Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Елена Ткачевская
"В поисках времени года"



М.: "Вест-Консалтинг", 2017

Поэтический мотив странствия-поиска тесно связан с пространством и временем. В своей книге "В поисках времени года" Елена Ткачевская разрабатывает этот мотив, помещая свою героиню во все четыре времени года. Человек в ее стихах предстает частью вечно обновляющейся природы. Движение, без отображения которого немыслима подлинная лирика, — это реализация пространственно-временной зависимости.
Философско-пейзажная лирика Ткачевской утверждает созидательное, "жизненное" начало. Уныния в ее стихах нет и в помине. Природа предстает в разных обличьях, но устойчивый образ весны врывается "несущимся" ветром (в противовес "застывшему" небу из стихотворения о зиме), доминирующим над прочими пейзажами:

Несется ветер над цветущим краем
Теплом весенним все озарено…
О счастье мы не так уж много знаем,
Оно нам в ощущениях дано.

Действительно, человеку можно дать все, но если он это все не любит, счастья ему не видать. Счастье приходит изнутри, и автор напоминает нам: практически все, что ввергает нас в уныние, — это результат нашего мышления, вещей, в которых мы вцепились, и образа действий, с помощью которого мы сами вводим себя в заблуждение. Жить прошлым — значит окаменеть. Отпускать, освобождаться от старого — качество, присущее мировоззрению зрелого человека:

Как легко исчезают следы на песке
От набегов волны суетливой,
И не тяжкая ноша — память нашей
прогулки у моря…

Всколыхнув воспоминания (в этом тексте слышатся отголоски японской классической поэзии), автор намекает, что прошлого не воротишь. Осознание времени как цепи "прошлое — настоящее — будущее" выражается через глагольное действие и образ набегающей воды. Старое легко стирается, настоящее предельно конкретно, а будущее, как всегда, не определено. Поиски продолжаются. Елену Ткачевскую интересуют переходные моменты. Пейзаж у нее не безмолвен — он динамичен, при том, что внешне приглушен:

Как спокойна залитая солнцем река…
Отчего же в волнении душа?
И скользящую лодку все ждет на закате
безмолвном.

Лодка — символ переправы из одного мира в другой, а также в христианской традиции означает спасение. Вспомним хотя бы ту, в которой сидели ученики на море Галилейском, когда увидели Спасителя, идущего к ним по воде… Образ плавно движущейся лодки встречается и в других стихотворениях автора, связывая друг с другом уходящие времена года:

Замаячили дни осенние
черным списком.
Заблестела Луна рассеянно
медным диском.
От беспечности и спокойствия
лодка летняя
Отплывает, веслом поскрипывая,
Ставить сети.

Для автора главное — схватить настоящий момент, показать текущее состояние. Она находится здесь и сейчас. Это лучшее, что может быть, это, как сказали бы психологи, наивысшее проявление осознанности.
Что ни говори, а именно мягкость, текучесть — свойства женской натуры. Настроение женщины подвержено переменам так же, как состояния погодных условий. Можно сказать, что атмосферные явления — более постоянная субстанция, несмотря на свою кажущуюся эфемерность:

При многократном повтореньи
лишь он один остался первым,
лишь он один остался белым,
при том, что, в сущности, холодный,
да и всего лишь — аш два о

Сначала, когда читаешь это стихотворение, настроение спокойное, ибо сходное построение второй и третьей строки убаюкивает, затем финальная строка, укороченная, как будто отпускает взглядом падающий снег. Трудно сказать, какое время года привлекает автора сильнее всего: лето, зима, весна, осень. Ее восприятие природы всегда трепетно и задумчиво: наблюдая за погодой, она размышляет о жизни, о месте человека в системе смены времен года, о гармонии человека и природы. Елена Ткачевская не только поэт, но и ученый. Именно этим можно объяснить ее философское понимание бытия.
Впрочем, философская лирика — понятие весьма расплывчатое, поскольку каждое произведение автора наполнено размышлениями о вечных человеческих ценностях. Стихотворения Елены Ткачевской не дают ответа на вопрос, нашла ли героиня свое время года. Художественное пространство в ее восприятии может быть и простором, по которому "ветер гуляет налегке", и деревенька, где "стоят избенки беспризорно". На мой взгляд, эта женщина способна одухотворить любое время года, что и демонстрирует нам своей вдохновенной и волнующей лирикой.

Ольга ЕФИМОВА