Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Юрий МИЛОРАВА



Комментарий к публикации


Ярослав Смеляков писал о “необманном небе”, но есть и потребность читателя в необманной современности (неприукрашенное нужно не только в журналистике, но и в поэзии). В современности, где снижение, но не провал, где в стихе прозаизмы, но нет ползучести прозы и лишних деталей пересказа, где обиходный и уличный, и жаргонный не мешает поэтическому языку.
Теймураз Твалтвадзе – демонстрирует стиль направленный на непредсказуемое, неузнаваемое, он и в смелом обращении к большим формам, и в возможности давать индивидуальное содержание, незнакомое звучание, строй фразы или речевые конструкции. В основе этого фантазия, Тургенев считал, что умение фантазировать лежит основе литературного мастерства.
Мне кажется, что поэтов несправедливо мало критики упрекают в том, что они хитро и упорно прячут себя от современности, от красоты и ужасов текущей жизни, скрывают себя за иронией, за речистостью или за мистическими и стилистическими красотами прошлого и забавными звоночками, игровыми колокольчиками из непонятного будущего.Уместно вспомнить Г.Лонгфелло, его философский, романтический манифест "Псалом жизни" (1838),
Нет, не Будущим манящим
И не Прошлым, что мертво,
Жить должны мы Настоящим,
В нём лишь — жизни торжество!

Теймураз Твалтвадзе хочет искать и находить высокое в том, что есть сегодня наша жизнь, не только  в её новых идеях и новой красоте, но в том числе с её потоками крови, и потоками событий из новых витков, нового современного ада, что почти невозможно вместить в сердце и сознание, даже и ко всему кажется привычного сегодняшнего человека. И тогда уже война в Украине становится не картинкой из сегодняшних новостей, а более реальным – строками из поэмы  “донецк-аэропорт”.

Ищут оперативного простора.
Пошла болтанка.
Танки вползают в огненные озёра.
Кто слышал молитву танка?

Словно икону, целуют бронь.
Свечу пудовую в ствол
Отче наш, на тя уповаю
Что они будут делать,
Когда потушат огонь,
Что они будут делать?

поле перед аэропортом -
дырявая крыша

здание -
сожжённый
тьмутораканьскый блъванъ
Русичи великая поля
Чрьлёными бэтээры прегородиша

Щиты сомкнувши,
пошли на славян...

Загрохотали, запалили
вывалили ненужные
на поле

разорвали железные сцепки
но души крепче брони
в телах засели

а снаружи - костяные метели.

Автор писал стихи в стол (много лет! – я вдумываюсь в этот факт, много лет не отчаивался, но всё-таки продолжал главный труд своей жизни.
Действительно ли в литжурналах крайне мало авторов, пишущих на современные темы так, что бы это серьёзно задевало, заинтересовывало? Происходило многое. В попытках соединить, примирить –  лирический флер, взгон , и русский мелос,  с сегодняшней изменившейся реальностью, – предпринимали и расхожие, и изощрённые приемы форматирования, на базе всевозможных литературных направлений, и стилистических векторов, - легионы пишущих и публикуюшихся.
За тенями морока аллюзий и реминисценций был изрядно стёрт остро узнаваемый сегодняшний день, утрачен и сам его блеск, и  глубинный трагизм.
Поэзия Теймураза Твалтвадзе приходит к балансу, звучание и энергичное, свежее, новое движение слова русского стиха соединено с ощущением воздуха и неуловимого, неповторимого, что подсказано сегодняшней жизнью и актуальными темами.
Хотя сделать такое,  – не то, что просто добросовестный труд, но –  на грани трудного (справедливо сказал в одном из своих выступлений перед читателями А. Межиров,– “стать поэтом практически невозможно”).
И вновь возникает это убеждение, что открытость и страсть, помноженные на свободу, на не фальшивую восприимчивость к красоте, на веру в себя – их ничем не заменить.