Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

НАТО: ПРЕЖНИМ КУРСОМ


Ветеран дипслужбы, ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО В. П. Козин анализирует итоги последнего (Брюссельского) саммита НАТО и высказывает свое мнение относительно того, какие последствия могут иметь принятые решения для нашей страны.

Сначала об итогах. В Брюсселе была повторена установка блока выполнять три основные задачи, изложенные ранее в его стратегической концепции 2010 года: обеспечивать коллективную оборону, кризисное регулирование и безопасность всех членов союза. Государства-члены НАТО обязались повысить степень боевой готовности, скорость развертывания, способность обеспечения продолжительности военных операций и оперативную совместимость своих вооруженных сил.
Повторена формулировка трех предыдущих саммитов о том, что политика сдерживания и обороны союза базируется на "адекватном сочетании ядерных, обычных и противоракетных вооружений". Иными словами, участники встречи на высшем уровне повторили, что этот стратегический механизм, получивший неофициальное название "чикагская триада", после саммита НАТО в Чикаго в 2012 году, будет действовать и впредь. Его острие будет направлено против России, КНР, Ирана и КНДР.
НАТО не проявило особого интереса к решению накопившихся вопросов контроля над вооружениями. Декларативно и в лапидарном виде было лишь заявлено, что организация привержена контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению. Однако это, как известно, не соответствует действительности.
Альянс сохранит американское тактическое ядерное оружие в Европе на территории пяти союзных неядерных государств в нарушение Договора о нераспространении ядерного оружия. США оставят без изменений стратегию "расширенного ядерного сдерживания", подразумевающую раскрытие ядерного зонтика над всеми союзниками по НАТО и некоторыми внеблоковыми партнерами. Американская сторона также не откажется от "соглашений о разделении ядерной ответственности", известных также как "соглашения о совместных ядерных миссиях", со своими союзниками, которые позволяют неядерным членам блока принимать участие в военных учениях с условным применением ядерного оружия, складировать реальные ядерные боезаряды на своей территории.
Будет продолжено наращивание инфраструктуры ПРО в глобальном масштабе и сил общего назначения в Европе, в том числе в формате сил быстрого реагирования и объединенного оперативного соединения высокой готовности. Наряду с США, активно продолжающими развертывание глобальной системы ПРО морского и наземного базирования, Североатлантический союз утвердил новую комбинированную силовую структуру: "Интегрированная противовоздушная и противоракетная система НАТО", в которой оперативно объединены радиолокационные, командно-штабные и ударно-боевые компоненты ПВО и ПРО. В частности, стало известно, что морской противоракетный компонент блока будет развиваться, по меньшей мере, до 2075 года! Государства, представленные на саммите, договорились и о разработке "всеобъемлющей политики НАТО в области космоса".
На это направлена и инициатива под названием "4 по 30" по обеспечению оперативной готовности вооруженных сил стран блока, которая предусматривает, что к 2020 году союзники должны располагать 30 механизированными батальонами, 30 авиационными эскадрильями и 30 боевыми кораблями, готовыми к использованию в течение 30 дней. На саммите она получила новое уточнение: формулировка "готовыми к использованию в течение 30 дней" теперь стала звучать как "готовыми к использованию в течение 30 дней и в более короткие сроки". Одновременно на саммите было объявлено о начальном оперативном потенциале "воздушной мобильности быстрого реагирования".
Сняты дипломатические и пограничные формальности с целью облегчения пересечения межгосударственных границ вооруженными силами блока по суше, воздуху и по морю в течение пяти дней к концу 2019 года с возможностью последующего сокращения этого срока для оперативной переброски дополнительных подкреплений.
Североатлантический союз заявил о повышении своих разведывательных возможностей, в том числе путем проведения глубокой стратегической разведки.
Саммит закрепил стремление к расширению сотрудничества альянса с Финляндией и Швецией в районе Балтийского моря, что может быть интерпретировано как очередной шаг к их вовлечению в НАТО, а также с другими партнерами в зоне Средиземного и Чёрного морей, Западных Балкан.
В публичных заявлениях в ходе саммита и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, и верховный главнокомандующий вооруженными силами НАТО в Европе генерал Куртис Скапаротти сделали явный "юго-восточный акцент" — на усиление военной составляющей в блоке со стороны Румынии, где создана многонациональная рамочная бригада для обучения сухопутных войск стран НАТО. Итоговый документ признал "существенное усиление присутствия и деятельности НАТО" в зоне Чёрного моря. Складывается впечатление, что альянс намерен уделять южноевропейскому направлению повышенное внимание — очевидно, из-за украинского фактора.
Признав наличие ряда глубоких разногласий между его участниками, в том числе по проблемам повышения военных расходов, экологии, торговли и миграции, Йенс Столтенберг особо выделил первый вопрос. На его решении постоянно настаивает американский президент.
По утверждению генсека НАТО, в текущем году пять стран-участниц вышли на запланированный рубеж в два процента от ВВП, который должен быть достигнут к 2024 году всеми государствами блока. Такой показатель уже превзошли или достигли: США (3,5 процента); Греция (2,27), Эстония (2,14), Великобритания (2,10) и Латвия (2 процента). К концу 2018 года на обозначенный уровень также выйдут Польша, Литва и Румыния, которые вплотную приблизились к двухпроцентному уровню: по состоянию на июль они расходовали на оборону соответственно: 1,98, 1,96 и 1,93 процента от ВВП.
Пока не все члены альянса дали четкие обязательства на этот счет. Среди активно сопротивляющихся давлению Белого дома из 12 государств значится ФРГ. Ее министр обороны Урсула фон дер Ляйен на встрече с журналистами, отвечая на вопрос, когда Берлин планирует поднять планку своих расходов на военные цели (в текущем году они составляли 1,24 процента от ВВП), отшутилась, что за остающийся шестилетний период выхода на обозначенный крайний рубеж немецкое руководство не может с большой точностью рассчитать объем даже самого ВВП, не говоря уже о процентах на военные нужды от его показателей.
В рамках саммита Дональд Трамп завел разговор о выделении на военные цели уже не двух, а четырех процентов от ВВП, но этот показатель в итоговом документе встречи зафиксирован не был. Настроение целого ряда государств в НАТО, которые начинают испытывать раздражение от напористости американского президента, передал председатель Европейского совета Дональд Туск, который открыто заявил: "Дорогая Америка, уважай своих союзников. В конце концов, их у тебя не так уж много".
Не было проявлено единства в рядах блока и на другом "расходном" направлении: до настоящего времени чуть более половины государств-членов НАТО выполняют решения уэльского саммита 2014 года о расходовании 20 процентов оборонных трат на разработку основных видов вооружений и военной техники, включая связанные с ними НИОКР. К 2024 году не все, а только 24 страны НАТО в соответствии с их национальными планами выйдут на рекомендуемый процентный показатель.
И все же, несмотря на разногласия, общий стратегический курс остается прежним. Что все это означает для России?

(Окончание материала В. П. Козина читайте в следующем номере "Нашей Смоленки")