как по инновационным проектам, так и по технологическим платформам. Уже имеется перечень более 140 проектов. Правда, эти проекты находятся в разной степени оформления и проработки. В случае поддержки вами сегодня наших подходов к разработке примерной программы мы начнем работу по доведению их до уровня, отвечающего критериям включения в программу.
Уважаемые члены совета! Позвольте обратить ваше внимание на одну проблему, которая возникла в ходе работы над программой. Разработка такого широкоформатного построения программы входит в противоречие с положениями, прописанными в документе о порядке разработки, реализации, финансирования межгосударственных целевых программ СНГ, утвержденном решением Совета глав Правительств СНГ еще 16 апреля 2004 года. Это и понятно, ведь порядок разрабатывался семь лет тому назад в других экономических условиях.
В чем заключаются эти противоречия? В частности, порядок не предусматривает использования механизмов государственных гарантий, бюджетного кредитования, облигационных займов, налоговых, таможенных, тарифных льгот и преференций, введение льготных обязательных условий при закупках инновационной продукции, использование договорных форм конституционного типа и других механизмов государственно-частного партнерства. Порядок также не предусматривает создания органа управления — оператора Межгосударственной программы. Наконец, действующим порядком не предусмотрена возможность финансирования программы и ее инновационных проектов из национальных, межгосударственных и международных фондов — венчурных, трастовых, институтов развития, банковских учреждений, а также за счет других средств, поступающих из внебюджетных источников.
Вышеназванное как раз является, по нашему мнению, необходимым условием для успешной реализации программы. В этой связи заказчик-координатор (Россотрудничество) и головной разработчик (Высшая школа экономики), национальные государственные заказчики, национальные разработчики, а также ряд структур Исполкома СНГ пришли к единому мнению о необходимости изменения формата и, соответственно, названия программы. Что касается российской позиции, то такой подход поддерживают Министерство экономического развития, Министерство финансов и Министерство образования и науки России.
С учетом изложенного просим Вашего согласия на изменение названия документа с Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества на Межгосударственную программу инновационного сотрудничества: исключить из названия программы слово "целевая". Это позволит решать задачи перехода от целевой к более широкоформатной программе. Со стороны разработчиков будут предприняты по выполнению вашего поручения все необходимые усилия, чтобы проект программы представить в апреле будущего года на рассмотрение экономического совета и на ваше утверждение на очередном заседании Совета глав правительств в мае 2011 года. Просим рассмотреть.
В. В. Путин:
Спасибо большое.
Уважаемые коллеги, какие есть вопросы или комментарии? Нет? Предлагаю принять решение Совета глав правительств по этому вопросу. Нет возражений? Принимается. Спасибо большое.
Соб. Инф.