Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

НИНА КРАСНОВА


Нина Краснова — известная поэтесса "потерянного поколения". Родилась в Рязани в многодетной семье, росла с мамой, братьями и сестрой, без отца. С первого по восьмой класс училась в Рязанской школе-интернате № 1, потом — в средней школе № 17, по окончании которой работала пионервожатой и руководительницей кукольного кружка в пионерлагере "Комета", литсотрудником в газете "Ленинский путь" Рязанского района в отделе искусства, культуры и спорта, потом (по лимиту) — пекарем-выборщиком на Московском хлебозаводе № 6.
С1972 по 1977 год училась в Литературном институте имени Максима Горького на очном отделении поэзии, куда поступила по рекомендации Владимира Солоухина, занималась на семинаре Евгения Долматовского и работала при институте дворником, кладовщиком, дежурной на сигнализации, машинисткой в машбюро.
В1978 году вернулась в Рязань. Работала там руководителем литобъединения "Рязанские родники", состояла в редколлегии литературной газеты "Рязанское узорочье".
В1979 году в издательстве "Советский писатель" вышла первая книга стихов Нины Красновой "Разбег", с которой поэтесса в 1980 году была принята в Союз писателей СССР.
Стихи пишет с семи лет (а сочинять их начала с трех лет).
Печаталась в журналах "Юность", "Москва", "Новый мир", "Дружба народов", "Октябрь", "Студенческий меридиан", "Крокодил", "Наша улица", "Дети Ра", "Зинзивер" и т. д.
Дважды — Принцесса поэзии "Московского комсомольца"
1995 и 1996 годов, Королева любовно-эротической поэзии России.
Лауреат Седьмой артиады народов России. Лауреат конкурса имени Николая Рубцова "Звезда полей". Лауреат премии имени Анны Ахматовой (от журнала "Юность", 2011), премии Де Ришелье "Изумрудный Дюк" (г. Одесса, 2015), премии "Писатель XXI века" (2018). Обладатель спецприза Фонда Андрея Вознесенского "За талант" и обладатель Диплома им. Леонида Утёсова (за многолетнее изучение жизни и творчества Анатолия Шамардина, солиста оркестра Леонида Осиповича Утёсова, и за публикации на эту тему в книгах и СМИ).
С 2009 года — основатель и главный редактор литературного альманаха "Эолова арфа".
Автор шестнадцати книг стихов и прозы. Печаталась не только в своей стране, но и за рубежом — в Болгарии, Венгрии, Румынии, Польше, Чехословакии, Германии, Норвегии, Итати, Франции, США, Израиле, Индии, Китае, на Кубе, в Алжире, Сирии, Эфиопии и т. д.


К 80-летию певца и композитора Анатолия Шамардина и к 5-летию его ухода в мир иной



ОТ РЕДАКЦИИ

В минувшем году Анатолию Шамардину, солисту оркестра Леонида Утесова 70-х годов, певцу, композитору, филологу, автору песен на стихи Виктора Бокова, Алима Кешокова, Николая Старшинова, Новеллы Матвеевой, Ивана Киуру, Андрея Вознесенского, Нины Красновой, Сергея Мнацаканяна, Виктора Широкова, Валерия Дударева и т. д., другу журнала "Юность", исполнилось 80 лет. А в этом году исполнилось 5 лет со дня его ухода в мир иной. Анатолий остается с нами в нашей памяти, в наших сердцах, в своих песнях и рассказах.
Издательство "Вест-Консалтинг" выпустило в свет книгу Нины Красновой об Анатолии Шамардине "Золотой самородок из Хасаута-Греческого", открывшую собой новую серию "Судьбы выдающихся людей" — "СВЛ", аналогичную серии "ЖЗЛ". Предлагаем нашим читателям некоторые страницы из этой книги.


Золотой самородок из Хасаута-Греческого



Отрывки из книги об Анатолии Шамардине


Солисту оркестра Утесова Анатолию Шамардину

1.

Представитель русского бельканто,
Знающий и Бебеля, и Канта,
Анатолий Шамардин —
Это просто шарм один!

2.

Из оркестра Утесова ты — тенорист.
Путь в искусство не прост у тебя и тернист.
И певца сладкозвучней не сыщешь окрест.
А плохого не взяли бы в этот оркестр


Из бесед Нины Красновой с Анатолием Шамардиным 2000-х годов



Анатолий Шамардин, Эдуард Хиль и Ленинградская Филармония


Нина Краснова: Толя, ты вырос на Северном Кавказе, в русско-греческом селе Хасаут... потом переехал с мамой в Черкесск... окончил там среднюю школу. С детства поешь русские народные, украинские, греческие, немецкие песни и играешь на разных музыкальных инструментах, на балалайке, гитаре, мандолине и на пианино. Но не мечтал стать артистом, певцом, потому что недооценивал сам себя в этом качестве. И поступил в Пятигорский пединститут на факультет иностранных языков, а доучивался в Горьковском инязе, и участвовал в студенческих концертах, и начал и свои песни сочинять и петь, потом десять лет преподавал в вузах немецкий и английский языки и руководил художественной самодеятельностью, а в 1970 году окончил Ленинградскую аспирантуру при университете и должен был, как и до этого, преподавать иностранные языки в каком-нибудь вузе. А ты стал работать в Ленинградской филармонии. Ты, насколько мне известно, попал туда с легкой руки Эдуарда Хиля?
Анатолий Шамардин: Да. Я окончил в Ленинграде аспирантуру. И должен был поехать по распределению, по направлению в Кострому, преподавать там в пединституте иностранные языки. А вместо этого пошел работать в Ленинградскую филармонию... Как это получилось? Я написал для Эдуарда Хиля песню, под его голос и под его манеру исполнения, и пришел к нему на концерт. И после концерта сказал ему: "Эдуард Анатольевич, я написал для вас песню". И напел ее ему:

Ну, конечно, море синее
И волна всегда крута...

Он спросил у меня: "А где вы поете?" Я сказал: "Да я нигде не пою... Я просто преподаю иностранные языки в вузах и пробую писать песни..." Он сказал: "Толя, вам с вашим голосом надо не языки преподавать, а петь!" И посоветовал мне прийти в Ленинградскую филармонию и показаться там директору и администрации. И сказал: "Только вы — главное — поменьше говорите и даже лучше совсем ничего не говорите и не рассуждайте... Зайдите туда, расчехлите гитару, открывайте рот и... сразу начинайте петь..." А то они могут вас выпроводить и не успеют выслушать. Вы заходите и сразу (без лишних слов) начинайте петь!" Я так и поступил. Зашел в кабинет к директору, расчехлил гитару и сразу запел итальянскую песню "Ты прекрасна". Спел. Смотрю, директор... фамилия у него была Гинзбург... посмотрел на меня... так... удивленно и сказал мне: "А вы знаете, очень даже неплохо (очень даже неплохо вы спели итальянскую песню, и вообще вы очень даже неплохо поете)! У нас уже есть одна певица — с французской фамилией, Ирэн Бенуа, она тоже поет иностранные песни. А вы будете второй. Мы вам быстренько ставку сделаем и отправим вас на гастроли, как говорится, в путь!.. У нас как раз один певец запил, вы поедете вместо него". И мне сделали приличную по тем временам ставку — восемь рублей за выступление. И отправили меня на гастроли. И я там начал осваивать амплуа артиста. Начал выходить на сцену и петь. Я пел иностранные песни — благо, что на меня никто не давил и не заставлял петь советские песни гражданского звучания, для которых у меня голос не подходит. Я пел свои авторские песни и иностранные, итальянские, греческие, Микиса Теодоракиса, всякие там сиртаки. Это тогда очень хорошо воспринималось слушателями, зрителями. Да и сейчас тоже.
Нина Краснова: А об Эдуарде Хиле ты что можешь сказать? Который когда-то дал тебе хороший совет, как надо добиваться расположения слушателей. Не говорить, а открывать рот и петь!
Анатолий Шамардин: Хиль — настоящий голосовой певец. Профессионал... И человек хороший...


Анатолий Шамардин, Леонид Утесов и орхестр Утесова


Нина Краснова: Толя, а уже после Ленинградской филармонии ты попал в оркестр к Леониду Утесову?
Анатолий Шамардин: Да. В Ленинградской филармонии я приобрел какой-то опыт артиста, по этой части, и поехал в Москву. И поступил работать в оркестр Леонида Осиповича Утесова с легкой руки выдающегося певца Николая Никитского. В 1971 году. Оркестр был большой. Участников там было много. И певцы, и фокусники, и акробаты, и конферансье, и ведущие концертов... А программа каждого концерта была выстроена так, что там должны были звучать только русские песни, на русском языке, в том числе пес ни гражданского содержания, военно-патриотические, типа:

Ехал я из Берлина
По дороге прямой,
На попутных машинах
Ехал с фронта домой,
Ехал мимо Варшавы,
Ехал мимо Орла,
Там, где русская слава
Все тропинки прошла...

..Я со своим иностранным репертуаром не очень вписывался в эту программу. И поэтому худсовет поначалу отнесся ко мне без восторга...
Нина Краснова: А Утесов как отнесся к тебе?
Анатолий Шамардин: Утесов прослушал меня, и взял под свое крыло, и защитил от худсовета. Он так выразительно посмотрел на меня и на мой нестандартный, нерусский нос. И сказал с легкой шуткой: "Ну как он может петь русские песни с таким (нерусским) носом?" И сказал дирижеру Владимиру Старостину: "Володя, возьми Толю в оркестр в порядке исключения. Пусть он поет песни народов мира и свои авторские песни". И я стал выступать с оркестром Утесова. Я пел песни народов мира и свои авторские, и русские народные песни и романсы. А аккомпанировал мне малый состав оркестра, музыканты самого высшего класса и выдающийся пианист Леонид Чижик, он играл на рояле.


Анатолий Шамардин, Иосиф Раскин и Николай Никитский


Нина Краснова: Толя, а с певцом Николаем Никитским, который рекомендовал тебя в оркестр Утесова, ты как познакомился?
Анатолий Шамардин: Я познакомился с ним благодаря известному книгочею и собирателю анекдотов Иосифу Раскину. А с Иосифом Раскиным я познакомился случайно, на улице, в Москве, в подземном переходе метро. Иосиф продавал там книги на лотке и делал это очень талантливо, как настоящий коробейник, зазывая к себе прохожих и рекламируя свой "товар": "Товарищи прохожие! Подходите сюда! Берите книги! У меня самые интересные книги во всей Москве!" Я купил у него какую-то книгу, и мы с ним разговорились. Он узнал, что я певец, приехал из села Хасаут-Греческое в Москву и хочу, чтобы кто-то прослушал меня и помог бы мне устроиться здесь на работу. И он
Толя. Пластинка "Гитары любви". 1982 год. Фирма "Мелодия"
свел меня с Николаем Никитским. Это тогда был очень известный и очень популярный у нас в стране певец. Сейчас его немногие помнят. А тогда он был суперизвестный и суперпопулярный. Он пел такие песни, как "Рио-де-Жанейро", "Се си бон", "Пчелка", песню Жана Татляна "Осенний свет" ("Осенний свет. К чему слова? Осенним светом полна голова") и многие другие, в том числе танго и старинные и современные романсы. Гениальный был певец. Под его песни танцевала вся страна. Я пришел к Николаю Никитскому домой, с гитарой. Спел ему несколько песен. Он был в неописуемом восторге от всего этого. И рекомендовал меня в оркестр Леонида Утесова, самому Леониду Осиповичу и сказал ему: "Берите его! Это ценный певец! Это — верняк!"


Анатолий Шамардин и косном Бедроса Киркорова


Нина Краснова: Толя, расскажи про свой дебют в оркестре Утесова и костюм Бедроса Киркорова...
Анатолий Шамардин: Когда меня взяли в оркестр Утесова, мне сказали, что я должен выходить на сцену и выступать перед публикой в приличном костюме... Но я был тогда такой бедный, что у меня не было приличного костюма. У меня ничего не было. Ни московской прописки, ни квартиры, ни костюма. Я получал зарплату 110 рублей в месяц, еле-еле сводил концы с концами… Я сказал: "У меня вообще никакого костюма нет". Мне сказали: "Тогда знаете что? Тогда вы наденьте костюм одного нашего певца, который работал у нас до вас... У нас до вас работал хороший певец — Бедрос Киркоров... Это значит — отец Филиппа Киркорова, то есть отец будущей звезды эстрады. Вон у нас остался его костюм. Наденьте его, и будете в нем выступать..." А костюм этот был размеров на пять больше моего размера, ну не на пять, а все же намного больше... Он был мне сильно велик... Я надел его, и утонул в нем, и стал похож на клоуна и на Пьеро: рукава длинные, штанины длинные, плечи не мои... пиджак на мне висит, брюки висят... Я же был тогда очень-очень тонкий и худой, я и сейчас не толстый, а тогда вообще был как соломинка для коктейля. В таком прикиде я и вышел выступать первый раз с оркестром Утесова... И произвел на зрителей трогательное впечатление, и они долго мне аплодировали. Так состоялся мой дебют с оркестром Утесова. А потом я заказал себе в ателье и концертные брюки, и пиджак, и рубашку белую... по фигуре. И выступал уже в подобающем артисту наряде.


Известные артисты из оркестра Утесова 70-х годов — Геннадий Хазанов, Джильда Мажейкайте


Нина Краснова: Толя, а кто из известных артистов, кроме Леонида Чижика, работал в 70-е годы в оркестре Утесова, когда ты поступил туда?
Анатолий Шамардин: Геннадий Хазанов*... Он был ведущим концерта. Читал "Кулинарный техникум", с которым потом прославился на весь Советский Союз.
Еще в оркестре Утесова работала прекрасная певица Джильда Мажейкайте**, литовка по национальности. У нее был низкий прекрасный голос, альт. И сама она была очень привлекательная, эффектная, броская. Она была очень популярна в то время. Но потом постепенно спилась, к сожалению. И я не знаю, где она сейчас, что с ней. Она любила выпить. А это дело никого до хорошего не доводит... И муж у нее пил... Его звали Боря. Он у нее чуть ли не в Большом театре танцевал, а потом тоже спился. Помню, я поехал с коллективом артистов от Московской областной филармонии (уже после Утесова) на Украину. Мы выступали где-то. В коллективе была Джильда Мажейкайте со своим Борей. И он — немножко в поддатом виде — танцевал с балериной 7-й вальс Шопена, носил, носил ее на руках по сцене и... уронил, прямо на пол, и сам упал на нее. Зрители захохотали, думали, что это такой специальный комический номер, комический трюк... А маленький мальчик лет шести, который сидел у рампы, дернул свою маму за юбку и говорит: "Ма, глянь, дядька пьяный..." А он услышал это, подошел к мальчику и говорит: "Кто пьяный? Я пьяный? Сам ты пьяный!" Много было смешных случаев, когда я работал на эстраде.

*Геннадий Викторович Хазанов — советский и российский артист эстрады, актер театра и кино, телеведущий, общественный деятель, руководитель московского Театра эстрады. Народный артист РСФСР. Полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством".
**Джильда Мажейкайте — советская эстрадная певица (альт). Была солисткой Литовского эстрадного оркестра под руководством). Tiskus, оркестра Nemuno ziburiu, эстрадного оркестра под управлением Леонида Утесова, ВИО-бб под управлением Юрия Саульского, в 70-80-е годы — актриса Московской областной филармонии, выступала с собственным музыкальным ансамблем. Лауреат Международного фестиваля молодежи и студентов в Софии 1968 года. 7 апреля 2003 года ушла из жизни в Москве при невыясненных обстоятельствах.