Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

МАРИНА САВЧЕНКО


ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРОГУЛКА ПО ХАБАРОВСКУ


Если смотреть из окон бывшей Высшей партшколы, а ныне Российской академии госслужбы в Хабаровске, то можно увидеть оживлённую широкую улицу, по ней движутся люди, машины, раздаются задорные трели трамваев. Отсюда открывается парадный вид на город: площадь имени Ленина, которую украшают фонтаны, яркие клумбы, красивые девушки... Здесь находится правительство края, так называемый “Белый дом”. За массивным зданием “сталинской” постройки РАНХиГС следует старейший в крае вуз — медицинский, ныне ДВГМУ. За памятником Ленину стоит старинное краснокирпичное здание бывшего городского реального училища.
Здесь соединяются две исторические “правды” по—хабаровски: дореволюционная и советская, которая плавно переходит в постсоветскую, организуя современное пространство. Поэтому улица графа Муравьёва-Амурского так естественно продолжается линией бывшего идеолога социализма Карла Маркса.
Этот исторический казус принимается жителями как данность. Вообще-то главная улица когда-то называлась Хабаровской, а потом Большой. Сохранился её отрезок, ведущий в северную часть города. Сюда в годы освоения приамурской земли сворачивали воронежские крестьяне, прибывавшие по Амуру из Центральной России, чтобы основать новое поселение, известное ныне как Воронеж.
Графу Муравьёву-Амурскому в Хабаровске стоит памятник на самом видном и почётном месте — на утёсе над Амуром. Он был поставлен стараниями его ученика и единомышленника князя М. Волконского ещё в 1891 году. Был свержен с пьедестала вандалами после революции. И восстановлен усилиями местного краеведа Антонины Дмитриевой в 1992 году в прежнем виде — таким, каким создал его знаменитый скульптор Опекушин. Именно сюда, в городской сад, а сейчас — в Краевой парк, стремятся, особенно в хорошую погоду, хабаровчане, чтобы полюбоваться пейзажем, закатом на широкой дальневосточной реке. Эти прогулки от площади до площади — от Ленина до Комсомольской — давно стали “ритуальными”. И вместе с городскими бульварами — Амурским и Уссурийским с его прекрасными прудами и фонтанами — излюбленными местами отдыха для хабаровчан.
Вот и мы с вами пройдёмся по главной улице, но не без цели, а познакомимся с её литературно-историческим прошлым. Тем более, прошлое и современное, город и история тесно взаимодействуют друг с другом. Я не претендую на краеведческие лавры и исторические изыскания. Моя задача более простая — познакомить, увидеть и разглядеть за фактами и событиями реальную жизнь людей и города. И рассказать вам.
Итак, начну с главной площади, бывшей Николаевской, а сегодня имени Ленина. По ней в праздничные дни идут с музыкой и песнями местные жители. Здесь шумно и людно в майские дни: Девятого мая и в День рождения города. Проходят военные парады и городские демонстрации. В девяностых годах девятнадцатого столетия эта была окраина, которая заканчивалась погостом. Однако вскоре кладбище перенесли дальше, а площадь, расширив, благоустроили. И начали застраивать.
Площадь окаймляют сразу две “литературные” улицы — Пушкина и Гоголя. Они находятся рядом, параллельно друг другу. Примечательно, что при жизни писатели были в тёплых дружеских отношениях. Неудивительно, что и в нашем городе классики литературы находятся в близком соседстве. Названия, как и расположенная неподалёку улица Льва Толстого, улицы получили ещё до революции.
Улица Пушкина или, как изначально она называлась, Пушкинская обрела имя к столетию русского классика в 1899 году. Она стала одной из первых в России, носящих имя великого поэта. Произведениям А. Пушкина была отведена на окраине империи почётная роль: открывать так называемые первые Народные чтения. В 1894 году жители молодого города вместе с губернатором Сергеем Михайловичем Духовским с интересом внимали “Метели” и “Станционному смотрителю”. У чтеца — окружного врача Владимира Перфильева — были хорошие артистические задатки. Следующие чтения прошли для молодёжи в Алексеевской женской школе, расположенной неподалёку — на улице Гоголя (позже школа № 30, здание снесено). Для девочек был припасён волшебный фонарь с чудесной демонстрацией диапозитивов: “Некоторые из детей, очевидно, в первый раз видели туманные картины и даже подходили ощупывать руками отражение их” (Л. Востриков., З. Востоков. “Хабаровск и хабаровчане”, 1991).
Вскоре публично прозвучали гоголевский “Тарас Бульба”, пушкинские страницы из “Евгения Онегина”, а за ними — отмеченный первым поэтом России “Конёк-Горбунок” Ершова. Народные чтения сыграли огромную роль в просвещении народа, организации досуга, формировании библиотечных фондов. Издания, нужные далёкой провинции, закупались вскладчину на известном в России книжном складе А. Калмыковой. Вскоре книги Пушкина, Гоголя, а с ними Тургенева и Крылова появились не только в Хабаровске, но и в сёлах Ильинка, Нижнетамбовское, Никольское (Уссурийск). Итогом деятельности комитета чтений стало строительство собственного здания. На углу улицы Пушкина, спускающейся к Плюснинке, ныне Уссурийскому бульвару, в 1904 году был построен первый на Дальнем Востоке Народный дом, но при реконструкции улицы, к сожалению, он был снесён.
И ещё один “пушкинский” след в Хабаровске. Если пройти по главной улице к Педагогическому университету, то можно увидеть памятник великому поэту. Существует интересная и весьма примечательная история. Попав сюда в 1937 году в год смерти поэта, так называемая “парковая” фигура классика пролежала несколько лет на хозяйственном складе института. Лишь после Великой Отечественной войны бетонный монумент Пушкина украсил скверик пединститута. Через пятьдесят три года заново отреставрированный в меди, он занял своё постоянное место у входа в университет. Это одно из любимых мест многих горожан. Здесь назначают свидания, проводят студенческие мероприятия, читают стихи. Поэтические чтения, приуроченные ко Дню рождения поэта шестого июня, собирают у памятника хабаровского Пушкина не только студентов, но и местных поэтов, литераторов, любителей словесности.
Хочется сказать, что в городе немало “литературных” улиц. Помимо улиц Пушкина, Гоголя, Толстого, есть улицы Лермонтова, Тургенева, Некрасова, Шевченко, Чехова... Впрочем, такой список встречается почти в каждом российском городе. Но примечательно, что, кроме русских классиков, хабаровские улицы носят имена местных писателей: Комарова, Нагишкина, Вахова, Сысоева... Кроме того, есть улицы в честь писателей, чья жизнь связана с Дальним Востоком — Арсеньева, Гайдара, Фадеева... Но о них речь пойдёт впереди, нужно только прогуляться по центральной улице.
Улица Муравьёва-Амурского — магистральная, главная линия города Хабаровска, она расположена в Центральном районе. И идёт по вершине среднего из трёх холмов. Три горы, так называемые Средняя, Военная и Артиллерийская (с улицами Муравьёва-Амурского, Серышева и Ленина), определяют своеобразный городской ландшафт. Между холмов протекали небольшие речушки Плюснинка и Чардымовка, с конца 1950-х годов забранные в трубы. На их месте расположились живописные бульвары — Амурский и Уссурийский. Улицы на холмах были изначально широки и просторны, под стать величественному Амуру. На них расположилось множество зданий, поначалу деревянных, а потом каменных, красной и серой кирпичной кладки. Кирпичное узорочье — отличительная черта домов и домиков старого Хабаровска. Они и сегодня украшают центр города и радуют глаза жителей и гостей.
Учёный и путешественник М. Венюков, посетивший пост Хабаровку осенью 1858 года, оставил такие впечатления о молодом поселении: “Хабаровка, поставленная на превосходном, возвышенном берегу, представляла утешительный вид. Здесь... возникали не только дома, но и лавки с товарами... Купцы своим коммерческим чутьём поняли, что тут в будущем предстояло возникнуть большому торговому городу...”
Хабаровский краевед и военный топограф Григорий Лёвкин считает, что основателем Хабаровска является сам генерал-губернатор Восточной Сибири, граф Николай Муравьёв-Амурский. Он прибыл на Усть-Уссурийский пост Казакевичева 31 мая (12 июня по новому стилю) 1858 года вместе с одним из “амурских сплавов”. Убедившись в недостаточности территории для размещения около устья реки Уссури селения, выбрал высокий правый берег Амура. По разным сведениям, будто бы сам для этого взошёл на Амурский утёс. И подобно Петру в произведении Пушкина, указал, где будет впоследствии “город заложён”.
Кстати, Ерофей Хабаров, землепроходец, предприниматель родом из-под Великого Устюга, в честь которого был назван военный пост, а потом и город, никогда здесь не бывал. Потому как осваивал амурские земли несколько веков назад, в далёком XVII столетии. Хотя, возможно, проплывал мимо будущего поселения вниз по течению Амура. Фамилия, укоренившаяся в литературе, скорее всего, родовое прозвище. “Хабар, — как пишет В. И. Даль, — старинное русское слово, означавшее удачу, везение, счастье, прибыток, барыш, поживу”. Кстати, в 2008 году в Хабаровске при активной поддержке Приамурского географического общества была издана книга московского учёного Георгия Красноштанова “Ерофей Павлович Хабаров”, которая основана на подлинных документах, с текстами многочисленных “скасок”, челобитных второй половины семнадцатого века.
Вслед за экспедицией губернатора Н. Муравьёва-Амурского прибыли строители 13-го линейного Восточно-Сибирского батальона. Первые срубы были поставлены на крутых склонах будущего Хабаровска на левобережье речки Бури (позднее Чардымовки). Это были деревянные постройки военного ведомства — казармы и небольшие домики для семейных солдат, штабные здания с почтой и телеграфом. На противоположном берегу речки находились склады, гауптвахта и лазарет. В роще за Амурским утёсом, где позднее разобьют городской сад, была сооружена церковь во имя Марии Магдалины, впоследствии на месте её алтаря построят небольшую деревянную часовню. Поселение росло по склону в сторону вершины среднего холма и вдоль берега Амура. Строения ставились хаотично, по складкам рельефа. На правобережном склоне речки Бури было разбито первое кладбище, сначала с часовней, затем с церковью. По гребню Военной горы возводятся гарнизонные постройки, на Артиллерийской горе размещаются здания артиллерийских складов и казармы.
Первым управляющим поста Хабаровки стал капитан Яков Васильевич Дьяченко, который и руководил строительными работами до 1863 года. Образ первостроителя дальневосточного города — “капитана родом из Полтавы” — запечатлён в книгах известного хабаровского писателя Николая Дмитриевича Наволочкина “ Амурские вёрсты” (Хабаровск, 1983) и “Главное дело капитана Дьяченко” (Хабаровск, “Частная коллекция”, 2007). Историк по образованию, Н. Наволочкин провёл настоящее расследование, чтобы увековечить деяния командира батальона, на несколько лет ставшего отцом и наставником солдат-линейцев. Теперь в городе есть не только улица имени Дьяченко (переулок у Амура), но и памятник.
30 мая 2008 года в Хабаровске в честь 150-летия со дня образования города открыт бронзовый монумент Якову Дьяченко. Четырёхметровый памятник изготовил московский скульптор А. Рукавишников. Поскольку реальный портрет Дьяченко неизвестен, скульптор создал собирательный образ военного середины XIX века. Бронзовый капитан Дьяченко установлен на гранитном постаменте лицом к Амуру, недалеко от места высадки его батальона, в районе улицы Шевченко (пересечение с переулком Арсеньева), которая полтора века назад стала первой улицей нового города. Увековечить память первостроителя помогли пожертвования хабаровчан, собравших почти два миллиона рублей.
Кроме военных, в Хабаровку постоянно прибывали новые поселенцы — купцы, крестьяне; здесь селились бывшие солдаты линейных батальонов. Деревянные дома ставились по берегам речек Бури и Хабаровки, а также на склонах к Амуру — ближе к воде. из-за проблем с водоснабжением, так как в колодцах часто отсутствовала вода, селение разрасталось неширокими полосами вдоль речных берегов. Застройка велась вдоль Амура: от Артиллерийской горы до Казачьей (названия они получили позже). Самыми лучшими в селении считались дома Амурской торговой компании. Поначалу здания строились преимущественно из дерева. Первая улица селения сформировалась вдоль Амура, называлась она Береговой (ныне Шевченко). Главную магистральную улицу назвали Хабаровской.
Скоро административный центр переместился в Хабаровку. Он быстро рос, благодаря своему выигрышному географическому положению. В 1880 году бывший пост Хабаровка становится городом и административным центром Приморской области. С 1883 года — Приамурской губернии. Начинается широкая каменная застройка центра города. В 1893 году он получает новое название — Хабаровск.
В конце июня 1890 года сюда приезжает Антон Чехов, прибывший по Амуру пароходом. Он останавливается в красивом каменном здании Военного офицерского собрания (ныне Дальневосточный художественный музей). О памятной остановке писателя говорит и мемориальная доска на доме. Поднимается на высокий берег, видит Амурский утёс, левобережье, читает газеты в квартире полкового писаря по улице Тургеневской (дом снесён). Отдохнув два дня, вновь собирается в путь.
А мы продолжаем идти — к синеющим на горизонте хребтам Малого и Большого Хехцира по направлению к Амуру. Перейдя трамвайные пути, оказываемся у дерева, посаженного известным дальневосточным писателем, путешественником Владимиром Клавдиевичем Арсеньевым. Это маньчжурский ясень, укоренившийся здесь в честь приезда в Хабаровск брата учёного Александра, окончившего Межевой институт в Москве. Дереву уже больше ста лет, но оно по—прежнему радует пышной зелёной кроной и причастностью к истории и литературе. Владимир Клавдиевич проживал в Хабаровске в первом десятилетии прошлого столетия, работал директором музея им. Гродекова с 1910 года по 1918 год, а также при советской власти с 1924-го по 1925 год.
Известны пять хабаровских адресов Владимира Арсеньева. По одному из них, на бывшей Портовой (сейчас переулок Арсеньева) около гостиницы “Интурист”, намечалось открыть мемориальный музей. Про него в народе так и говорили: “Дом Арсеньева”. Но, к сожалению, здание не сохранилось. Кроме того, Арсеньев жил некоторое время (это съёмные квартиры) на улицах Хабаровская (ныне Дзержинская), в переулке Полковом (улица офицера-пограничника Павловича). На ней сохранилось небольшое одноэтажное здание типичной для Хабаровска краснокирпичной кладки. Возможно, что именно здесь проживал в семье Арсеньева знаменитый проводник-удэгеец Дерсу Узала, ставший героем повестей “По Уссурийскому краю” и “Дерсу Узала”. В них, как заметил Максим Горький, автору удалось “объединить в себе Брема и Фенимора Купера”. Книги Арсеньева были написаны простым и одновременно образным языком, с тонким и добрым юмором.
Затосковав по воле, Дерсу ходил стрелять ворон в парке — ныне территория военного Волочаевского городка. Прожив у Арсеньева полгода, удэгеец снова собрался в очередное путешествие. Путь туземца пролёг в сторону Хехцирского перевала. Именно там он был убит в марте 1908 года вблизи станции Корфовская. Вероятно, грабителя прельстила новенькая пехотная винтовка системы Бердана, подаренная накануне удэгейцу Арсеньевым. С этого печального факта начинается знаменитый фильм японского режиссёра А. Куросавы, где в роли В. Арсеньева снимался актёр Юрий Соломин.
Стараниями хабаровского писателя-природоведа Всеволода Сысоева на месте гибели охотника в п. Корфовском у дороги установлен мемориальный знак — огромный камень, а рядом шумят посаженные школьниками сосны. Память В. Арсеньева увековечена в городе, о нём напоминают ясень, переулок и мемориальная доска на здании Краеведческого музея им. Гродекова.
По распоряжению губернатора Приморской области Г. Казакевича в 1864 году землемером М. Любенским разработан первый план будущего города. Ось центральной улицы, Хабаровской, была зафиксирована по средней горе. Холмы с улицами на гребнях прочертили восемь идущих от Амура менее значимых параллельных.
Как я уже отмечала, пересекая улицы, невольно любуешься дореволюционными особняками и более поздними памятниками конструктивизма. Выделю бывший Дом коммуны — театр драмы. Притягивает взгляд здание бывшей городской думы — ныне Дворец детского творчества, Центральный универмаг с башенкой и часами наверху. Здесь в кафе “Чашка чаю” выступали пленные австро-венгерские музыканты, которых безжалостно расстреляли калмыковцы в 1918 году на утёсе. На улице Муравьёва-Амурского сохранилось немало старинных домов, слегка или основательно перестроенных и заново оштукатуренных. И у каждого — своя стать и история. О них можно при желании писать рассказы, а если получится — повести или романы. Совершенно не узнать теперь первую Министерскую женскую гимназию, она основательно изменена, пострадав после артобстрелов японцев в апреле 1920 года. Теперь это один из корпусов Медицинского университета рядом с почтамтом. В особняке с кафе “Лавита” на первом этаже прежде располагался Русско-Азиатский банк, а в гостинице “Бельведер” и первом кинотеатре “Иллюзион” сейчас “Совкино”.
Вот и Протодьяконовская, сегодня это улица Фрунзе. Сделаю небольшую остановку. Здесь жили и работали герои известного романа хабаровчанина Дмитрия Нагишкина “Созвездие Стрельца” — мальчик Генка Лунин и его мать Фрося, учитель Вихров и многие другие. Об авторе и его романе хочется поговорить подробнее.
Д. Нагишкин хорошо известен в городе, благодаря созданным по мотивам дальневосточного фольклора “Амурским сказкам”. Автор немало творческих сил отдал героике и романтике гражданской войны, создав в своё время роман “Баневур”. Последний роман Нагишкина — “Созвездие Стрельца” — про жизнь фронтового периода 1940-х годов остался мало замеченным. Вышла эта книга после гибели Дмитрия Нагишкина, уже в 1962 году. Но именно там он и описал главные тайны Хабаровска.
Характерно, что в “Созвездии Стрельца” Хабаровск не называется. Он просто “город”:
“...Те, кто живёт в нём давно или родился здесь, утверждают, что теперь он совсем не похож на тот, каким был ещё недавно. Был же он и маленьким, и плохоньким... — пишет Нагишкин. — Среди толпы приземистых домов, недружелюбно поглядывавших друг на друга через грязные улицы, одиноко возвышались самые приметные здания — универсальный магазин фирмы “Кунст и Альберс”, кафедральный собор на лысой площади, губернаторский дом с огромным садом, который по праздникам на два часа открывался для гулянья горожан и откуда виден был величественный памятник Муравьёву-Амурскому со свитком бумаги в одной руке и другой рукой, положенной на шпагу.
Общественное собрание, куда не всякому члену городского общества был открыт доступ, красные кирпичные казармы, которые, как солдаты на параде, выстроились особняком на одном из холмов, Арсенал с вечно дымящейся трубой и, наконец, городская дума, похожая на боярский терем, где на почётных местах сидели потомственные почётные граждане Плюснин и Чердымов...
Конечно, если в этом городе был губернаторский дом и жил сам губернатор, то это значит, что город был губернским. И потому его жители смотрели на остальных обитателей этого края, земель которого хватило бы с избытком на полдесятка европейских государств, как на троглодитов. Вероятно, петербуржцы не с таким презрением глядели на жителей этого города, очень далёкого от столицы, чем последние на население всей округи.
Город и после установления советской власти остался административным центром края. И по—прежнему отовсюду из огромного края именно сюда ехали все те, кто ожидал от начальства каких-нибудь решений. И по—прежнему тут было много всяких начальников — больших и маленьких, толстых и тонких, сердитых и добрых, плохих и хороших, молодых и старых.
Недаром какой-то острослов сказал про город: “Три горы, две дыры — сорок тысяч портфелей”.
Кстати, сам Дмитрий Нагишкин жил на улице Фрунзе в доме 67, известном как общежитие для работников культуры — в Доме коммуны. В нём в своё время останавливался Аркадий Гайдар, здесь жили Александр Фадеев, кинорежиссёр А. Довженко, сценарист П. Павленко и другие известные люди культуры и искусства.
Герои последнего романа Д. Нагишкина обитали на той же улице, что и автор, только в маленьком деревянном доме в глубине двора. Перед ним сейчас стоит двухэтажный дом, в котором расположился Художественный фонд и мастерские художников, а ниже — известный в городе Дом творческой интеллигенции.
На противоположной стороне улицы — другой интересный адрес: пятиэтажное здание на Фрунзе, 76. На последнем этаже жил замечательный хабаровский охотовед и писатель Всеволод Петрович Сысоев. Именно с ним изъявил желание встретиться Михаил Шолохов, посетивший Хабаровск в мае 1966 года по пути в Японию. За год до этого М. Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе “за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время”. Чем же привлёк автора “Тихого Дона” хабаровчанин? Всеволод Сысоев — известный в крае знаток дальневосточной природы, охотник, стрелок, тигролов, директор Краеведческого музея и создатель в нём знаменитого отдела природы. Написал книгу “Охота в Хабаровском крае”, а затем и повести “Тигроловы”, “Золотую Ритму”. В процессе общения он пригласил Шолохова в тайгу поохотиться на амурских тигров. В ответ автору очерков о таёжных обитателях была прислана рекомендация в Союз писателей СССР.
Продолжая путешествие по главной улице, заглянем в магазин творчества “Тайны ремесла”, директором которого является Светлана Юрьевна Черепанова — известная подвижница и защитница хабаровской культуры. На её счету огромное количество дел: организация фонда “Новые имена”, выставок художников, театральных, литературных и музыкальных вечеров. Арт-подвальчик — незабываемое место встреч деятелей культуры города и края, художников, артистов, поэтов. Здесь и я неоднократно встречалась с музыкантами и литераторами на концертах творческого объединения “Галатея-арт”. Хабаровский краевой благотворительный общественный фонд известен за пределами края. Гостями здесь побывали Никита Михалков, Михаил Задорнов... А на набережной Амура стоит в бронзе памятник отцу сатирика — известному дальневосточному писателю Николаю Задорнову, автору исторических романов об освоении Дальнего Востока, в том числе романа “Амур-батюшка”.
Вот и улица Калинина (бывшая Поповская), пересекающая улицу Муравьёва-Амурского. Небольшой каменный особняк под номером 86. Здесь, в редакции краевой газеты “Тихоокеанская звезда”, в 1932 году работал советский писатель Аркадий Гайдар. Об этом говорит памятная доска, установленная на доме. В Хабаровске чтут его память. Есть Детский парк имени Гайдара с памятным бюстом автору “Тимура и его команды”, улица в центре города, имя Аркадия Гайдара носит Детская городская библиотека в Хабаровске. Недавно сотрудники библиотеки побывали в Арзамасе на юбилейных торжествах, посвящённых писателю, подарив Дому-музею писателя книгу, в которой собрали материалы, касающиеся его пребывания на Дальнем Востоке. Известно, что “Военную тайну”, сказку про Мальчиша-Кибальчиша, писатель задумал и создал в нашем городе. Об этом знает, наверное, каждый хабаровчанин.
Но вернёмся в редакцию “Тихоокеанской звезды”. Прежде чем переехать в новое обширное помещение на Серышева, 31, газета сорок лет — с тысяча девятьсот двадцать пятого года — помещалась в небольшом двухэтажном особнячке и дала хабаровской литературе немало ярких писательских имён. Корреспондентами “ТОЗ” работали писательница Юлия Шестакова, поэт Пётр Комаров; прозаик Дмитрий Нагишкин начинал здесь художником. Это было излюбленное место общения местных литераторов и творческой интеллигенции.
Но самый “звёздный” литературный адрес нас ждёт на улице Комсомольской, 80. Там многие годы располагались местное отделение Союза писателей и региональный литературно-художественный журнал “Дальний Восток”.
У истоков литературного журнала с первоначальным названием “На рубеже”, да и вообще хабаровской литературы стоял Александр Фадеев. Несколько лет он почти безвыездно жил в Хабаровске. С 1933-го по 1935 год он курировал процесс создания местной литературной среды в городе. В 1935 году в качестве редактора А. Фадеев издал очередной выпуск журнала “На рубеже”.
Вот что пишет о литературной среде хабаровский филолог, журналист, писатель Олег Копытов: “С конца 40-х до своей смерти в 1971-м жил, писал необыкновенные исторические романы пушкиновед, исследователь, автор книги “Пушкин и его время”, бывший колчаковский журналист, харбинец Всеволод Никанорович Иванов. Отсюда уехал в Москву, оставив в редакции “Дальнего Востока” повесть о великой войне, бесстрашный фронтовой разведчик Эммануил Казакевич. Здесь работал автор знаменитого романа “Далеко от Москвы” Василий Ажаев.
Сюда в 1954-м приехала за романтикой выпускница исторического факультета ЛГУ робкая Римма Казакова, а уехала в 60-х в Москву уже одной из самых ярких романтических поэтесс. Вообще отношения между литературным Хабаровском и литературной Москвой — отдельная история. Когда-то так и не решился отнести в “Дальний Восток” свою первую повесть молодой военный переводчик КДВО Аркадий Стругацкий. На заре своей писательской карьеры прилетел в Хабаровск Василий Аксёнов, оставил в редакции журнала свой рассказ”.
Хабаровская литература стремительно развивалась, энергично и напористо шагая вперёд. Дальний Восток был привлекателен для романтически настроенных натур. Писатели, корреспонденты сюда стремились за новыми темами и героями, “туманом и запахом тайги”. Неудивительно, что в 1949 году в Хабаровске состоялась первая творческая конференция писателей Дальнего Востока. Для её проведения руководство Союза писателей СССР направило сюда
— Твардовского, В. Ажаева, М. Луконина, Г. Маркова. Это стало крупным событием в культурной и общественно-политической жизни всего региона.
Г. Марков — автор “Строговых” — предложил даже провести Декаду сибирской и дальневосточной литературы в столице.
В декабре 1952 года в Москве впервые состоялись Дни дальневосточной литературы. С восточной окраины страны выехала большая делегация, в которую вошли Д. Нагишкин, А. Пришвин, Н. Шундик, С. Смоляков, И. Машуков, Н. Максимов, Н. Наволочкин.
“А какие прекрасные Дни советской литературы проходили на Дальнем Востоке, когда большие делегации писателей, литературоведов, литературных критиков, издателей, преподавателей вузов приезжали на Дальний Восток! — пишет сотрудник архива Е. Ходжер в журнале “Словесница искусств” (№ 2, 2015). — Одна из самых масштабных встреч состоялась в августе-сентябре 1972 года. Большая делегация писателей со всех уголков страны прибыла в Хабаровск на декаду советской литературы в Хабаровском крае, посвящённую 50-летию образования СССР и 50-летию освобождения Дальнего Востока от интервентов и белогвардейцев. В июне 1978 года в Хабаровске состоялся выездной секретариат правления Союза писателей РСФСР. Приехали известные всей стране писатели С. Михалков, А. Алексин, Н. Шундик,
— Поволяев и многие другие — всего около 30 человек. Главная цель выездных секретариатов состояла в сугубо внутренней литературной работе. Высокие гости анализировали литературную деятельность региона, обсуждали произведения дальневосточных авторов, давали критические оценки, рекомендации и, конечно же, сами выступали перед благодарной публикой”.
В 1969 году на улице Муравьёва-Амурского, 22 было открыто возобновлённое Бюро пропаганды художественной литературы. Поэты и прозаики выступали в школах и вузах, на заводах и автобазах, в военных частях и на фермах — в самых разных учреждениях и аудиториях города и края. Развитие хабаровской литературы шло по нарастающей линии, настоящая кульминация пришлась на конец семидесятых — начало восьмидесятых годов прошлого столетия.
Постепенно местная литература “выросла” и “созрела”. По—прежнему основными темами были история города и края, охрана рубежей, природный, национальный и краеведческий колорит. Комсомольцы, пограничники, тигроловы, охотники, золотодобытчики, строители становились героями романов, повестей, поэм, стихотворений. Свой вклад в русскую литературу внесли немало хабаровских поэтов и прозаиков, среди которых Всеволод Иванов и Иван Ботвинник, Алексей Вальдю и Василий Ефименко, Анатолий Вахов и Александр Грачёв, Владимир Клипель и Николай Наволочкин, Андрей Пассар и Григорий Ходжер, Пётр Комаров, Степан Смоляков, Владимир Русское, Людмила Миланич, Сергей Тельканов, Георгий Пермяков, Борис Копалыгин, Анатолий Максимов, Виктор Еращенко...
Думал ли купец первой гильдии Василий Плюснин, что в его торговом доме, одном из самых красивых каменных зданий, выполненных в стиле русский модерн, разместится библиотека?.. Причём главная и самая крупная в Хабаровском крае. Сегодня это Дальневосточная государственная научная библиотека, расположенная по адресу: улица Муравьёва-Амурского, дом 1. В краеведческих фондах библиотеки хранится немало изданий хабаровских писателей. В особые юбилейные дни их творчеству посвящаются книжные выставки. В знаменитом “Тигровом зале” нередко проходят литературные встречи, лекции, вечера, работает литературная площадка “Амур и Я”. Дом купца Плюснина, построенный в 1902 году, стал несомненным украшением города и остаётся таковым до сих пор. Вместе с соседними строениями предпринимателей Танцыревых, Хлебниковых, Пьянковых и Кровяковых составился целый квартал каменной застройки.
Из окон купеческого особняка можно увидеть вдали сияние полноводного Амура, синеющие сопки Хехцира, площадь, раскинувшуюся над рекой. На ней — памятник героям гражданской войны и собор Успенья Божией Матери. И вновь, замечу, встречаются прошлое и... прошлое: советское и дореволюционное образуют новую данность в названиях мест — Комсомольская и Соборная площадь.
А недавно неподалёку появилась и площадь Воинской Славы. Здесь, на Дальнем Востоке, 2 сентября была поставлена точка во Второй мировой войне. Хабаровск до осени 1945 года оставался прифронтовым городом, все годы лихолетья опасаясь японского вторжения.
В Успенском соборе в 1893 году был похоронен первый Приамурский губернатор Андрей Николаевич Корф. Об этом сохранились истории и легенды. Одна из них подробно рассказана в упоминавшейся уже книге Д. Нагишкина “Созвездие Стрельца”. Особенностью соборов до революции было то, что в них хоронили людей выдающихся. В Хабаровске таковым был генерал-губернатор А. Корф, который умер прямо на балу: во время танца у него не выдержало сердце. Событие это произошло сразу после первого на Дальнем Востоке Съезда сведущих людей. Некоторые историки утверждают, что в 30-е годы при разборе храма прах барона Корфа выкинули чуть ли не на свалку. На самом деле, как рассказал известный краевед А. Жуков, “через два-три года супруга вывезла его прах на родину в Либаву. В 1945 году американцы прошлись бомбёжкой по этой местности. Снаряды попали также и на кладбище, где был перезахоронен губернатор Корф, и там всё смешалось с землёй”.
Хочется отметить, что нынешний храм, построенный в 2001 году, является памятником уничтоженному в 1930-х годах собору и, устремлённый ввысь к синему небу, не стал копией прежнего. Первый кафедральный собор Успенья Божией Матери появился на площади в 1886 году. Был он построен из красного и серого кирпича, а ещё через пять лет к нему пристроили придел в честь посещения города цесаревичем Николаем.
Строили первый в городе храм всем миром несколько лет. Главным меценатом был купец А. Плюснин, дело которого продолжили младший брат Василий с сыновьями.
Но хватит истории, я вернусь к литературе, её современной жизни. От нынешнего храма пройдём вниз по улице Тургенева и зайдём в Дом писателей, что расположился в переулке первостроителя города. В небольшом уютном двухэтажном особняке на Дьяченко, 7а находятся Хабаровское региональное отделение писателей России, клуб “Поэтическое содружество” и старейший в регионе журнал “Дальний Восток”. Сюда хабаровские литераторы переехали в начале 1990-х годов, после основательного ремонта и реконструкции здания. Современная писательская организация насчитывает сегодня около пятидесяти членов Союза писателей России, включая авторов из регионов — Комсомольска, Еврейской автономной области. В 2014 году хабаровские литераторы отметили 80-летие организации. Девяностые годы были самыми трудными и проблемными в истории хабаровской литературы. В это время её возглавил поэт Михаил Асламов и руководит по сей день.
Несмотря на сложности, организация продолжала существовать, постоянно прирастая новыми прозаиками и поэтами. Картину современной хабаровской литературы вместе создают Александр Гребенюков, Анатолий Полищук, Кирилл Партыка, Александра Николашина, Владимир Василиненко, Владимир Иванов-Ардашев, Виталий Краснер, Константин Куроленя, поэты Наталья Костюк, Александр Урванцев, Юрий Ковалёв, Елена Неменко, Ирина Комар, Елена Добровенская, Василий Ушаков, Марина Самаркина и другие.
Есть в городе региональное представительство Союза российских писателей (председатель — поэт Марина Савченко), в котором плодотворно работают писатели, члены Союза российских писателей Аркадий Федотов, Геннадий Богданов, Виктор Заводинский, Марина Макова, Валерий Алёшин и другие. “Клуб писателей” — литературное объединение СРП в Хабаровске — насчитывает не менее тридцати человек. Живут в Хабаровске и иные литературные сообщества, например, “Поэтический звездопад “, “Музы при свечах”, поэтическая группа молодых авторов “СОЛО”...
В августе 2018 года местным литераторам удалось побывать на открытии Всероссийской школы писательского мастерства в ДФО. Посетить семинары, круглые столы, творческие встречи, которые провели гости из Москвы и Екатеринбурга: заместитель главного редактора журнала “Наш современник” Александр Иванович Казинцев и писатель Роман Сенчин. В работе Школы приняли участие одиннадцать молодых авторов, приехавших из дальневосточных регионов: Сахалина, Камчатки, Приморья, Хабаровского района, к ним присоединились молодые поэты и прозаики из столицы ДФО — Хабаровска. Такие встречи были организованы Фондом СИЭП (социально-экономических и интеллектуальных проблем), возглавляемым С. А. Филатовым, и обещают стать ежегодными.
Хочется заметить, что литературная учёба — дело нужное и важное. Литературные семинары и мастер-классы для начинающих не проводились в городе с середины 90-х годов. Молодые авторы “варятся в собственном соку”, организуя свои группы по интересам, публикуясь в социальных сетях, лишь некоторые осмеливаются принести свои рукописи в журнал “Дальний Восток” или на рецензию опытным писателям. Школа молодых писателей может стать для них настоящей литературной учёбой, “взрослым” литераторам расширит рамки общения с коллегами из столицы, поможет поделиться опытом с молодыми, рассказать о своём творчестве.
Не думаю, что атмосфера литературной жизни благодаря этому факту сможет измениться, по крайней мере, скоро. Ситуация довольна запущена, авторы издаются на свои средства и сами распространяют свои произведения. Лишь некоторым удаётся получить официальную финансовую и рекламную поддержку. Но такая картина, скажете, везде... Тем не менее всем нужны молодые новые и талантливые имена. И потому работа Школы поможет увидеть и узнать творческий потенциал региона.
Известно, что про молодых авторов охотно пишут и снимают на телевидении сюжеты. Только откуда им взяться? Для того чтобы дерево выросло, необходимо тщательно и кропотливо формировать крону, ухаживать, поливать и рыхлить землю. Лишь в том случае появятся новые достойные авторы в дальневосточной литературе, если будут соответствующие среда и уход. А пока молодая поросль развивается, подобно дичкам, которые неспособны без прививки давать хорошие культурные плоды.
В дальневосточном регионе есть своя самобытная интересная история, здесь накоплен огромный культурный и литературный багаж, на который можно по—настоящему опереться молодым авторам, если они не витают в иной реальности. Нет ничего реальней нашей реальности, а следовательно, можно с лихвой черпать в ней темы для произведений, облекая их в новые формы и жанры. Нужно только хорошенько присмотреться, а не сбегать в иные дали и веси.
“Люди, годы, жизнь” — так называлась книга известного писателя Ильи Эренбурга, документальный цикл рассказов о наиболее значимых для автора литературных встречах. Мой рассказ на ту же тему, но несколько иного рода. Привязанный к небольшому историческому отрезку, улице графа Н. Н. Муравьева-Амурского в Хабаровске, он больше походит на литературно-исторический обзор, нежели на воспоминания мемуаристки.
Мне удалось вместе с читателями пройтись пешком по любимому маршруту хабаровчан — от Центральной площади до великого Амура. Бросая взгляды на здания, встававшие на моём пути, я вспоминала о наиболее значимых и интересных людях и событиях литературной среды, чьи судьбы связаны с хабаровскими адресами.