Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

С. В. Лавров об итогах 2018 года


На состоявшейся в МИД большой пресс-конференции Министр иностранных дел России подвел итоги деятельности российской дипломатии в 2018 году. Выдержки из стенограммы:

"В прошлом году нарастал конфликтный потенциал. В первую очередь из-за упрямого нежелания некоторых стран Запада во главе с США принять реальности объективно формирующегося многополярного мира, а также из-за их стремления продолжать навязывать свою волю посредством силовых, экономических, пропагандистских рычагов. Мы наблюдали попытки "подмять под себя" многосторонние институты, размыть их межгосударственный характер, а универсальные нормы международного права — заменить неким "порядком, основанным на правилах"…
Вызывает тревогу и стремление продвигать вне рамок международных структур различные не консенсусные инициативы, а выработанные келейно, "узким кругом избранных" решения, преподносить их как мнение всего мирового сообщества…
Не добавляли оптимизма и односторонние действия Вашингтона, направленные на слом важнейших международно-правовых инструментов обеспечения стратегической стабильности…
В этих условиях мы продолжали проводить многовекторный внешнеполитический курс, ориентированный на защиту национальных интересов Российской Федерации. Содействовали упрочению положительных тенденций на мировой арене, поиску коллективных решений, стоящих перед всеми государствами проблем на основе международного права, а в конечном итоге — стремились содействовать становлению более справедливой, демократической, представительной полицентричной модели мироустройства…
Международный терроризм терпит поражение в Сирии. Это позволило сохранить сирийскую государственность, начать переход к восстановлению экономики и возвращению беженцев…"
С. В. Лавров ответил на многочисленные вопросы журналистов.
По ДРСМД:
"…вчера (15 января — примечание редакции) были предоставлены конструктивные предложения российской стороны, которые позволяли США на экспертном уровне воочию убедиться, что из себя представляет на самом деле ракета 9 М729, которую они подозревают в нарушении параметров, установленных Договором. Однако представители США приехали с заготовленной позицией, которая заключалась в ультиматуме и состояла в требовании к нам под американским надзором уничтожить эту ракету, ее пусковые установки и все связанное с ней оборудование. Наши вопросы о том, почему американцы не хотят ознакомиться с нашим предложениями и с конкретными параметрами этой ракеты "вживую", остались неуслышанными. Остались неуслышанными и наши предложения в ответ на действия, которые мы готовы предпринять для развеивания американских опасений, получить доступ и к информации, касающейся проблем, которые мы испытываем в отношении соблюдения американцами этого Договора. Все это было отметено. Логика всех американских подходов, которые вчера прозвучали, заключалась только в одном: вы нарушаете Договор, а мы его не нарушаем. Поэтому вы в России обязаны сделать то, что мы от вас требуем, а мы ничего делать не должны. На такой позиции далеко не уедешь. Ясно, что это — проявление курса на слом всех договоренностей в сфере стратегической стабильности вслед за Договором об ограничении систем противоракетной обороны, ДРСМД является очередной жертвой. Относительно Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений у многих стран есть опасения, что и его свертывание входит в планы Администрации США. Надеемся, что это не так. Мы по-прежнему готовы работать по спасению ДРСМД.
Надеюсь, что те европейские страны, которые заинтересованы в этом может быть больше, чем кто-либо другой, также приложат усилия, чтобы не плестись в хвосте американской позиции, не принимать послушно заявления в НАТО, возлагающие всю вину на Российскую Федерацию, и игнорировать факты, которые мы представляем и готовы дополнительно представить…"
По мирному договору с Японией:
"Что означает наша позиция о необходимости для Японии привести свои подходы в соответствие с Уставом ООН? В законодательстве Вашей страны закреплен термин "северные территории". Он внедрен в целый ряд законов, включая принятый в сентябре прошлого года и увязывающий реализацию совместной инициативы Президента России В. В. Путина и Премьер-министра Японии С. Абэ о совместной хозяйственной деятельности на островах с необходимостью возврата "северных территорий". Об этом никто не договаривался. Это прямо противоречит обязательствам Японии по Уставу ООН… Так что это не предварительное требование, а стремление понять, почему Япония — единственная страна в мире, которая не может признать итоги Второй мировой войны в полном объеме.
Конечно, здесь присутствует еще целый ряд преходящих моментов. Не хочу повторяться о проблеме военно-политического союза с США, развертывании американских баз на японской территории. Все это достаточно подробно освещалось.
Наши лидеры также говорили о необходимости качественного улучшения, как Вы справедливо сказали, наших отношений во всех областях: в экономике, торговле, культуре, гуманитарной и международной сферах. Для решения любых сложных вопросов, не только по мирному договору — есть целый ряд других вопросов, подлежащих решению с нашими японскими коллегами. Конечно, необходимо, чтобы мы ощущали себя партнерами на международной арене, а не странами, стоящими по разные стороны баррикад. Но Япония присоединилась к целому ряду санкций, которые были введены в отношении России. Едва ли это вписывается в понимание формирования качественно нового уровня отношений. Япония присоединяется к антироссийским заявлениям, которые принимает "Группа семи". Япония по всем резолюциям ООН, которые интересуют Россию, голосует не с нами, а против нас…
…В практических шагах мы исходим из того, что японские коллеги со свойственным им профессионализмом будут способствовать выработке консенсусных решений…"
По ситуации в Венесуэле:
"Наша позиция заключается в необходимости избегать любого вмешательства во внутренние дела суверенных государств. На протяжении всего венесуэльского кризиса мы всячески поддерживали усилия, в том числе стран региона, по налаживанию диалога между правительством и оппозицией. Мы знаем, что этот диалог, на который рассчитывали многие латиноамериканские страны, в конечном итоге сорвался, потому что на так называемую "непримиримую" часть оппозиции влияли из-за рубежа, прежде всего из Соединенных Штатов. Это влияние и сделало эту часть оппозиции "непримиримой". Это вызывает глубокое сожаление".
По участию Бразилии в БРИКС:
"Президент Бразилии Ж. Болсонару контактировал с нашими представителями, включая Председателя Государственной Думы России В. В. Володина, представлявшего нашу страну на его инаугурации. Он подтвердил свою нацеленность на обеспечение преемственности в отношениях с Российской Федерацией и настрой на участие в дальнейшем развитии БРИКС, в котором Бразилия уже начала председательствовать в этом году".
Об аресте П. Уилана:
"…наши соответствующие компетентные органы сообщили о тех обстоятельствах, в которых П. Уилан был арестован. Его семья ознакомлена с этой ситуацией и условиями, в которых он содержится. Претензий к этим условиям не высказывается…
П. Уилан был задержан в момент конкретного противозаконного действия в гостинице…"
Об уходе американских военных из Сирии:
"Сначала было объявлено об уходе через два месяца, потом — не через два месяца, а через шесть, потом — что, может быть, этот уход задержится. Вспоминается Марк Твен, который сказал, что "нет ничего проще, чем бросить курить — я делал это много раз". Это тоже такая американская традиция".
Об "адекватных политиках" на Украине:
"Что касается критериев адекватности, то, собственно говоря, это уважение своих собственных обязательств, конституции и законов. Все, начиная с антиконституционного госпереворота, когда к власти пришли националисты и когда они стали в открытую требовать, как это сделал Д. Ярош, уничтожения или изгнания русских из Крыма, неадекватно. Нам показалась адекватной позиция П. А. Порошенко, когда он еще только баллотировался в президенты, который сказал, что будет "президентом мира". Но когда он стал руководителем украинского государства, таких слов больше не произносил, а все больше произносит воинственные заявления, обещания освободить т. н. "оккупированные территории", категорически отказывается выполнять то, под чем он сам подписался — Минские договоренности. Последующие решения, которые принимались лидерами "нормандского формата", тоже саботировались, включая разведение сил и средств в станице Луганской, Петровском и Золотом и "формулу Ф.-В. Штайнмайера" о взаимосвязи между законом об особом статусе отдельных районов Донбасса и проведением там выборов…"
О "брекзите":
"Это дело Великобритании и ее подданных, Парламента этой страны…
Мы ничего не говорим про "брекзит", хотя постоянно кто-то пишет, что Россия "потирает руки" и "злорадствует". Ничего подобного. Мы всегда говорили, задолго до того, как "брекзит" обрел очертания, что в наших интересах — единый, сильный и, главное, самостоятельный Евросоюз. Что будет, посмотрим. Естественно, мы готовы сотрудничать и с Евросоюзом, и с Великобританией, если все закончится ее выходом из ЕС".
Об отношениях с Китаем в условиях "торговой войны" США против КНР:
"Существует много спекуляций на тему того, как развиваются отношения в т. н. "треугольнике" Россия-Китай-США. Есть желающие вернуться к тем временам, когда при Президенте Р. Никсоне США пошли на нормализацию отношений с Китаем, чтобы сдерживать Советский Союз. Есть немало других желающих.
Недавно из рядов правящей партии Японии прозвучали идеи о необходимости заключения мирного договора с Россией, прежде всего, чтобы сдерживать Китай.
Когда все, что происходит в отношениях между нашими странами, пытаются рассматривать через призму "вбивания клина" в эти отношения, выискивая возможности для "растаскивания" нас по разным позициям, вызывает глубокое сожаление, потому что отражает тот самый менталитет
"или с нами, или против нас".
Россия и Китай не дружат друг с другом против кого бы то ни было. Мы дружим потому, что мы — соседи, стратегические партнеры в международных делах, у нас много общих интересов, мы одинаково видим необходимость сделать мир более устойчивым, безопасным и демократическим. Именно в этом заключается основа нашего стратегического партнерства и всеобъемлющего взаимодействия. В том числе у нас есть общий интерес не просто сохранить глобальную торговую систему, но и сделать ее более управляемой и понятной, а также менее подверженной односторонним капризам того или иного государства. Думаю, в этой области нам хватит работы на долгие годы, но мы нацелены на то, чтобы достигнуть результата…"

Министр также высказался по внутриполитической ситуации в США, о развитии Союзного государства с Белоруссией, о дальнейшем продвижении сирийского урегулирования, по курдской теме, о ситуации на Балканах, по ряду других актуальных вопросов и рассказал о приоритетах внешнеполитической деятельности России на будущее. С полной стенограммой пресс-конференции можно ознакомиться на официальном веб-сайте МИД России.