Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ЯНИС ГРАНТС


Янис Грантс родился в 1968 году во Владивостоке. Стихи и проза публиковались в журналах "Знамя", "Новый мир", "Волга", "Октябрь", "Урал", "Нева" и других. Автор пяти книг стихов и книги прозы. Участник литературного объединения ЧТЗ имени Михаила Львова. Живет в Челябинске.

БЕЗМОЛВИЕ

Даниилу Тесле

там, где пересохли русла рек,
я стою, как будто имярек.
я стою. вокруг — чужая даль.
и ко мне подходит розенталь.
и ко мне подходит зализняк.
мы стоим и видим в небе знак.
мы стоим. в безмолвии. втроем.
луч тарелки узкий, как проем...


КЛАВИШИ

Пальцы твои стрекозьи
клавишей давят клей.
(Я утонул в неврозе
от нелюбви твоей.)
Улицы, как помои,
в сточной стоят ночи.
(Сделай хоть раз по-мое-
музыку замолчи.)


НА ПРОКЛА

черные силы на Прокла
выходят из-под земли,
рылами тычутся в стекла:
у Ксенофонта боли,
у Степаниды боли,
у Аристарха боли,
у Агриппины боли,
у Ратибора боли,
у Василисы боли,
у Клементины боли,
у Ферапонта боли.
истошно собаки лают.
спросонья ругаясь,
бабы хватаются за горбыли.


ПИРАТСКАЯ ПЬЯНАЯ

Крысы щелкают хвостами
в трюме дотемна.
Ничего не будет с нами,
разве что — хана.
Чайки каркают над мачтой
годовых колец.
Ничего нам не маячит,
разве что — конец.
Штормовали норд-норд-вестом,
только Бог не спас...
И русалки, как невесты,
объедают нас.


ДВОЕ

...еще отец по вторникам звонит
и спрашивает, как сыграл "Зенит".
я говорю: не знаю, и притом
ты умер. ну а я живу с котом.
аккаунт вот завел ему, коту.
а кот сказал: похоже, ты — ту-ту:
свисток свистит, взлетает крыша ввысь.
ну что я мог ответить? только: брысь!
кот смотрит за стекло на тишину
и видит, как жуки ползут по дну,
а выше пролетает стая рыб.
а этот —
пишет.
пишет.
мерзкий тип.


ТРОЕ

ветер бабочек срывает
по обочинам реки.
словно дуги у трамвая,
брызжут в травах светляки.
спутав гладь с аэродромом,
лебедь выпустил шасси.
и медведь за буреломом
все мычит, как Би-би-си.
а вверху луна на мыло
так похожа — хоть убей.
человек, жена, кобыла
воду пьют и пьют под ней.
всем троим из водопоя
рябь луны во рты течет.
их на свете — только трое
(миша с лебедем не в счет).
но откуда-то — вот здрасьте! —
трель пропеллера слышна.
человек, увы, несчастен,
а кобыла и жена...


ДЫМ

человек-шалтай-болтай-
в-голове-собачий-лай
встал чуть свет. идет.
идет. небо — лед.
и сердце — лед.
язва-так-растак-артрит,
огонек во рту горит.
он идет. он встал чуть свет.
неба — нет.
и сердца — нет.
дай-то бог ему труда
за забором в три ряда:
расточись, его деталь!
разварись, как надо, сталь!
цех все ближе. дальше — дом.
снег хрустит под сапогом.
люди льются к проходным.
небо — дым.
и люди — дым.


ДОЖДЬ МАРТА

участковый вышел на крыльцо.
у него помятое лицо.
у него фуражка набекрень.
он облит парфюмом дорогим,
участковый этот, Ибрагим.
он стоит, отбрасывая тень
в сторону, обратную теням
зданий, и деревьев, и людей.
он идет в столовую "Ням-ням".
он красив, как сказочный злодей
(это несущественно). итак,
март. и дождь. и солнце на обед.
словно ку-клукс-клановский колпак,
женщина напялила пакет
и смешно скользит по мостовой.
я никак не вспомню адрес твой.


НА НЕРЕСТ

обезвожен и пещерист
(кашляя) по дну
человек идет на нерест
словно на войну
и над ним трещит пучина
(мокрый потолок)
и в мешке его причинном
хлюпает белок
расплодить себе подобных
бредит голова
(кружат вяленые воблы
рыскает плотва)
автомат в руке скитальца
ржавый испокон
курят-курят губы-пальцы
вместе с перепон
(ками)


ОТ ЗЕМЛИ

снег идет как будто от земли
(я смогу. ты только повели).
катится куда-то шар земной.
(мне все время кажется: за мной.)
бредит черной магией луна.
(немцев нет. не будет и кина.)
снег идет — пушист и невесом.
(что с тобой? не знаю обо всем.)
мне не страшно. нет. наоборот.
(ночь пришла. а утро — не придет.)


МЕХАНИЗМ

щупая красное дерево материнства,
бредишь расточительностью:
тщетный художник, загримированный
под рукопись печатной машинки.
побережье:
утомленная чайка мощностью 0,25 лошадиных сил —
меццо-сопрано зверинца
в тумане мозговых извилин.
железная дорога сосудов:
плацкартный билет помещен
в краткую форму винительного падежа местоимения "я".
тем временем:
тысячелетие умолкает из любви
к темно-голубому манекенщику,
что демонстрирует латунный язык.
побережье:
раковина как негритянка —
вынуждена говорить более или менее, то есть
приблизительно.
спускаются сумерки, мраморные,
словно овощные смеси из морозильной камеры.