Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

МАРИНА САВВИНЫХ


"Рыжий кот": масс-культура и классика


Северный — сравнительно молодой "спальный" район Красноярска. Расположен, так сказать, вдали от местных творческих центров. И тот факт, что именно здесь реализован один из самых успешных региональных социокультурных проектов последнего десятилетия, — сам по себе показателен. Хотя и уникален.
С Натальей Юрьевной Патрихиной, хозяйкой арт-галереи "Рыжий кот", я познакомилась случайно. Но, поскольку нет в этой жизни ничего случайного, приходится признать, что у Провидения всегда имеется неведомый нам план относительно наших намерений и возможностей. И рано или поздно он начинает осуществляться. Ведь как бывает... Помните притчу Иисуса о сеятеле? Падает зерно в подходящую почву — и даёт плод стократный. И прирастает, и разветвляется, и притягивает к себе подобное. Так, наверное, и мы с Наташей встретились — друг другу и зерно, и почва, потому что, как выяснилось, шли очень похожими путями, которые не пересекались лишь до поры до времени. Но вот пересеклись, и есть надежда, что встреча отзовётся в будущем многократным многоголосым эхом.
А пока — вчетвером, хозяева и гости, — пьём чай и ведём неспешную беседу у "Рыжего кота". Здесь и выставка, и магазинчик, и клуб, и студия — для общения самое подходящее место.
Наталья Юрьевна — художник. До того, как появился "Рыжий кот", она испробовала множество амплуа, в которых может проявить себя художественно одарённый человек. Работала даже гримёром в театре оперы и балета. Осваивала журналистику. Но всё это были, так сказать, пробы. А творческий разум ищет целостного воплощения. Передаёт опыт, показывает путь. От огня к огню. От мироздания к мирозданию.
Наталья Юрьевна рассказывает:
— Меня подтолкнул к поискам в том направлении, по которому я теперь иду, Валерий Владимирович Маркелов, директор картинной галереи "Хинган". К сожалению, этой галереи уже нет, хотя Маркелов — один из старейших наших галеристов. Я к нему напросилась проводить классы с желающими заниматься изобразительным искусством. Он мне разрешил — и ко мне активно потянулся народ. Не только на живописные,
но и на декоративно-прикладные классы. Маркелов в конце концов предложил мне на "своей территории" сделать постоянную студию. И на этой площади разрешил мне работать абсолютно бесплатно. Единственное условие, которое он поставил, — все расходные материалы мы покупаем в "Хингане". И через год я уже смогла в центре города снять собственное помещение. А спустя ещё два года мы поселились у меня в квартире. Учеников было очень много. Больше тридцати человек. Ученики приходили к нам небольшими группками по четыре человека. И просто рисовали — каждый в своё время. Всё это продолжалось до две тысячи шестнадцатого года. А потом мне на очень выгодных условиях предложили площадь в торговом центре "Махаон", и она мне так понравилась, что я решила попробовать. Сама. Без какой-либо помощи. Начала поднимать старые связи с художниками. Новые находить. И — открыла небольшую галерею. Ей уже четвёртый год.
За десять лет — от первых шагов до "Рыжего кота" — окончательно прояснилась фундаментальная проблема, пожалуй, общая для всех в современной России деятелей искусства, которые так или иначе озабочены не только производством, но и распространением художественного "продукта". В чистом виде потребитель искусства стремительно исчезает. Наталья Патрихина открывала галерею, чтобы помогать художникам продавать картины. Но — увы! — она очень скоро убедилась, что продать картину малоизвестного, а тем более начинающего художника невероятно трудно. Да, кое-что продаётся. Но совсем немного. На средства от продажи картин содержать галерею не получается. Так что же? Выход один: пусть "Рыжий кот" будет не просто галереей, а маленьким "центром Вселенной", куда люди приходят, чтобы творить и делиться результатами творчества.
— Всё, что было у меня от известных красноярских художников, я уже раздала... — продолжает Наталья Юрьевна. — И, поскольку выставочная площадь пустует, мы решили, что будем продавать свои работы. Мы здесь работаем — я, Марина Тушъ, Анастасия Лычагина... Мы все художники, и мы решили: почему бы и нет? Здесь есть работы моих учениц. И они ничуть не хуже, чем наши.
Вот ведь как. Наша страна, оказывается, не только самая "литературоцентричная". Она в принципе такая — стремящаяся к самовыражению. Чуть ли не поголовно. Писатель у нас — он же и читатель. Других читателей теперь для писателей нет. Вот и с художниками, видимо, так: потребляют искусство те же, кто его создаёт. Но не таково ли вообще современное искусство? Оно существует в виде отдельных "локусов", или, современным языком говоря, замкнутых "тусовок". Живёт себе, само в себе варится, само себя опыляет, само себя потребляет. И всё художественное пространство состоит из таких локусов-тусовок.
— Как к этому относиться? Может быть, это просто некая данность, в которой нам остаётся только без лишней озабоченности пребывать? — спрашиваю Наташу.
Тут в разговор вступает Вадим Николаевич*:
— По аналогии с природой... когда биоценоз бурно развивается — влажная среда, пищевые цепочки работают исправно. А потом раз — засуха. Многие погибают. А некоторые приспосабливаются. Окукливаются. Впадают в анабиоз. Покрываются оболочкой. Переходят на внутреннее обеспечение. Это защита. В культуре мы сейчас наблюдаем как раз такие процессы. Люди, ощущающие себя субъектами культуры, инстинктивно находят своих, прижимаются друг к другу, впадают в анабиоз. Замыкаются в маленькие "биоценозики". В автономные эндогамные системы. Выживают. Но продолжают жить в надежде, что придут дожди, и всё расцветёт опять. Главное — сохранить эти коды, культурные, цивилизационные. И верить, что придут лучшие времена.
— Кстати говоря, если об "опылении" рассуждать дальше, — подхватываю я, — то получается замкнутая цепочка, которая ещё и кормит сама себя. Я так поняла, что люди, которые здесь бывают, что-то производят, творят, они сюда и деньги свои несут — иначе никак не выжить. То есть "потребители" вашего продукта — это не покупатели, а инвесторы? Акционеры. Поскольку государство отстранилось от этих дел, люди начинают сами создавать культурно-психологические сообщества... Дети и взрослые приходят учиться, общаться, поддерживать друг друга интеллектуально, морально и... материально. Но всё же — не скатится ли всё это до уровня попсы, до массовой культуры?
— Ничего плохого не вижу в попсе и массовой культуре, — моментально реагирует Наталья Юрьевна. — Само название "Рыжий кот" — в какой-то мере дань попсе. Мы не хотим отталкивать людей непомерной сложностью задачи — пусть эта сложность раскрывается перед учеником постепенно. Если человек хочет рисовать, осваивать разные способы изобразительного творчества — мы готовы помочь ему пробовать. А дальше? Пусть он решает сам — продолжать или нет. Надеюсь, что из всего этого вырастет когда-нибудь Школа искусств, где будет и академическое образование, и такие же студии, как эта, для всех желающих. Потому что люди хотят красоты.
Добавлю — и тянутся к ней, независимо от рода-племени и "разъединяющих вёрст". Так возникла особенная связь "Рыжего кота" с китайцами и Китаем.
Наташа рассказывает:
— Сначала на соседней площади в нашем торговом центре разместилась молодая предпринимательница из Китая, с которой у меня завязалась дружба. Девушка пришла ко мне в студию поучиться, и, благодаря ей слава о "Рыжем" дошла до руководителя детской художественной школы в Тайчжоу, одной из крупнейших в Китае. В течение года мы поддерживали со школой связь онлайн. В апреле с радостью встретили у себя хозяйку этой чудесной школы, и уже сейчас у нас на руках готовый план сотрудничества на ближайшие годы. Все секреты раскрывать не буду, но уже в июле мы отправляемся в Поднебесную с ответным визитом и будем делиться опытом с местными ребятишками. Учеников у нас будет не меньше сотни, и мы уже наменяли для сувениров толстую пачку десятирублёвок с видом Красноярска и запаслись солидным количеством красконовских шоколадок для маленьких китайских художников. А в нашей студии только за последние полгода появилось десять учеников из Китая: как правило, это студенты и преподаватели красноярских ВУЗов. Самим интересно, что из этого вырастет. Чжан Тин, картину которого читатели "ДиН" увидят в третьем номере за 2019 год, был в Красноярске на стажировке. Этого всего лишь вторая его работа. Результат вдохновения!
А сегодня... Сегодня "Рыжий кот" предлагает классы керамики, живописи и графики для детей, живописи маслом для взрослых и валяния из шерсти. Проводит мастер-классы с приглашёнными мастерами. Дорогу найти легко — арт-галерея находится в Красноярске по адресу: улица Шумяцкого, дом 2а, торговый центр "Махаон", второй этаж. Телефон для связи: 8 908 020 5400.

*В. Н. Наговицын, зам. главного редактора журнала "День и ночь".