Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы


ЭМИЛИЯ БОЛТЯНСКАЯ


Нет подражанию!



Один из самых сильных стимулов для творчества – представление о будущем своей страны


В последнее время на телеканале "Культура" представители так называемой интеллектуальной элиты стали заявлять, что русская культура всегда подражала европейским достижениям, которые были для неё эталоном.
Это утверждение, несомненно, вызвано стремлением оправдать существующее состояние культуры Российской Федерации, когда почти за тридцать лет "либерального" правления, за редким исключением, не было создано ничего самостоятельного и достойного, а во всех сферах интеллектуального и художественного творчества наблюдалось "обезьянничанье" и тиражирование достижений предшественников или иностранных идей и моделей.
Однако не надо клеветать на всю русскую культуру и науку, существовавшую до теперешнего "мрачного" времени. Достаточно вспомнить, что в XIX–XX веках русская литература стала явлением мирового масштаба и именно она повлияла на последующее развитие мировой литературы, так же как именно русские драматурги и театральные и кинорежиссёры того времени стали объектом изучения и подражания для последующих поколений как в нашем, так и в зарубежном искусстве.
Что касается живописи, то русские художники не только создали "русский авангард", но и даже во времена СССР оставались интересными всему миру. Также и в музыкальном искусстве великие и гениальные русские композиторы и замечательные исполнители того времени заняли в мировой музыкальной культуре подобающее им место.
И в дореволюционной России, и в СССР успешно развивалась и отечественная наука, опередившая во многих направлениях своих современников. Не буду перечислять всех гениальных русских учёных того времени, а назову хотя бы Вернадского, который до сих пор поражает весь учёный мир масштабом своего гения.
Таким образом, наше теперешнее "обезьянничанье" в науке и культуре вовсе не присуще нам исторически. Оно является следствием резкого снижения уровня наших художественной и интеллектуальной элит, их "вырождения" из-за сложившегося ещё в последний период существования СССР и продолжающегося по сей день порочного способа их обновления по наследственному и местническому принципу. Это исключает попадание в культуру и науку людей, способных самостоятельно и оригинально мыслить и действительно талантливых, достижения которых при этом замалчиваются и не становятся достоянием общества. В настоящее время все сферы науки и культуры в РФ буквально забиты "потомками", которые могут лишь похвастаться относительной начитанностью и знанием приёмов ремесла, но не имеющими даже признаков таланта и поэтому существующими лишь за счёт тиражирования и переиначивания на свой лад чужих достижений.
В нашей науке, по-видимому, сейчас также отсутствуют талантливые люди с оригинальным творческим научным мышлением, о чём свидетельствует "пережёвывание" трудов и теорий исключительно иностранных научных авторитетов, происходящее на всех так называемых круглых столах, на телеканале "Культура" и некоторых других.
Существует ещё одна серьёзная причина наблюдающегося упадка культуры после развала СССР. Когда определённая часть интеллектуальной элиты стремилась исподволь в течение последних десятилетий существования СССР его разрушить с тем, чтобы превратить страну в "демократическое" капиталистическое государство, то это вдохновляло её представителей на создание талантливых произведений, оппозиционных власти. В то же самое время создавшееся в стране неравное положение русского народа и происходившее разрушение русской провинции, русской природы и русских национальных традиций определяло появление в стране целой плеяды талантливых русских писателей и композиторов, отстаивавших права русского народа на сохранение своей самобытности и по этой причине также оппозиционных власти. Всё это привело к бурному творческому расцвету культуры в СССР во второй половине ХХ века.
Однако теперь, когда мы пожинаем плоды всех событий, последовавших после прихода к власти Бориса Ельцина, а именно расстрела Верховного Совета и приватизации "по-чубайсовски" с разделом природных богатств страны между олигархами, написания под руководством советников США Конституции РФ, в которой не оказалось русского народа, а также вызванного всеми этими действиями обнищания и гибели миллионов простых людей, – всё это привело многих представителей творческих элит к разочарованию в "либеральной" идеологии, к растерянности и утрате представлений о будущем страны, что в конечном счёте не создаёт стимула для творчества.
На мой взгляд, всё это продемонстрировали два последних телесериала – "Бесы" по Достоевскому и "Три сестры" по Чехову. Авторы сериалов не вдохновились на создание собственных оригинальных творений, а лишь "приватизировали" шедевры русской классики, созданные более века назад.
При этом создатели сериалов не учли, что сейчас иные времена и нужны несколько иные "песни", а не пропаганда религии и стремление убедить народ, что "богатые тоже плачут" и надо их пожалеть.
Создание таких сериалов похоже на выполнение идеологического заказа власти, поэтому я не смогла заставить себя досмотреть их до конца хотя бы из любопытства.
В заключение позволю себе рассказать об одном заседании на телешоу Владимира Соловьёва, которое показалось мне знаменательным и даже забавным. Участники этого "действа" откровенно продемонстрировали мечту теперешних интеллектуалов заменить не оправдавшую себя "либеральную" модель общественного устройства хотя бы на "русский путь", но исключительно без присутствия в нём самого русского народа.
В качестве любопытной информации хочу сообщить уважаемым участницам телепередачи Сати Спиваковой "Нескучная классика", на которой обсуждали секрет воздействия классической музыки даже на дикие племена, что музыка Моцарта, как установили биологи, повышает удои молока у коров. Моя кошка также очень любила Моцарта и охотно слушала его музыку, тогда как от музыки Вагнера пряталась под диван.
В связи с прошедшим юбилеем Аллы Борисовны Пугачёвой хочу признаться, что я восхищалась её талантом драматической эстрадной певицы. Но её эстрадная жизнь оказалась разбита на два периода. Если в первый период она была нашей общей любимицей, то на следующем этапе, когда она сама практически перестала выступать, почему-то сцену заняли почти исключительно люди из её окружения, вследствие чего наша эстрада быстро превратилась из явления художественного искусства в чисто коммерческое предприятие с оттенком пошлости и безвкусицы.

Точка зрения авторов колонки может не совпадать с позицией редакции