Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Наталья Фёдорова



Реальность цифровых вещей



Вещь - это то, на что можно указать[1]. На латыни вещь (res) и реальность (realitas) - однокоренные слова, т.е. вещи, это то, что реально, и то, из чего реальность состоит, а реальность - это то, что вещественно. Представление о вещах как о дискретной операционной единице объединяет философию, естественные науки, социологию,  искусствоведение и экономику. Внутри капитализма, по Марксу, отношения между вещами - есть отношения между людьми, или социальное[2]. При этом для объектно ориентированной онтологии (ООО) реальное непереводимо в слова или математические формулы. Его не просто нельзя оформить в человеческий опыт или знание, оно непереводимо по определению, потому что та же проблема встает и перед взаимодействующими объектами[3].

Симондон утверждает, что именно технология всегда стремится материализовать то, что еще не материализовано или даже не материализуемо[4]. Квентин Мийяссу в книге “Число и сирена” говорит о необходимости изобретения новой техники для нового типа высказывания на примере “Броска костей” Малларме. Так письменность была нужна, чтобы сохранить информацию во времени и пространстве. До письменности коммуникация была недолговечной и локальной, эта новая технология не просто расширила предыдущий коммуникативный канал: она позволила появиться таким методам, как повторное использование и воспоминание. Возникли новые информационные системы: история, право, бизнес, математика и логика. Первые города Месопотамии возникают примерно в одно время с появлением клинописи, и обеспечивают функционирование бюрократии, логистики и экономики этого пространства.

Цифровые вещи - это данные, формализованые в терминах объектов, к таковым можно отнести профиль в Facebook или Instagram, произведение net.arta или спам бот. Цифры и буквы - это абстракции первого порядка. Код - это этап эволюции абстракции. Галловей и вовсе не разделяет манипуляции когнитивные и цифровые, утверждая, что и те и другие подразумевают работу с дискретными единицами. Повсеместное распространение компьютерной техники обещает превратить все объекты, которые нас окружают в программируемые машины.

В век Интернета вещей объекты будут способны обмениваться информацией, минуя своих нынешних владельцев. Интересно отметить, что в современных сетевых протоколах, которые, видимо придут на смену таких как Swarm  IPFS (Interplanetary не разрешенное сочетание System) обмен данными идет по горизонтальному  принципу от объекта к объекту. Это позволяет избежать централизации и удешевить хостинг.

Все цифровые вещи медиатизированы потому, что существуют на какой-то поверхности. Браттон в своей последней книге The Stack указывает на пять уровней существования цифровой вещи: это уровень земли, облака, города, адреса, и пользователя - именно этот путь проходит имейл сообщение или сообщение в мессенджере социальной сети.

В противовес аристотелевскому гилеморфизму (разделение на материю и форму), говоря о цифровых вещах нужно рассуждать в рамках энергии и информации. Цифровые вещи являются объектами чисто информационными. Интересно отметить, что количество информации исчисляемо и по подсчету 2011 года компании ICANN (Корпорация по управлению доменными именами и IP адресами) составляет 2,56 зеттабайта. Чарльз Олсон в рамках, предложенной им объективистской поэтики, понимает стихотворение как энергию, передаваемую поэтом читателю, стихотворение, по его словам,  “обладает плотностью речи, которая позволяет отнести его к вещам твёрдым, к объектам”.[5]

Цифровая вещь обладает целостностью и узнаваемостью - хотя может быть открыта на разных экранах Обратный инжиниринг - для цифровой вещи несущественно время - футурология равна археологии. Аванесян вводит концепцию постбудущего, манипуляции с которым возможны уже сейчас (например фьючерсные сделки или превентивные удары), отчасти кредит - это ситуация постбудущего.


Anti ASCII


Недавно продал несколько табличек за тыщу руб

В.Беляев

PavelArsenev Ты знаешь, Тим, ты совершенно прав. Я тут стал перечитывать "Рассказчика" Беньямина и при всех проницательности его замечаний о течении повествования (и их связи с классическими соображении о нарратологии Бенвениста и неклассическими - Хенниг-Аванесяна), я неожиданно обнаружил, насколько всё это лежит в стороне от главной страсти поэзии, которая заключается в том, чтобы схватить жест и материализовать его в статической форме, создать некое подобие идеального и абсолютного объекта. А проза действительно не может стоять на месте, должна все время пускаться в путь, переживать происшествия.
Unlike ·Reply ·4 ·November 2 at 12:54pm

Идея буквенного объекта не нова и отсылает к carmina figurata Симмия Родосского или Досиада Критского. Барочные поэтики дают истории литературы и изобразительного искусства множественные образцы визуальных леттристических поэтик. Информационная теория второй половины XXв порождает утопический проект универсального глобального языка - конкретная поэзия - понятного абсолютно каждому без перевода. Баррет Уоттон предлагает представление о стихотворении как о расширенном объекте, постоянно находящемся в состоянии конструирования как критическом и публичном жесте .

Важно отметить, что как и эргодическое  чтение, которое принято упоминать в связи с именем Эспена Аарсета,  конкретная поэзия работает с пространством. В манифесте Plano Piloto (1958) члены группы Ноигандрес говорят о конкретной поэзии как о напряжении вещей-слов в пространстве-времени. В отличие от модернистского временного восприятия, для постмодернизма характерно восприятие пространственное.

I,L,F,E (1958) Десио Пинатари идеальный комбинаторный конструктор, внутри которого LIFE (жизнь) может сложиться в папку, файл (не разрешенное сочетание). В антологии Мэри Солт текст каждая из букв была напечатана на отдельной странице.  I один основной штрих, L - основной штрих и горизонтальный внизу, F- основной штрих и два горизонтальных вверху и посередине, E - основной и три горизонтальных. Ещё один основной и получается китайский иероглиф - солнце. И Life здесь не только дополняемая солнцем идеограмма, а и американский глянцевый журнал. Буквы расположены на разных страницах для того, чтобы напоминать о легкомысленном порядке чтения журнала. Сам журнал становится тем, что освещает, как бы заменяя солнце. Исторический контекст высвечивает основание для сравнения для Пинатари, Бразильского социалиста и антиимпериалиста Америка Эйзенхауэра и Китай Мао - мишень для политической критики. n both its page/panel construction and in its accretive use of the constituent lines or marks of the letters, links to con- temporaneous experiments in modernist architecture, не разрешенное сочетание standardiza- tion of form sought to homogenize urban spaces around the world, and in the process create a rational collective human society. P 47





“Манифест” Богумилы Грогеровой и Йозефа Гиршала (1966) - это история технологии и политики. QWERTY привычная для француза, испанца, американца или англичанина раскладка клавиатуры ASCII уже в верхнем ряду обнаруживает z вместо y. В среднем и верхнем появляются ü, ä, и ö - все с умлаутами, вместо чешских Á, Č, Ď, É, Ě, Ch, Í, Ň, Ó, Ř, Š, Ť, Ú, Ů, Ý и  Ž. QWERTZ - это, конечно немецкая раскладка. Учитываю тот факт, что Чехия была частью Австро-Венгрии, и только освободившись от этой культурной и политической экспансии на два десятилетия  в самом начале Второй мировой войны была оккупирована нацистской Германией. Ясно, что немецкие печатные машинки и немецкий язык - это та поверхность, на которой пишут чешские авторы.

Прототип Фионны Баннер, работа 2012 года, отказывается от фонематически распознаваемых графем и позволяет быть лишь пунктуации и специальным иконическим и не вполне знакам. Остаются клавиши контроля, но уходит их буквенный этикетаж.
Асемические, они становятся лишь графическими образами, подвижными линиями.



Сопротивление ASCII - это сопротивление глобальному и информационалистскому подходу к тексту, недоверие к проекту всеобщего языка по причине того, что они уничтожает значимые различия.


От реперезентации  Unicode к перформативу Unicode


Представьте себе мир, в котором дефолтной клавиатурой была бы, например, шведская или китайская раскладка - как бы выглядела тогда транслитерационная передача кириллицы, как бы выглядели эмотиконы и какую бы систему письма мы чаще всего видели бы на всех доступных поверхностях?

Поверхность экрана кажется прозрачной и плоской, и такими же кажутся буквы, в то время как каждая из них - это определенная форма материальности, реализованная в определенной технологии, и прежде всего это ряд кодировок.
7 битный код ASCII из 64 (A-Z, строчные и прописные) букв 0-9 цифр, простой пунктуации и самых полезных, с точки зрения Американской ассоциации по стандартам, специальных знаков. Интересно, что графические символы включают в себя и клавишу “пробел”.

Американский стандартный код для обмена информацией (american Standard Code for Information Interchange) - это способ кодирования графем, т.е. стандартизированный способ представления заданного списка графем при помощи цифр и бит паттернов. Эта кодировка была создана в 1960-х представителями американских телекоммуникационных гигантов таких как IBM, Bell и Министерством обороны CША. ASCII был опубликован в 1963 году Американской ассоциацией по стандартам. Эта кодировка не создавалась как глобальная система для работы  текстовой информацией в компьютере, а требовалась для того, чтобы унифицировать различные кодировки языковых знаках которые использовались для  обработки данных и передаче их через телеграф в то время. Мгновенное распространение ASCII связывают с рождением в США и Европе микрокомпьютеров для коммерческого использования в  60х и затем  персональных компьютеров дома в 70х и, наконец, с глобальным распространением сети интернет в 80х и 90х, пока она не была заменена на Unicode только в 2000х.

Клавиша Del появляется в телетайпе, первой телекоммуникационной машине, передававшей латинские буквы,  Эмиля Бодо (1874), а клавиша Return (Carriage return) в системе Дональда Мюррэя 1901 года. Мюррей вводит телетайп с клавиатурой и его изменения в 5-битный код Бодо (ITA 1) становятся международным стандартом телеграфии (ITA 2). ITA 2 берется за основу ASCII в 1963. 1,114,122 Глифов Unicode включают в себя 128 знаков из ASCII, поэтому, по-прежнему набирая седьмой по порядку код в универсальной системе можно услышать звонок (Cntrl J). В СССР использовался код трёхрегистровый МТК-2 был принят в СССР в 1963 году. Код 5-битовый (всего 32 разных комбинации), поэтому используются 3 разных регистра (русский, латинский, цифры), переключаемые управляющими символами РУС, ЛАТ, ЦИФ. Букв Ъ и Ё нет; вместо буквы Ч использовали цифру 4.

Термин Unicode был впервые введён Джо Бекером почти уже тридцать лет назад в декабре 1987, тогда работавшим в легендарном Xerox Parc. Термин обозначал уникальный(unique), универсальный(universal) и всеобщий (uniform) способ кодирования графических символов. Уже в 80-х наметилась необходимость перехода от 7-битного ASCII (128 знаков) к 32-битному Unicode 8.0 (120 672), который объединит в себе все известные к тому моменту системы письма.

Юникод это построенная вавилонская башня, он означает вычисляемость письменной речи в любой известной системе письма. Этот продукт предполагает и обеспечивает используемость компьютеров в любой письменной культуре. Письменность равно вычисляемость. Числа снова равны буквам. В нем оставлено место и для неизвестных.

Биткоин в битсети, монета, пшеничное или рисовое зернышко, токен, или буква - пористая или рассеянная - всегда узнаваемая, всегда с уникальным именем. История изначально цифровой вещи - буквы, как и цифровая вещь обладает реверсивной инжнерией У монеты и буквы одно зерно - рисовое или пшеничное. Это одинаковая абстракция представление инфорамации на мета уровне за букву а бык или звук или имя алеф.

В определенной мере Unicode продолжает опыты создания симультанных текстов в литературе модернизма, а, затем в конкретной поэзии. Вместо референта ASCII - универсального кода передачи информации в сети - Unicode  создает для пользователя симультанную языковую реальность, равную его лингвистической повседневности.


Поэзия инфраструктуры


Проект JODI, Джоан Хемскерк (Голландия) и Дирка Пэсманса (Бельгия) (название собрано из первых слогов имен художников) известен в области net art с начала девяностых. Уже более около тридцати лет JODI что исследуют и подрывают конвенции интернета. JODI интересует не только  HTML как язык, но сама политика наименования, или присваивания адресов, и то как клиент передвигается между страницами.

Александр Галловей в июньском # 74  журнала e-flux утверждает, что IDN собран не столько из отдельных веб страниц, но есть суть негативное пространство, темное пространство,  между ними[6]. Ровно так же из пространства между буквами проявляется тишина в “Silentio” Гомрингера или ненастоящие моменты в “jetz” Рюма[7]. Хилдер, говоря о сейчас Рюма, ставит его не только в временную парадигму: сказанное “сейчас” тут же становится “тогда”, но и в пространственную - имеется ввиду ассиметричность глобального развития, т.е. есть страны более или менее созвучные с современностью.

Если в работах конкретных поэтов мы видим непрозрачность печатного знака и его сделанность при помощи той или иной технологии набора - печатная машинка или буквы набороной кассы, то в случае IDN становятся видны слои дата центров с огромными, никогда не прекращающими работу серверами,  оптоволокно, по которому идет интернет до wi fi раутеров и, танталовые шахты в Конго, где добываются ископаемые, из которых впоследствие будет сделан уровень харда. Где-то в этом же негативном пространстве и те детали, которые закончили свой срок службы и занимают, наверное куда большую, нежеле площадь датацентра - площадь свалки.

JODI критикуют устаревший интернет протокол HTTP (Hypertext Transfer Protocol) за его центризм и недистрибутированность: информация храниться на конкретном сервере, и если он перестаёт работать - результатом поискового запроса становится ошибка 404: найдено. IFPS использует систему схожую с битчейном - в каждом случае изменения информации в файле - меняется хеш, его зашифрованное имя. Интересно отметить, что хэш в данном случае шифрует содержание файла, те становится идеальным именем отражающим содержание цифровой вещи. Кроме того, данные полностью дистрибутированы между работающими машинами и не зависят от работы или неработающих конкретного сервера.

“Впрочем, уже сегодня этот вопрос ставится в связи с различными видениями будущего веба: так, децентрализованное хранилище данных Swarm, основанное на технологии «блокчейн», предлагает скорее пористую «философию» глобального цифрового мира, а функционально аналогичная ему, но иначе реализованная Межпланетная файловая система, InterPlanetary не разрешенное сочетание System, — скорее рассеянную”.http://www.colta.ru/articles/raznoglasiya/11653

Глифы помещены в таблицу, которая указывает IDN в Unicode, DNS в ASCII, естественный язык (гуджаратский, и (носу, или сычуаньский), силлабика канадских индейцев (инуктитут, карриэр, кри, атабасский, оджибве, дене), монгольский, тамильский, тибетский, объединенные идеограммы китайского, корейского и японского), кодировку в Unicode, кодировку в HTML, графический унифицированный образ самого глифа, и возможность или невозможность его отображения в трех основных браузерах (Ghrome, Firefox, Safari). Таблица наглядно демонстрирует многослойность материальности глифа в цифровом пространстве, показывает конструкцию сборки этого буквенного объекта.

IDN буквально одним глифом не дотягивает до кириллических 33, но складывает добротный не особенно основанный на привычной графики латыни, а скорее на типографике конкретной поэзии глобальный алфавит. У каждой буквы и без прочих языковых слоев вполне хватает индексальности Канадский Мо угловат ᒧ в той же мере, что и Ми ᒥ и Ме ᒣ, округлы ᘓ, ꆪ, ꌆ, ꏏ, ꏲ как око О и монголский ноль ᠐, антропоморфны ꈸ или зооморфны ꂓ.

Выбор естественных языков - хождение по маргинальным краям Unicode, тем самым, что размываются и унифицируются глобализацией. Невнесённые, неучтённые, забытые, незамеченные и неуслышанные из-за экономической неприоритетности в мировой экономике их носителей. Стоит еще отметить, что изначально, создавая Unicode его авторы даже и не думали спросить носителей этих языков, насколько удачной кажется им идея объединения их систем письма.

Буквенные персонажи работают по четырём сценариям: кинетический, конкретный один комбинаторный, протокольный и гипертекстовый. В визуальной логике анимированного конкретного стихотворения: ꁿ, ꇭ,  ᐅ выстраивает свою копию, занимая собственными дубликатами всё доступное пространство веб-страницы (рис. 2).



(Рис 2)



(Рис 3)

ꆪ работает по кинетическому линейному сценарию одновременно на странице и в поисковой строке, выварачивая своё доменное имя в доминирующем ASCII и демонстрирую структуру HTML разметки страницы (Рис. 3). ꈸ  сообщает, что Apache функционирует нормально, вместо указания кода ошибки. у ᖽ  есть комбинаторный сюжет сначала проходит все слоты доменного имени а затем воспроизводит себя (рис. 4).



(рис. 4)

Пары ᖲ ᖳ и ꍞ ꉆ ведут себя как ноты. Канадский Мо угловат ᒧ в той же мере, что и Ми ᒥ и Ме ᒣсобирают квадрат в закладке страницы.




[1] М. Хайдеггер цит. по лекции М. Куртова “Софтвер как история идей”.






[5] Olson, Charles, Projective Verse. https://www.poetryfoundation.org/resources/learning/essays/detail/69406



[7] Jamie Hidler. Designed Words for Designed World. Designed Words for a Designed World. International Concrete Poetry Movement, 1955-1971, McGill-Queen´s University Press. (2016):194