Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ЮРИЙ ТАТАРЕНКО


Счастье в кубе


В Красноярске завершился седьмой всероссийский литературный фестиваль "Книга. Ум. Будущее", собравший 55 участников из 20 городов. Звёздами форума стали Евгений Попов и Анна Гедымин, Владимир Вишневский и Дарья Бобылёва, Геннадий Калашников и Дана Курская (Москва), Роман Сенчин, Ярослава Пулинович, Константин Комаров (Екатеринбург), Дмитрий Мурзин (Кемерово)…

"КУБ" традиционно разнообразен: тут вам и семинары по прозе, поэзии, драматургии, детской литературе, и поэтический слэм (где победил Алексей Гедзевич из Шелехова Иркутской области, а красноярцы Иван Клиновой и Ольга Гуляева стали призёрами), и литературный квиз…
Открылся фестиваль вернисажем художницы Евгении Аблязовой "Штрихи и строки" – с коллекцией иллюстраций к "Сказке о коте и Саше" Михаила Тарковского и другим книгам красноярских писателей. Новосибирский фотограф Катерина Скабардина представила всероссийский арт-проект "Поэту по портрету": среди двух сотен его участников – немало "кубовцев"прошлых лет. За фестивальную неделю Катерина успела снять дюжину новых героев проекта.
Важный блок форума – презентации региональных литжурналов. Кемеровским "Огням Кузбасса", где печатаются авторы со всех уголков страны, в марте исполнилось 70 лет. Ответсек Дмитрий Мурзин сообщил, что на осень в Кемерово запланировано совещание редакторов "толстых" журналов.
На конкурсе литературных авторских театров поэты и прозаики соревновались в умении представить свой текст в ярком сценическом решении. Гран-при у красноярской школьницы Софии Федорук, а участница фестиваля, Наталья Якушина из Москвы, заняла первое место.
- Подготовила выступление на 20 минут, но, по правилам конкурса, его пришлось сократить в два раза. Текст "Хочу быть нормчелой" базировался на основе моих блогов в соцсетях. Я говорила от лица 43-летней женщины, многодетной матери из общества анонимных нормальных людей. Никогда не думала, что смогу выучить 7 страниц текста! Спектакли по моим произведениям идут в Бресте и Лондоне, осенью готовим премьеру в московском театре "Школа современной пьесы". А в Красноярске случился мой первый сценический опыт: публика слушала заворожено, а один из членов жюри назвала меня гениальной актрисой, – улыбается Якушина.
Самый популярный формат "кубовских" мероприятий – творческие встречи, организованные на различных площадках: в учебных заведениях, библиотеках, музеях и даже в исправительных колониях. Уральский поэт и критик Константин Комаров, названный челябинцем Александром Самойловым "последним романтиком русской поэзии", выступил в Доме искусств.
- На вопрос, кто я в первую очередь, поэт или критик, ответить очень легко: без стихов я просто умру. Почитаю из своей книжки 2012 года "От времени вдогонку", дебютной по сути. Думал, её у меня уже нет – и вдруг перед самой поездкой в Красноярск нашел на балконе целую пачку, 90 штук! Продаю всего по 250 рублей, – заявил Комаров.
Книги и журналы разлетались на фестивале как горячие пирожки – к обоюдному удовольствию читателей и писателей. Не менее приятный сюрприз автору этих строк преподнесли на творческой встрече в библиотеке имени Добролюбова студенты Института водного транспорта. Первокурсники электромеханического факультета Никита Гладышев, Александр Переплетчиков, Даниил Андреев под руководством педагога Маргариты Радкевич представили (в формате кукольного театра!) обкатанное осенью на празднике "День роты" стихотворение Ю.Татаренко "Старая сказка", шутливую версию известной басни Крылова "Стрекоза и муравей".
Евгений Попов выступил на фестивале в двух лицах: как руководитель семинара прозы и глава русского ПЕН-центра.
- В этом году семинаристы прислали 10 рукописей, ни одна особо не впечатлила. На прошлом фестивале порадовал молодой томич Борис Пейгин, успевший попасть в журнал "Октябрь" до его закрытия. Другие интересные авторы – это Женя Декина, Артемий Леонтьев, Сергей Шаргунов, Александр Снегирев, Захар Прилепин. Вообще, читаю прозу молодых регулярно: веду семинар в Литинституте, где собрались ребята интересные и трудолюбивые. За два года выпустили 4 сборника, один из них обсуждался в Совете Федерации, – сообщил Попов.
Презентация ПЕН-центра, куда входят сразу 8 красноярцев, прошла под девизом "Эволюция вместо революции".
- Мы - аполитичная правозащитная писательская организация, рассматриваем до 60 обращений ежегодно. К примеру, в 2012 году добились освобождения "китайского шпиона" Данилова, ныне живущего в новосибирском Академгородке. После недавней перерегистрации от 330 членов осталось около 200, список на сайте. Нас поддерживают две крупные библиотеки Москвы – имени Боголюбова и РБГМ на Преображенке. В будущее смотрим оптимистично, – отметил Евгений Анатольевич.

Три девятки

В лицее №9 прошел двухчасовой круглый стол: перед 9-классниками выступили 9 литераторов практически со всей Сибири – из Братска, Иркутска, Кемерово, Новосибирска, Томска. После первого вопроса, кем работают писатели, ребята услышали названия самых разных профессий: юрист, математик, ботаник, актёр, журналист, химик, врач, преподаватель, дизайнер. На встречное предложение сообщить, кто планирует после школы остаться учиться в Красноярске, руку подняли три человека из трёхсот. Писатели тут же рассказали о достопримечательностях родных мест: в Братске есть потрясающая библиотека отечественной поэзии ХХ века, собранная Виктором Сербским, в Кузбассе находится кладбище динозавров возле Верхней Чебулы, а в Иркутске, помимо усадеб декабристов, туристы охотно посещают музей мусора на полигоне ТБО.
В беседе с подростками поднимались всевозможные темы: сколько времени пишется поэтический сборник, нужны ли заголовки стихам, кто старше – Галилей или Бруно, зачем нужен Тотальный диктант, уровень красноярских театров. В тоже время оказалось, что лицеисты совершенно не знают современной прозы – после Стругацких и Довлатова. Тогда гостям был предложен блиц-опрос о "книгах, которые меня перепахали": были названы "Авиатор" Водолазкина, "Ложится мгла на старые ступени" Чудакова, "Эта странная жизнь" Гранина, "Война и мир" Толстого, "Собор Парижской богоматери" Гюго, "Овод" Войнич, стихи Лермонтова и Блока, Бродского и Айги. О том, что верлибр – это поэзия, что писать без рифмы труднее, рассказал выпускник гумфака НГУ, один из организаторов Всесибирского фестиваля свободного стиха Святослав Одаренко (Новосибирск). Юная поэтесса смущённо поинтересовалась: "Как не отчаиваться, если ваш текст ругают?" и услышала: "Это нормально, бойтесь фразы: "Молодец, пиши ещё!" Ругают – значит, воспринимают всерьёз". Вместо ответа на вопрос, знают ли поэты наизусть не свои стихи, Елена Вахрушева из Братска прочла "Басню" Дмитрия Быкова.
Сразу после встречи ко мне подошел красноярский поэт Сергей Цветков, преподаватель русского языка и литературы и редактор лицеистского ТВ, и попросил поделиться впечатлениями о фестивале. В эфир вышел короткий, но экспрессивный рассказ о визите поэта к девятиклассникам гимназии №16, где до стихов дело не дошло: узнав о том, что перед ними журналист, посыпались вопросы: "Когда закончится поток исторической неправды на киноэкране?", "Ваше отношение к творчеству Хаски?", "Что советуете прочесть у Селина?", "Чем хорош красноярский спектакль "Похороните меня за плинтусом"?"...

Незабываемая неделя

После выступления Даны Курской в педагогическом колледже №2 у нее появилось сразу несколько новых подруг "ВКонтакте". Столичная поэтесса выдала искрометный откровенный монолог: "Пишу стихи только на основе реальных событий. Поэтому своих мужчин сразу предупреждаю: в текстах про наши отношения будут мельчайшие подробности – вплоть до группы крови! Писать верлибром очень непросто, так что я пишу обычные рифмованные стихи. Верлибр у меня всего один – выразить свои мысли и чувства иначе просто не хватило таланта…"
Вне всякого сомнения, фестиваль "КУБ" можно расшифровать еще и таким образом – крайне удивительное бытие. В качестве аргумента можно привести хотя бы такой факт: сразу 5 участников фестиваля покинули Красноярск позже, чем планировали…
В ходе седьмого "КУБа" были также подведены итоги двух литконкурсов – имени И.Рождественского и "Горю поэзии огнём", а также смотра-конкурса краевых лито имени А.Чмыхало и городского конкурса чтецов имени Р.Солнцева.
На церемонии награждения дочь поэта Игнатия Рождественского, Лидия, выступила с приветственным словом: "Уверена, конкурс откроет немало ярких литературных имен. У отца был дар открывать таланты – Виктора Астафьева, других. Он как ребёнок радовался успехам молодых и даровитых. Стихи звучали в нашей семье с утра до вечера: отец знал их какое-то бесконечное количество – как-то на спор читали по очереди с Твардовским стихи о Москве, и через несколько часов классик сдался…"
Триумфатором конкурса им.Рождественского стала Ольга Немежикова из Красноярска: она выиграла номинацию "Драматургия", заняла второе место в номинации "Поэзия" (где победила Дарена Хейл) и вошла в тройку лучших в номинации "Произведения для детей" (вместе с Инной Новиковой и Натальей Ива). Среди прозаиков первенствовал Антон Андреев. В номинации "Я себя не мыслю без Сибири" отметили Ульяну Яворскую, Михаила Стрельцова и Эльнару Браништи.
Одним из самых запоминающихся литсобытий в дни фестиваля стал двухчасовой поэтический марафон, организованный и проведённый Татьяной Шнар, бывшим директором Дома искусств. Встретиться с автором идеи "КУБа", шесть лет стоявшей у руля фестиваля, пришли больше полусотни поэтов. Вспомнили и тех, кто "феерил на фесте" в прошлые годы: Захара Прилепина, Виктора Ерофеева, Эдуарда Лимонова, Сергея Шаргунова, Виктора Куллэ, Андрея Коровина, Марию Ватутину…
Новый глава оргкомитета форума, и.о. директора краевого Дома искусств Андрей Маслов подчеркнул: "Мы провели 123 мероприятия на 46 площадках. Главный итог фестиваля – эмоциональный подъём у публики. Рассказы поэтов и писателей о своих переживаниях – это действительно впечатляет. Планируем на следующий год придумать новые интересные формы взаимодействия авторов с читателями – хочется широко охватить молодёжь города и края!"
Столичная поэтесса Анна Гедымин не скрывает восторга: "Спасибо, праздник с названьем кратким "КУБ" – новый для меня, совершенно фантастический, своеобразный, неожиданный…Фестиваль подарил всем нам неделю счастья, бурного творческого общения, знакомств, дискуссий, незабываемых впечатлений… Спасибо всем причастным к организации фестиваля!" Ещё один московский поэт Геннадий Калашников на прощание заверил: "Будем и дальше читать друг друга, слушать друг друга, учиться друг у друга!"
Организатором форума традиционно выступил красноярский Дом искусств при поддержке краевого министерства культуры, управления культуры городской администрации, местных отделений СПР и СРП.