Проза
Саша ЛИБУРКИН
Прозаик. Родился в 1958 году в Молдавии, с 1989 года живет в Петербурге. Публиковался в журналах «Зинзивер», «Дети Ра», «Футурум АРТ», «День и Ночь», «Крещатик», «Урал». Лауреат премий журналов «Дети Ра» и «Футурум АРТ» в номинации «проза» за 2010 год и журнала «Зинзивер» за 2011 год. Живет в СанктПетербурге.
Прозаик. Родился в 1958 году в Молдавии, с 1989 года живет в Петербурге. Публиковался в журналах «Зинзивер», «Дети Ра», «Футурум АРТ», «День и Ночь», «Крещатик», «Урал». Лауреат премий журналов «Дети Ра» и «Футурум АРТ» в номинации «проза» за 2010 год и журнала «Зинзивер» за 2011 год. Живет в СанктПетербурге.
САМОЕ ГЛАВНОЕ
Рассказы
Самое главное
— Саша, ты каждый день слышишь, как мы с бабушкой и мать с отцом говорят на идиш — и не можешь его выучить? Английский в школе учишь? А что ты на нем можешь сказать? Смеешься? Идиот… а спроси нас, что хочешь, задай любой вопрос, мы тебе на трех языках ответим — на русском, молдавском и на идиш! Зельцер восыр — это зельцерская вода, а фисташки — такие орешки, не знаю, почему их сейчас нет. При румынах в городском парке было кафе, твоя бабка, когда была девушка, любила туда ходить, там подавали зельтерскую и мороженое с фисташками... да, она любит об этом вспоминать. Когда было лучше: при румынах или сейчас? При советской власти лучше. Конечно, при румынах можно было свое дело иметь. У нас было свое дело. Ты видел котлован, который вырыли для нового дома быта? Там отрыли фундамент, так это фундамент нашей маслобойки. Я не ошибаюсь. Откуда знаю? Как мне не знать! Я на этой маслобойке с братьями три года отработал! А что потом? Случился неурожай семечек, и мы разорились. Обанкротились! При румынах было трудно. Я месяцами без работы ходил! Белый хлеб видели только по праздникам… а молдаване в деревне хлеба не знали, одну мамалыгу ели. Нет, при советской власти лучше. Смотри, Саша, я тебе объясню: самое главное всегда — это накормить семью. И вот сейчас ты идешь в магазин, покупаешь за двадцать шесть копеек белый хлеб, литр молока за копейки, сахар и рис и варишь большой казан сладкой рисовой каши, и все — обед готов, вся семья сытая! Это главное, а не мороженое с фисташками… Почта была? Дай мне, пожалуйста, «Известия».
Политическое дело
На осенних каникулах в шестьдесят шестом году вся наша семья гостила у родственников в городе Черновцы. Я учился тогда в третьем классе, а мой брат Павлик в пятом. Квартира, в которой жила родня, была большая, четырехкомнатная, с длинными, прихотливо изогнутыми коридорами, и мы с троюродным братом Лёней весело носились по ней, видимо, очень мешая взрослым отмечать ноябрьские праздники. Наконец, одна из наших тетушек сказала:
— Лёня, а что вы с утра до вечера сидите в квартире? Возьми братьев и покажи им город! Поброди с ними по улицам, отведи их на Ратушную площадь, кстати, там в кинотеатре идет новый фильм про войну. Сходите в кино, поешьте мороженого!
И вот мы не спеша прогуливаемся по очень красивой улице имени Ольги Кобылянской. Холодно и сыро, льет противный мелкий дождь, в лужах отражаются строгие фасады домов. Но мы холода не чувствуем, нам втроем хорошо, мы рассказываем друг другу разные веселые истории и анекдоты. В то время не было смешнее анекдотов, чем про Никиту Сергеевича Хрущёева.
— А этот, ребята, знаете? Никита Сергеевич приезжает на свиноферму, а ему поросята приветливо: «Хрю, хрю, хрю!» «Кормить лучше. В следующий раз чтобы выговаривали!».
— Лёнчик, а вот этот, приезжает Хрущёв в колхоз. «Ну, как живете»? — шутит Никита Сергеевич. «Да ничего живем», — шутят в ответ колхозники.
— А как Хрущёв был в сумасшедшем доме?
— Ну, их много!
— Слушай, Павлик, а песенку про Хрущёва ты слышал?
— Нет, не слышал.
— Помнишь, Кобзон на «Огоньке» пел «Куба любовь моя»? Так вот сейчас есть такая же песенка про Хрущёва!
Лёня остановился, подмигнул нам, выпрямился, сделал вид, будто у него в руках автомат, и тихонько, вполголоса, запел:
— Лёня, а что вы с утра до вечера сидите в квартире? Возьми братьев и покажи им город! Поброди с ними по улицам, отведи их на Ратушную площадь, кстати, там в кинотеатре идет новый фильм про войну. Сходите в кино, поешьте мороженого!
И вот мы не спеша прогуливаемся по очень красивой улице имени Ольги Кобылянской. Холодно и сыро, льет противный мелкий дождь, в лужах отражаются строгие фасады домов. Но мы холода не чувствуем, нам втроем хорошо, мы рассказываем друг другу разные веселые истории и анекдоты. В то время не было смешнее анекдотов, чем про Никиту Сергеевича Хрущёева.
— А этот, ребята, знаете? Никита Сергеевич приезжает на свиноферму, а ему поросята приветливо: «Хрю, хрю, хрю!» «Кормить лучше. В следующий раз чтобы выговаривали!».
— Лёнчик, а вот этот, приезжает Хрущёв в колхоз. «Ну, как живете»? — шутит Никита Сергеевич. «Да ничего живем», — шутят в ответ колхозники.
— А как Хрущёв был в сумасшедшем доме?
— Ну, их много!
— Слушай, Павлик, а песенку про Хрущёва ты слышал?
— Нет, не слышал.
— Помнишь, Кобзон на «Огоньке» пел «Куба любовь моя»? Так вот сейчас есть такая же песенка про Хрущёва!
Лёня остановился, подмигнул нам, выпрямился, сделал вид, будто у него в руках автомат, и тихонько, вполголоса, запел:
Куба, отдай наш хлеб,
Мы отдадим твой сахар.
Куба, Хрущёва давно уже нет,
Куба, иди ты на х..й!
Мы отдадим твой сахар.
Куба, Хрущёва давно уже нет,
Куба, иди ты на х..й!
— Лёнь, когда вернемся, ты мне запишешь этот стишок?
— И мне, пожалуйста, — попросил я.
— Конечно, ребята, мне не жалко! — великодушно согласился Лёня. — В нашем дворе все ее уже знают!
— Слушайте, робя! — возбужденно закричал Павлик, когда мы вышли на Ратушную площадь, — Вот что я придумал! А что, если этот стишок написать на бумаге и подсунуть незаметно в сумку какой-нибудь училке, хоть твоей классной, Саня, Варваре Александровне!
— А для чего?
— А для смеха! Она за платком — а там стишок! Вот будет хохма!
— Здорово ты, Пашка, придумал! Но я бы этого не смог, — сказал, улыбаясь, Лёня.
Через несколько дней мы вернулись домой, началась вторая четверть, но идея, которую я услышал на прогулке в Черновцах, сильно меня увлекла. Я только и думал о том, как бы незаметно записать стишок о Хрущёве и подложить его в сумку классной руководительнице. И вот однажды на большой перемене, увидев, что кроме двух дежурных и Варвары Александровны в классе никого нет, я вырвал из тетради в линейку двойной лист, достал из пенала новое перышко, вставил его в ручку и, обмакнув перо в чернильницу, стал осторожно выводить букву за буквой и слово за словом. Я писал медленно, красиво, с нажимом и очень боялся поставить кляксу — я же писал этот стишок для учительницы! Вот, наконец, и последние два заветных слова «на х..й». Розовым квадратиком промокашки осторожно осушил написанный текст. Вторую часть плана — как подсунуть этот листок в сумку училки, я обдумать не успел. Чья-то наглая, предательская рука выхватила его у меня и закружила над головой.
— Варвара Александровна! — торжествующе закричал дежурный по классу Коля Олару, — Смотрите, а Саша Либуркин глупости пишет!
…Они пришли к нам домой, классная руководительница и директор школы. Дед стоял навытяжку перед ними, растерянно улыбался, а рядом на стуле сидела моя парализованная бабка.
— Товарищ Халфин, — громко, с горечью говорила Варвара Александровна, выложив на стол злополучный листок, — я не понимаю, чему вы учите своего внука? Вы же советский человек, фронтовик, вам не стыдно? Куба — это же наш друг!
— Я шесть лет в параличе! — причитала в ответ бабка, приподымая над столом левую руку с сжатой в бессильный кулак пятерней. — Что я могу? Это все улица, улица виновата!
— Завтра с утра ждем родителей мальчика в школу, — решительно сказал директор. — Если они не придут, мы будем вынуждены сигнализировать по месту работы в партийный комитет. Поймите, — вздохнул он, — это дело политическое!
С тех прошло почти пятьдесят лет, своих старых — уже покойных учителей я давно простил, но я помню, я не забыл этот писклявый — отвратительный голосок доносчика: «А Саша Либуркин глупости пишет!».
Нет, я его не простил. И, наверное, не прощу!
— И мне, пожалуйста, — попросил я.
— Конечно, ребята, мне не жалко! — великодушно согласился Лёня. — В нашем дворе все ее уже знают!
— Слушайте, робя! — возбужденно закричал Павлик, когда мы вышли на Ратушную площадь, — Вот что я придумал! А что, если этот стишок написать на бумаге и подсунуть незаметно в сумку какой-нибудь училке, хоть твоей классной, Саня, Варваре Александровне!
— А для чего?
— А для смеха! Она за платком — а там стишок! Вот будет хохма!
— Здорово ты, Пашка, придумал! Но я бы этого не смог, — сказал, улыбаясь, Лёня.
Через несколько дней мы вернулись домой, началась вторая четверть, но идея, которую я услышал на прогулке в Черновцах, сильно меня увлекла. Я только и думал о том, как бы незаметно записать стишок о Хрущёве и подложить его в сумку классной руководительнице. И вот однажды на большой перемене, увидев, что кроме двух дежурных и Варвары Александровны в классе никого нет, я вырвал из тетради в линейку двойной лист, достал из пенала новое перышко, вставил его в ручку и, обмакнув перо в чернильницу, стал осторожно выводить букву за буквой и слово за словом. Я писал медленно, красиво, с нажимом и очень боялся поставить кляксу — я же писал этот стишок для учительницы! Вот, наконец, и последние два заветных слова «на х..й». Розовым квадратиком промокашки осторожно осушил написанный текст. Вторую часть плана — как подсунуть этот листок в сумку училки, я обдумать не успел. Чья-то наглая, предательская рука выхватила его у меня и закружила над головой.
— Варвара Александровна! — торжествующе закричал дежурный по классу Коля Олару, — Смотрите, а Саша Либуркин глупости пишет!
…Они пришли к нам домой, классная руководительница и директор школы. Дед стоял навытяжку перед ними, растерянно улыбался, а рядом на стуле сидела моя парализованная бабка.
— Товарищ Халфин, — громко, с горечью говорила Варвара Александровна, выложив на стол злополучный листок, — я не понимаю, чему вы учите своего внука? Вы же советский человек, фронтовик, вам не стыдно? Куба — это же наш друг!
— Я шесть лет в параличе! — причитала в ответ бабка, приподымая над столом левую руку с сжатой в бессильный кулак пятерней. — Что я могу? Это все улица, улица виновата!
— Завтра с утра ждем родителей мальчика в школу, — решительно сказал директор. — Если они не придут, мы будем вынуждены сигнализировать по месту работы в партийный комитет. Поймите, — вздохнул он, — это дело политическое!
С тех прошло почти пятьдесят лет, своих старых — уже покойных учителей я давно простил, но я помню, я не забыл этот писклявый — отвратительный голосок доносчика: «А Саша Либуркин глупости пишет!».
Нет, я его не простил. И, наверное, не прощу!
Разговор у калитки
В тот день, зимой семьдесят первого года, я вернулся домой поздно.
— Где ты болтался? — спросил дед.
— Сегодня четверг, дедушка. Я был на станции юных техников. Мы строим железную дорогу.
— Тебя ждет Виталик. Час уже, наверное, сидит.
Я вошел в комнату. Мой друг поздоровался и тихо сказал:
— Уйдем отсюда, нужно поговорить, я бы не хотел, чтобы нас слышали.
Мы вышли на улицу, за калитку, и остановились. Было почти темно, нас освещали только бледная луна и слабый свет звезд.
— Саша, — взволнованно сказал Виталик, — ты понимаешь, что через десять, ну, максимум, пятнадцать лет… мы точно будем жить при коммунизме?
Потом взглянул мне в лицо и спросил:
— Слушай, а ты готов жить при коммунизме?
— Не знаю. Я еще об этом не думал… но, наверное, да… готов. А ты, Виталик?
— Я тоже готов. И знаю, каким нужно быть, чтобы жить при коммунизме. Главное — быть честным! И еще — не жадным, уметь отдавать все другим… понимаешь? Другим! Смотри, я дам тебе книжку, ночью прочтешь, а завтра после уроков обсудим. Мне пора домой, тетя ждет. Пока! До завтра!
Я вернулся в свою комнату и прочитал название книги: Иван Ефремов, «Лезвие бритвы».
— Где ты болтался? — спросил дед.
— Сегодня четверг, дедушка. Я был на станции юных техников. Мы строим железную дорогу.
— Тебя ждет Виталик. Час уже, наверное, сидит.
Я вошел в комнату. Мой друг поздоровался и тихо сказал:
— Уйдем отсюда, нужно поговорить, я бы не хотел, чтобы нас слышали.
Мы вышли на улицу, за калитку, и остановились. Было почти темно, нас освещали только бледная луна и слабый свет звезд.
— Саша, — взволнованно сказал Виталик, — ты понимаешь, что через десять, ну, максимум, пятнадцать лет… мы точно будем жить при коммунизме?
Потом взглянул мне в лицо и спросил:
— Слушай, а ты готов жить при коммунизме?
— Не знаю. Я еще об этом не думал… но, наверное, да… готов. А ты, Виталик?
— Я тоже готов. И знаю, каким нужно быть, чтобы жить при коммунизме. Главное — быть честным! И еще — не жадным, уметь отдавать все другим… понимаешь? Другим! Смотри, я дам тебе книжку, ночью прочтешь, а завтра после уроков обсудим. Мне пора домой, тетя ждет. Пока! До завтра!
Я вернулся в свою комнату и прочитал название книги: Иван Ефремов, «Лезвие бритвы».
Куриные шейки
В середине семидесятых годов в маленьком молдавском городе жила одна женщина. Ее звали Голда. Кроме племянника Бори, которого она воспитывала с трех лет, родственников у нее не было. Голда была малограмотной, работала разнорабочей на заводе, а по вечерам еще мыла полы в какой-то конторе. Женщина эта была очень бедной и откладывала каждую заработанную копейку, мечтая пошить племяннику хороший костюм, купить модные туфли и рубашку — она хотела, чтобы ее Боря на выпускном вечере выглядел не хуже других ребят. Возвращаясь домой поздно вечером, она гремела на кухне посудой, а потом заходила в комнату.
— Боря, почему ты не съел фаршированные шейки? — удивленно спрашивала тетя Голда, щуря подслеповатые глаза. — Может, тебе их подогреть?
— Я вчера их ел. А сегодня не хочу! — отвечал племянник.
— А что же мне теперь с ними делать? — взволнованно говорила она. — Выбросить что ли? Там еще полказана осталось!
— Делай, что хочешь. Выбрось или ешь сама. Мне все равно!
— Как же так? Я же на них деньги потратила! — приходила в сильнейшее беспокойство тетя. — Сейчас же иди на кухню и ешь шейки!
— Ешь сама свои шейки! А я не буду!
— Ах, так! Не будешь?!
— Нет, не буду!
— Ну, тогда ты увидишь, что будет! — в ярости говорила она. — Я сейчас выйду на улицу и буду кричать «геволт». Пусть все знают, какой у меня племянник!
— Иди, иди, покричи, — усмехался Боря, — пусть все соседи увидят, какая ты сумасшедшая!
Тетя Голда выбегала на улицу, приподнималась на цыпочки и пронзительно кричала, зажмурив глаза:
— Л-ю-юди! Л-ю-юди! Гев-о-о-олт! Гев-о-о-олт!
Боря выбегал за тетей на улицу и ласково обнимал ее за плечи
— Тетя, — говорил он, — пойдем в дом, я съем куриные шейки, вынесу мусор и даже вымою ноги на ночь. Не кричи. Ты разбудишь соседей.
— Боря, почему ты не съел фаршированные шейки? — удивленно спрашивала тетя Голда, щуря подслеповатые глаза. — Может, тебе их подогреть?
— Я вчера их ел. А сегодня не хочу! — отвечал племянник.
— А что же мне теперь с ними делать? — взволнованно говорила она. — Выбросить что ли? Там еще полказана осталось!
— Делай, что хочешь. Выбрось или ешь сама. Мне все равно!
— Как же так? Я же на них деньги потратила! — приходила в сильнейшее беспокойство тетя. — Сейчас же иди на кухню и ешь шейки!
— Ешь сама свои шейки! А я не буду!
— Ах, так! Не будешь?!
— Нет, не буду!
— Ну, тогда ты увидишь, что будет! — в ярости говорила она. — Я сейчас выйду на улицу и буду кричать «геволт». Пусть все знают, какой у меня племянник!
— Иди, иди, покричи, — усмехался Боря, — пусть все соседи увидят, какая ты сумасшедшая!
Тетя Голда выбегала на улицу, приподнималась на цыпочки и пронзительно кричала, зажмурив глаза:
— Л-ю-юди! Л-ю-юди! Гев-о-о-олт! Гев-о-о-олт!
Боря выбегал за тетей на улицу и ласково обнимал ее за плечи
— Тетя, — говорил он, — пойдем в дом, я съем куриные шейки, вынесу мусор и даже вымою ноги на ночь. Не кричи. Ты разбудишь соседей.
Хорошие братья
Мой одноклассник Витя уходил в армию и пригласил меня на проводы. Он позвонил и сказал, что очень хочет увидеться и что его отец уже съездил в деревню к родне, откуда привез клевое вино — «Изабеллу». Витя добавил, что собирает он только самых близких друзей, все мы друг друга знаем, и девчонки будут очень симпатичные. В назначенный день, ровно в шесть часов, я пришел к своему другу. Витя познакомил меня с двоюродной сестрой Катей, веселой белокурой девушкой. Она мне сразу очень понравилась. Катя была уже студенткой, училась на втором курсе пединститута. Мы успели перекинуться только несколькими словами, и тут нас пригласили к столу. Когда все расселись, отец Вити поднялся и сказал тост, он пожелал сыну хорошей и легкой службы. Родители посидели с нами еще минут десять и, пожелав всем приятного вечера, ушли и больше не появлялись. После их ухода мы еще немного поболтали и попили вина, а потом стол быстро отодвинули, освободив место для танцев. Витя потушил верхний свет, оставив гореть ночник, который отбрасывал на стену таинственный зеленый отсвет; я пригласил Катю, и мы все стали танцевать под музыку вокально-инструментального ансамбля «Цветы». Катя обвила мою шею руками и спросила: правда ли, что я знаю наизусть много стихов, ей сказал об этом Витя. Я ответил, что да, особенно много Есенина, Блока, и такого хорошего поэта, может, она не знает, — Константина Бальмонта. Она сказала, что слышала, но не читала.
После этого разговора я прижал к себе Катю теснее, и она доверчиво положила голову мне на грудь. Потом был быстрый танец, а вслед за ним Витя объявил «белый», и Катя пригласила меня. Я стал целовать ее, сначала в щеки и шею, а потом мы стали целоваться в губы, взасос, но рукам я воли не давал, потому что считал, что для первой встречи это было бы слишком. Я только два раза танцевал еще и с другими девушками, а вообще мы с Катей весь вечер были вместе.
Когда объявлялся перекур, выходили на веранду, где стоял большой старый диван и стулья. Разговоры велись обычные среди призывников: кто в какую часть может попасть на службу. Все единогласно согласились с тем, что нет ничего хуже, как попасть во флот, окажешься на корабле и тяни лямку целых три года, да и служба там тяжелая. Дима сказал, что неплохо было бы попасть в стройбат, конечно, там работать надо, но если повезет, вернешься домой при деньгах, и у родителей на первое время просить не нужно. Меня попросили почитать стихи. Я прочитал Блока, Есенина и по просьбе Вити одно стихотворение Бальмонта «Хочу», которое ему всегда нравилось:
После этого разговора я прижал к себе Катю теснее, и она доверчиво положила голову мне на грудь. Потом был быстрый танец, а вслед за ним Витя объявил «белый», и Катя пригласила меня. Я стал целовать ее, сначала в щеки и шею, а потом мы стали целоваться в губы, взасос, но рукам я воли не давал, потому что считал, что для первой встречи это было бы слишком. Я только два раза танцевал еще и с другими девушками, а вообще мы с Катей весь вечер были вместе.
Когда объявлялся перекур, выходили на веранду, где стоял большой старый диван и стулья. Разговоры велись обычные среди призывников: кто в какую часть может попасть на службу. Все единогласно согласились с тем, что нет ничего хуже, как попасть во флот, окажешься на корабле и тяни лямку целых три года, да и служба там тяжелая. Дима сказал, что неплохо было бы попасть в стройбат, конечно, там работать надо, но если повезет, вернешься домой при деньгах, и у родителей на первое время просить не нужно. Меня попросили почитать стихи. Я прочитал Блока, Есенина и по просьбе Вити одно стихотворение Бальмонта «Хочу», которое ему всегда нравилось:
«Хочу быть дерзким, хочу быть смелым,
Из сочных гроздий венки свивать.
Хочу упиться роскошным телом,
Хочу одежды с тебя сорвать!»
Из сочных гроздий венки свивать.
Хочу упиться роскошным телом,
Хочу одежды с тебя сорвать!»
Я очень волновался, когда читал это стихотворение — Катя не сводила с меня внимательного взгляда еще и потому, что, если честно признаться, в свои семнадцать лет я ни с одной девушки и ни с одной женщины никаких одежд еще не сорвал. Вечеринка прошла очень хорошо, прилично — никто не напился, и к половине двенадцатого все стали прощаться и расходиться. Ребята пошли провожать девушек, а Катю никуда провожать не нужно было — она жила в том же дворе, в соседнем доме. Я тоже собрался идти домой. «Жаль, что нужно уходить!» — вздохнул я вслух. «Слушай, Санечка, а давай я тебя провожу, — сказала Катя, взяв меня под руку, — заодно и прогуляюсь, так, недалеко, до парка». «Не заблудишься?» — спросил, улыбаясь, Витя. «Не волнуйся, не заблужусь», — улыбаясь, ответила Катя. «Ну, Саня, — шепнул Витя, обнимая меня на прощанье, — ты, в общем, не теряйся. Катька… с ней можно! Эх, не была бы она моя сеструха!». Мы с Катей вышли на улицу. Наверное, надо было ей рассказать какую–то смешную историю или почитать еще стихи, но мне почему-то ничего не приходило в голову. Все было так странно и хорошо, меня провожала замечательная девушка — раньше такого со мной не случалось. Я только спросил Катю, не холодно ли ей, и она ответила, что да, прохладно, и я накинул ей на плечи пиджак.
Мы вошли в парк, свернули на боковую тропинку, в сторону от главной аллеи, остановились под деревом и стали целоваться. Вдруг Катя неожиданно отстранилась. «Ты что?» — спросил я испуганно, но она постелила пиджак на листья и, ни слова не говоря, легла на спину, закинув правую руку за голову. Я растерянно сел рядом. «Так… не теряйся, — лихорадочно думал я, — Витя сказал, что можно… но как?! Сначала, конечно, поцеловать… а потом? Рукой под юбку? А дальше? А потом?!»
Пока я так раздумывал, ну точно, полминуты — не больше, Катя встала и сказала, что уже поздно, что завтра ей рано на учебу, что непременно еще увидимся, а провожать ее не нужно, ей близко. Она ушла, и я остался один под деревом...
Когда Льву Николаевичу Толстому было тринадцать лет, его старшие братья, Григорий и Сергей, повели будущего писателя в бордель к проститутке. После того, как все произошло, Лев Толстой, осознав свое падение, стал перед этой доброй женщиной на колени, плакал, рыдал и просил прощения. Но, как он сам потом написал в своем дневнике, с четырнадцати до тридцати двух лет ни одной хорошенькой женщины мимо себя не пропускал, будь она хоть простого, хоть дворянского происхождения.
Какие замечательные братья были у Льва Толстого! Они его правильно воспитали! Меня же семья, школа и всесоюзная пионерская организация имени Ленина воспитали, наверное, неправильно.
А с Катей я больше уже никогда не встречался, но иногда ее вспоминал. Она была очень хорошая девушка, у нее были красивые внимательные глаза и ласковые, нежные губы.
Мы вошли в парк, свернули на боковую тропинку, в сторону от главной аллеи, остановились под деревом и стали целоваться. Вдруг Катя неожиданно отстранилась. «Ты что?» — спросил я испуганно, но она постелила пиджак на листья и, ни слова не говоря, легла на спину, закинув правую руку за голову. Я растерянно сел рядом. «Так… не теряйся, — лихорадочно думал я, — Витя сказал, что можно… но как?! Сначала, конечно, поцеловать… а потом? Рукой под юбку? А дальше? А потом?!»
Пока я так раздумывал, ну точно, полминуты — не больше, Катя встала и сказала, что уже поздно, что завтра ей рано на учебу, что непременно еще увидимся, а провожать ее не нужно, ей близко. Она ушла, и я остался один под деревом...
Когда Льву Николаевичу Толстому было тринадцать лет, его старшие братья, Григорий и Сергей, повели будущего писателя в бордель к проститутке. После того, как все произошло, Лев Толстой, осознав свое падение, стал перед этой доброй женщиной на колени, плакал, рыдал и просил прощения. Но, как он сам потом написал в своем дневнике, с четырнадцати до тридцати двух лет ни одной хорошенькой женщины мимо себя не пропускал, будь она хоть простого, хоть дворянского происхождения.
Какие замечательные братья были у Льва Толстого! Они его правильно воспитали! Меня же семья, школа и всесоюзная пионерская организация имени Ленина воспитали, наверное, неправильно.
А с Катей я больше уже никогда не встречался, но иногда ее вспоминал. Она была очень хорошая девушка, у нее были красивые внимательные глаза и ласковые, нежные губы.
Некорректное поведение
— Саша, наш дом стоял в центре города возле Николаевской церкви. Его разбомбили во время войны. Отец умер, и мы стали сдавать комнаты заезжим еврейским коммерсантам. Название у заведения было, а как же! Гостиница «Бристоль»... не три комнаты, Нусим, а четыре. Ну, что ты споришь, четыре! Прислугу мы не держали, моя мама сама убирала, а я ей помогала. Нет, Саша, комсомолкой не была. Меня один раз пригласили на заседание подпольной ячейки, но мать мне запретила, и я не пошла. Вот слушай, что было, однажды я зашла в комнату, чтобы убрать, но жилец, оказывается, еще не ушел, и стал ко мне приставать. Как ты не понимаешь… приставать! А я же была барышня, взяла и ударила его по лицу... попала прямо в нос! У него пошла кровь. И тут открывается дверь, и входит моя мама. «Мадам, — говорит он, — какая ваша дочь жестокая. Посмотрите, что она сделала». Мама сказала: «Вы, наверное, с моей дочерью себя некорректно вели». Она дала ему платок, и мы ушли. Нусим, ты что, еще не топил? Очень холодно. Принеси мне стакан чаю!
Выпрямись, Саша!
1
— Что ты все время горбишься, сынок? Выправка, осанка — вот что важно! Выпрями спину! Знаешь, как нас учили в армии? Смотреть нужно не в землю, а на десять-пятнадцать метров вперед. Плечи расправь. Голову выше. Посмотри на меня, как я делаю. Вот. Вот так все время и ходи. И осанка всегда будет у тебя хорошая. Опять сгорбился… зря, сынок, ты не пошел служить!
2
— Либуркин, подойди ко мне. Почему ты не выбежал к сетке? Не успел? Нужно успевать! Болтаешься на задней линии, как кишка! И что у тебя за осанка? Плечи согнуты, живот выпятил… Ты же спортсмен. Теннисист! Выпрями спину! Втяни живот! Подними голову! Ладно… иди… поработай на стенке. Не знаю, что из тебя получится!
3
— Саша, у тебя вид идиота. Что, не так? А я скажу. Плечи согнул, живот выпятил. Ты что, не можешь разогнуть спину? Выпрямись, наконец! И почему с тебя все время спадают штаны? Дырки в ремне не хватает? Так пробей! А может, тебе подтяжки купить, а? Боже… где были мои глаза, когда я выходила за тебя замуж?
4
— Сашенька, а мне у тебя нравится. Встань, приготовь кофе. Я не понимаю, что ты все время горбишься? А ну, выпрями спину! Говоришь, осанка такая? Глупости! Осанку можно исправить. Тебе нужно заниматься йогой и делать позу «змеи». Ну и что, что пятьдесят, миленький. Пятьдесят — еще не вечер. Тонкое одеяло есть? Я тебя научу… Смотри, это же легко. Ты у меня будешь стройным, как юноша!
Конец вечеринки
— Либуркин, вставай!
— В чем дело, Володя? Я лег в четыре утра!
— Молодец, ты хоть два часа поспал, а мы все спорим. Вечеринка закончилась — весь запас виски выпили! Схожу на кухню, ребят потороплю. Вам пора, метро уже открылось.
Я с трудом поднялся, вышел в коридор и остановился, как вкопанный. В коридоре, у открытой двери в спальню стояла Наташа. Она была в одних плавках и, близоруко щурясь, спокойно смотрела на меня. Ее большая грудь была прекрасна.
Я подошел к ней и робко сказал:
— Наташа, можно мне потрогать твою грудь?
— Нет, Саша, — строго ответила она, — нельзя. Ты думаешь, что мы с Володей сейчас будем трахаться? Нет, ничего такого не будет, ни-че-го. Мы просто ляжем в одну постель, повернемся друг к другу спиной и тихо уснем... Холодно... Я пойду?
— Ладно, иди...
Еще, наверное, минуту я стоял, прислушиваясь к тишине, а потом, отыскав пальто, стал одеваться. Из кухни вышли Иван, Дима Шабанов, за ними Володя.
— Так ты все для себя решил? — громко спросил Дима.
— Да! — твердо ответил Иван. — И разрешение у меня есть. Так что через месяц улетаю в Израиль. Навсегда! Есть в этом доме ложка для обуви?
— На вешалку взгляни, — сонно произнес Володя.
Я вспомнил Наташу, ее большую и прекрасную грудь, и сказал:
— Ваня, а как же Родина?
— А что Родина, Саша? — ответил Иван, зло завязывая шнурки. — Мне сорок лет. Здесь нет социального лифта!
Мы попрощались с Володей, вышли на улицу и направились к метро. Огромная желтая луна освещала наш путь.
— В чем дело, Володя? Я лег в четыре утра!
— Молодец, ты хоть два часа поспал, а мы все спорим. Вечеринка закончилась — весь запас виски выпили! Схожу на кухню, ребят потороплю. Вам пора, метро уже открылось.
Я с трудом поднялся, вышел в коридор и остановился, как вкопанный. В коридоре, у открытой двери в спальню стояла Наташа. Она была в одних плавках и, близоруко щурясь, спокойно смотрела на меня. Ее большая грудь была прекрасна.
Я подошел к ней и робко сказал:
— Наташа, можно мне потрогать твою грудь?
— Нет, Саша, — строго ответила она, — нельзя. Ты думаешь, что мы с Володей сейчас будем трахаться? Нет, ничего такого не будет, ни-че-го. Мы просто ляжем в одну постель, повернемся друг к другу спиной и тихо уснем... Холодно... Я пойду?
— Ладно, иди...
Еще, наверное, минуту я стоял, прислушиваясь к тишине, а потом, отыскав пальто, стал одеваться. Из кухни вышли Иван, Дима Шабанов, за ними Володя.
— Так ты все для себя решил? — громко спросил Дима.
— Да! — твердо ответил Иван. — И разрешение у меня есть. Так что через месяц улетаю в Израиль. Навсегда! Есть в этом доме ложка для обуви?
— На вешалку взгляни, — сонно произнес Володя.
Я вспомнил Наташу, ее большую и прекрасную грудь, и сказал:
— Ваня, а как же Родина?
— А что Родина, Саша? — ответил Иван, зло завязывая шнурки. — Мне сорок лет. Здесь нет социального лифта!
Мы попрощались с Володей, вышли на улицу и направились к метро. Огромная желтая луна освещала наш путь.
Воспоминание о Байроне
Мы сидели с поэтом Женей Мякишевым в пассаже напротив Владимирской церкви и пили кофе. Я смотрел на проходивших мимо хорошо одетых, красивых людей, на новую, прекрасно изданную книжку стихов Жени, потом взглянул на его спокойное, сытое — безмятежное лицо и вдруг... вспомнил о Байроне!
— Женя, — сказал я грустно, — а не пора ли нам записаться в ополчение?
— Дурак ты, Либуркин… — лениво ответил поэт.
Он достал из сумки табак и стал неторопливо скручивать сигарету.
— Женя, — сказал я грустно, — а не пора ли нам записаться в ополчение?
— Дурак ты, Либуркин… — лениво ответил поэт.
Он достал из сумки табак и стал неторопливо скручивать сигарету.
История одной фотографии
Часть первая
— Папа, где ты взял эти штаны? — удивленно спросила дочь, когда я вошел на кухню, и стал наливать кофе.
— Арон прислал из Америки, — спокойно ответил я. — Мне они очень нравятся.
— И ты ходил в них на службу?! В этих… зеленых в клетку штанах?
— Конечно! Отличные брюки. На работе все смотрели на меня с восхищением и спрашивали, где я такие достал.
— Папа, папа... ты же чиновник! Ведущий сотрудник социального отдела, муниципальный советник первого класса, в конце концов! Так не принято, существует дресс-код… и вообще, если хочешь знать, в Петербурге в таком виде никто не ходит. На мой взгляд, это даже небезопасно!
— Но почему?
— А ты догадайся!
— Так что же… мне их больше никогда не надевать? — уныло произнес я. — Они такие удобные и красивые…
— Ты можешь ходить в них на курорте, в санатории, — задумчиво сказала дочка … вот! — радостно воскликнула она, — носи их в своем Коктебеле!
— Арон прислал из Америки, — спокойно ответил я. — Мне они очень нравятся.
— И ты ходил в них на службу?! В этих… зеленых в клетку штанах?
— Конечно! Отличные брюки. На работе все смотрели на меня с восхищением и спрашивали, где я такие достал.
— Папа, папа... ты же чиновник! Ведущий сотрудник социального отдела, муниципальный советник первого класса, в конце концов! Так не принято, существует дресс-код… и вообще, если хочешь знать, в Петербурге в таком виде никто не ходит. На мой взгляд, это даже небезопасно!
— Но почему?
— А ты догадайся!
— Так что же… мне их больше никогда не надевать? — уныло произнес я. — Они такие удобные и красивые…
— Ты можешь ходить в них на курорте, в санатории, — задумчиво сказала дочка … вот! — радостно воскликнула она, — носи их в своем Коктебеле!
Часть вторая
Мы идем с Сашей Барбухом в Коктебеле по направлению к ресторану «Московский», на мне любимые зеленые штаны. Навстречу поэт Оля Скорлупкина.
— Саша, — шепчу другу на ухо, — я понимаю, сейчас время — полдень, для съемки самое неудачное… но ты же мастер, посмотри: она прекрасна… сделай что-нибудь!
— Оля!
Несколько коротких фраз и восклицаний, она кивает в знак согласия и доверчиво протягивает свою ладонь.
— Станьте здесь, — сказал Саша Барбух, — забудьте обо мне… забудьте обо мне и смотрите друг другу в глаза, а потом на небо…
— Саша, — шепчу другу на ухо, — я понимаю, сейчас время — полдень, для съемки самое неудачное… но ты же мастер, посмотри: она прекрасна… сделай что-нибудь!
— Оля!
Несколько коротких фраз и восклицаний, она кивает в знак согласия и доверчиво протягивает свою ладонь.
— Станьте здесь, — сказал Саша Барбух, — забудьте обо мне… забудьте обо мне и смотрите друг другу в глаза, а потом на небо…
Кафе «Рассана»
В «святые девяностые» я часто посещал кафе «Рассана».
Оно находилось на улице Фурманова. Ходили туда разные люди. Там бывал поэт Бауэр, его всегда сопровождали красивые девочки, любил заходить врач и киновед Циткин, нередко там проводил время утонченный бандит Макс, безвременно ушедший от нас в начале двухтысячных. Я приходил один или с поэтом Димой Г-ко, внуком профессора, он однажды показывал мне в своей квартире диванчик, на котором спал Бродский. А барменом в кафе работала Таня, позже она перешла в «Борей» и стала кинозвездой. За посещение туалета брали два рубля, плата небольшая, однако Дима платить не хотел и ходил во двор или в подъезд напротив. Он утверждал, что поступает так из экономии и из принципа, но я его не понимал. Киновед Циткин из-за туалета часто ругался с хозяйкой. Он говорил, что это жлобство — брать деньги, пусть и небольшие, в заведении, где торгуют пивом. Хозяйка отвечала, что в наше время невозможно найти человека, который бесплатно убирал бы туалет, а кому не нравится ее кафе, те могут найти себе другое место. Циткин умолкал и шептал мне на ухо, что вызовет когда-нибудь санэпидемстанцию, но я знал, что он этого никогда не сделает. Ибо если он это сделает, где же еще мы будем так приятно сидеть, пить пиво и вести такие умные — интеллектуальные разговоры?
Оно находилось на улице Фурманова. Ходили туда разные люди. Там бывал поэт Бауэр, его всегда сопровождали красивые девочки, любил заходить врач и киновед Циткин, нередко там проводил время утонченный бандит Макс, безвременно ушедший от нас в начале двухтысячных. Я приходил один или с поэтом Димой Г-ко, внуком профессора, он однажды показывал мне в своей квартире диванчик, на котором спал Бродский. А барменом в кафе работала Таня, позже она перешла в «Борей» и стала кинозвездой. За посещение туалета брали два рубля, плата небольшая, однако Дима платить не хотел и ходил во двор или в подъезд напротив. Он утверждал, что поступает так из экономии и из принципа, но я его не понимал. Киновед Циткин из-за туалета часто ругался с хозяйкой. Он говорил, что это жлобство — брать деньги, пусть и небольшие, в заведении, где торгуют пивом. Хозяйка отвечала, что в наше время невозможно найти человека, который бесплатно убирал бы туалет, а кому не нравится ее кафе, те могут найти себе другое место. Циткин умолкал и шептал мне на ухо, что вызовет когда-нибудь санэпидемстанцию, но я знал, что он этого никогда не сделает. Ибо если он это сделает, где же еще мы будем так приятно сидеть, пить пиво и вести такие умные — интеллектуальные разговоры?
Шолом-алейхем
Когда мне было восемнадцать лет, я мечтал стать доцентом, кандидатом филологических наук. «Это же не жизнь, а сказка, — думал я тогда, — зарплата целых триста рублей, а делать особо ничего не нужно: читаешь в свое удовольствие лекции по литературе, ездишь на конференции и беседуешь там с умными людьми, а девчонки на филфаке — спорить нечего — самые красивые!». И вот для того, чтобы превратить жизнь в сказку и стать ученым, я купил много умных книг по литературоведению, философии и русскому языку. Но мечта, к сожалению или к счастью, так и не сбылась. А недавно, сделав ремонт, я разбирал библиотеку и понял, что эти книжки мне уже не нужны. Ученым не стану, да и читать их никогда больше не буду. И тогда подумал, что ведь и в наше время есть, наверное, молодые люди, мечтатели, которые спят и видят, как бы им стать кандидатами наук, а потом читать лекции, выступать на конференциях и получать большую зарплату.
Нужно мои книжки им отдать. Я позвонил в ближайшую библиотеку и спросил, принимают ли они литературу? Приносите, сказали, а на вопрос, не отправятся ли эти книги прямиком в макулатуру, возмущенно ответили, что говорю глупости. Мне объяснили, что это неправда, что в наше время люди перестали читать, и еще заверили — все книги, которые им отдают, разбирают студенты и знатоки литературы.
Вечером я позвонил поэту Шабанову.
— Дима, завтра нужна твоя помощь.
— Это надолго?
— Дело на час. Сначала отвезем книжки в библиотеку, а потом попьем водки и обсудим литературный процесс. Поговорим о потрясающем творческом взлете поэта Сары Зельцер.
— А во сколько?
— Приходи в два.
С утра я сходил в магазин, купил бутылку «Столичной» и мешки для книг. Водку поставил в холодильник, а сам сел на пол в комнате, у большой горы, состоящей из наваленных журналов и томов литературы, и стал ее созерцать. На душе у меня было неспокойно. Я брал, вздыхая, то одну, то другую книгу, зачем-то перелистывал их, некоторые откладывал в сторону, а какие-то бросал обратно.
«Прощайте, друзья! — мысленно говорил я. — Прощай, “Знаковость”, адье, Ролан Барт и Бодрийяр, прощайте, милые, так и не прочитанные томики НЛО и Эткинда! Вы мне верно служили! Сколько раз приходившие гости, беспокойным взглядом скользнув по вашим цветным корешкам, с почтением думали: “А ведь здесь живет не простой парень, а глубокий интеллектуал!”. Новые владельцы, возможно, вас внимательней прочитают, простым, остро отточенным карандашом расставляя на ваших полях им одним понятные знаки, а мы расстаемся навсегда!» С горечью я представил себе молодого студента, который идет по переулку, бережно прижимая к груди моего Бодрийяра, и возбужденно, взахлеб, говорит по телефону: «Вадик, Вадик, быстро в библиотеку, там какой-то чудак принес ценные книги! Представляешь, раздают бесплатно французскую философию! Да. Лаку-Лабарт есть. Беги скорей, пока все не разобрали!». И тут я чуть не расплакался и едва не передумал.
Наконец, в два часа пришел Дима и, деловито взглянув на книги и мешки, спросил:
— Ну, что? Будем паковать?
У нас получилась одна большая икеевская сумка и четыре мешка. Мы спустили их вниз, к ожидавшему такси, и минут через пять подъехали к библиотеке.
— Сюда, сюда заносите, — распахивала перед нами двери пожилая дама, — ставьте мешки здесь. Потом можете их забрать.
— Нет уж, берите вместе с мешками, — усмехнулся я.
Дима быстро стал разгружать сумку.
— Что же у вас так пусто? — спросил я с недоумением. — Где книги? Здесь одни старые журналы!
— Предыдущую партию всю разобрали.
— А это что? — сказал я, указывая на шесть томов Шолом-Алейхема, одиноко лежащие на столе. — Их тоже кто-то берет?
— Шолом-Алейхем? Он у нас уже два месяца, его никто не хочет брать. А может… может… вы возьмете?
— Шабанов, сумку!
Бережно, осторожно уложил тяжелые, драгоценные тома классика. А потом сказал, улыбаясь непонятно чему:
— Пошли домой, Димочка, попьем водки и поговорим о Саре Зельцер. Думаю, Шолом-Алейхем ревновать не будет.
Нужно мои книжки им отдать. Я позвонил в ближайшую библиотеку и спросил, принимают ли они литературу? Приносите, сказали, а на вопрос, не отправятся ли эти книги прямиком в макулатуру, возмущенно ответили, что говорю глупости. Мне объяснили, что это неправда, что в наше время люди перестали читать, и еще заверили — все книги, которые им отдают, разбирают студенты и знатоки литературы.
Вечером я позвонил поэту Шабанову.
— Дима, завтра нужна твоя помощь.
— Это надолго?
— Дело на час. Сначала отвезем книжки в библиотеку, а потом попьем водки и обсудим литературный процесс. Поговорим о потрясающем творческом взлете поэта Сары Зельцер.
— А во сколько?
— Приходи в два.
С утра я сходил в магазин, купил бутылку «Столичной» и мешки для книг. Водку поставил в холодильник, а сам сел на пол в комнате, у большой горы, состоящей из наваленных журналов и томов литературы, и стал ее созерцать. На душе у меня было неспокойно. Я брал, вздыхая, то одну, то другую книгу, зачем-то перелистывал их, некоторые откладывал в сторону, а какие-то бросал обратно.
«Прощайте, друзья! — мысленно говорил я. — Прощай, “Знаковость”, адье, Ролан Барт и Бодрийяр, прощайте, милые, так и не прочитанные томики НЛО и Эткинда! Вы мне верно служили! Сколько раз приходившие гости, беспокойным взглядом скользнув по вашим цветным корешкам, с почтением думали: “А ведь здесь живет не простой парень, а глубокий интеллектуал!”. Новые владельцы, возможно, вас внимательней прочитают, простым, остро отточенным карандашом расставляя на ваших полях им одним понятные знаки, а мы расстаемся навсегда!» С горечью я представил себе молодого студента, который идет по переулку, бережно прижимая к груди моего Бодрийяра, и возбужденно, взахлеб, говорит по телефону: «Вадик, Вадик, быстро в библиотеку, там какой-то чудак принес ценные книги! Представляешь, раздают бесплатно французскую философию! Да. Лаку-Лабарт есть. Беги скорей, пока все не разобрали!». И тут я чуть не расплакался и едва не передумал.
Наконец, в два часа пришел Дима и, деловито взглянув на книги и мешки, спросил:
— Ну, что? Будем паковать?
У нас получилась одна большая икеевская сумка и четыре мешка. Мы спустили их вниз, к ожидавшему такси, и минут через пять подъехали к библиотеке.
— Сюда, сюда заносите, — распахивала перед нами двери пожилая дама, — ставьте мешки здесь. Потом можете их забрать.
— Нет уж, берите вместе с мешками, — усмехнулся я.
Дима быстро стал разгружать сумку.
— Что же у вас так пусто? — спросил я с недоумением. — Где книги? Здесь одни старые журналы!
— Предыдущую партию всю разобрали.
— А это что? — сказал я, указывая на шесть томов Шолом-Алейхема, одиноко лежащие на столе. — Их тоже кто-то берет?
— Шолом-Алейхем? Он у нас уже два месяца, его никто не хочет брать. А может… может… вы возьмете?
— Шабанов, сумку!
Бережно, осторожно уложил тяжелые, драгоценные тома классика. А потом сказал, улыбаясь непонятно чему:
— Пошли домой, Димочка, попьем водки и поговорим о Саре Зельцер. Думаю, Шолом-Алейхем ревновать не будет.
Счастье и забота
Весь день бродить по теплому, солнечному городу с женщиной, которая нравится; пить недорогой коньяк с газированной водой, курить сигареты, болтать о пустяках…
Это и есть счастье. Все остальное в жизни — тяжелая забота.
Это и есть счастье. Все остальное в жизни — тяжелая забота.
Политическая дискуссия
Моему брату исполнилось шестьдесят, и я решил поехать в Москву, чтобы лично его поздравить — все-таки юбилей. Перед отъездом я купил бутылку французского коньяка и зашел в книжный магазин «Порядок слов». «Книги и коньяк, — подумал я, — нет лучшего подарка!». Хорошо зная вкусы моего брата по истории и литературе, я довольно быстро выбрал три интересных издания, а потом на секунду о чем-то задумался. И вдруг услышал, как меня кто-то тихо позвал:
— Саша!
Это была молодая художница Полина Заславская.
— Привет! — радостно сказал я.
— Привет! — откликнулась Полина. — Как поживаешь?
— Так, ничего… вот, книжки выбираю. Ты уже уходишь? — спросил я, увидев в ее руке сигарету.
— Нет, просто хочу пойти покурить.
— А можно с тобой?
— Можно.
Я отложил отобранные тома у кассира и вышел вслед за Полиной. Художница была не одна — у входа в книжную лавку курил Костя, куратор магазина, и какой-то незнакомый мне молодой парень в модных синих джинсах и в круглых очках, как у Джона Леннона. Я стал рядом и тоже закурил.
— Полина, — спросил я, — чем ты сейчас занимаешься?
— Так… рисую.
— А где твоя дочь?
— У друзей, за городом.
— Полина! — вдруг громко воскликнул Костя, взглянув на нее так, как будто видел впервые. — Какое на тебе красивое платье!
Платье и в самом деле было очень красивое.
— Да… — пробормотал я, смущаясь, — тебе оно правда очень идет.
— Мальчики… — с горечью вздохнула Полина, делая шаг назад. — Разве вы не видите? Это же не платье… это ком-би-не-зон!
— Черт! Как это я не заметил, — растерянно сказал Костя.
— Послушай, Костя, — сказал парень в круглых очках, — у вас в магазине сейчас что-то происходит?
— Конечно, происходит, — лениво ответил куратор. — Политическая дискуссия! Еще минут двадцать осталось.
— И кто ее ведет?
— Этот… как его… Паша Арсеньев! Кажется, он марксист.
— А как ты думаешь, скандал будет?
— Не знаю, — задумчиво ответил Костя, — хотелось бы обойтись без скандала.
«Политическая дискуссия! — подумал я. — Так это же здорово!»
Я тут же представил себе: звучат пламенные, зажигательные речи, один оратор быстро сменяет другого, то и дело раздаются острые реплики с мест… Сколько можно услышать разных мнений о Крыме, о Донбассе и о тяжелом положении трудящихся! И я, забыв о Полине, бросился обратно в магазин. Дверь в небольшой зал, где проходило мероприятие, была приоткрыта. Я распахнул ее и решительно шагнул через порог, но никаких зажигательных речей и споров я не услышал, и никто не обратил на меня внимания. Утомленные глаза полусонной публики были устремлены на сцену, где сидел Паша Арсеньев с каким-то молодым человеком. Оттуда, со сцены, раздавалось какое-то негромкое и неразборчивое бормотание, похожее на бормотание пономаря в церкви. Я сделал два шага вперед, но ничего разобрать не мог. Тогда я сделал еще шаг и внимательно прислушался: «Текст, — донесся до меня высокий голос, несколько схожий с козлиным блеянием — социальный конте-е-кст». Тут я понял, что ничего важного о тяжелом положении трудящихся я, наверное, не узнаю. Я осторожно попятился обратно к двери, плотно закрыл ее за собой, быстро рассчитался с кассиром и с легким сердцем направился на вокзал.
— Саша!
Это была молодая художница Полина Заславская.
— Привет! — радостно сказал я.
— Привет! — откликнулась Полина. — Как поживаешь?
— Так, ничего… вот, книжки выбираю. Ты уже уходишь? — спросил я, увидев в ее руке сигарету.
— Нет, просто хочу пойти покурить.
— А можно с тобой?
— Можно.
Я отложил отобранные тома у кассира и вышел вслед за Полиной. Художница была не одна — у входа в книжную лавку курил Костя, куратор магазина, и какой-то незнакомый мне молодой парень в модных синих джинсах и в круглых очках, как у Джона Леннона. Я стал рядом и тоже закурил.
— Полина, — спросил я, — чем ты сейчас занимаешься?
— Так… рисую.
— А где твоя дочь?
— У друзей, за городом.
— Полина! — вдруг громко воскликнул Костя, взглянув на нее так, как будто видел впервые. — Какое на тебе красивое платье!
Платье и в самом деле было очень красивое.
— Да… — пробормотал я, смущаясь, — тебе оно правда очень идет.
— Мальчики… — с горечью вздохнула Полина, делая шаг назад. — Разве вы не видите? Это же не платье… это ком-би-не-зон!
— Черт! Как это я не заметил, — растерянно сказал Костя.
— Послушай, Костя, — сказал парень в круглых очках, — у вас в магазине сейчас что-то происходит?
— Конечно, происходит, — лениво ответил куратор. — Политическая дискуссия! Еще минут двадцать осталось.
— И кто ее ведет?
— Этот… как его… Паша Арсеньев! Кажется, он марксист.
— А как ты думаешь, скандал будет?
— Не знаю, — задумчиво ответил Костя, — хотелось бы обойтись без скандала.
«Политическая дискуссия! — подумал я. — Так это же здорово!»
Я тут же представил себе: звучат пламенные, зажигательные речи, один оратор быстро сменяет другого, то и дело раздаются острые реплики с мест… Сколько можно услышать разных мнений о Крыме, о Донбассе и о тяжелом положении трудящихся! И я, забыв о Полине, бросился обратно в магазин. Дверь в небольшой зал, где проходило мероприятие, была приоткрыта. Я распахнул ее и решительно шагнул через порог, но никаких зажигательных речей и споров я не услышал, и никто не обратил на меня внимания. Утомленные глаза полусонной публики были устремлены на сцену, где сидел Паша Арсеньев с каким-то молодым человеком. Оттуда, со сцены, раздавалось какое-то негромкое и неразборчивое бормотание, похожее на бормотание пономаря в церкви. Я сделал два шага вперед, но ничего разобрать не мог. Тогда я сделал еще шаг и внимательно прислушался: «Текст, — донесся до меня высокий голос, несколько схожий с козлиным блеянием — социальный конте-е-кст». Тут я понял, что ничего важного о тяжелом положении трудящихся я, наверное, не узнаю. Я осторожно попятился обратно к двери, плотно закрыл ее за собой, быстро рассчитался с кассиром и с легким сердцем направился на вокзал.