Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ОЛЬГА МИТРОХИНА


студентка КубГУ


РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ТРАДИЦИИ


Впервые Лихоносовские чтения состоялись в прошлом году по инициативе литературного критика, главного редактора журнала “Родная Кубань” Юрия Павлова и декана журфака КубГУ Валерия Касьянова. Сегодняшнее мероприятие создаёт своего рода традицию. Оно уникально тем, что в нём участвует сам Виктор Иванович. Кто такой Лихоносов, студентам факультета журналистики объяснять не нужно, ведь его творчество изучается в рамках дисциплины “Русская литература 20 века”, да и сам он является почётным и частым гостем университета. В этом году конференция состоялась 1 июня.
Первый летний день. Десятый час утра. Подходишь к факультету журналистики в предвкушении этого дня, ведь готовиться к чтениям начинают за несколько месяцев. На входе стоят улыбчивые волонтёры и ждут гостей. Первая мысль: “Интересно сегодня встретить и послушать людей, с творчеством которых знакомишься на занятиях”. Поднимаешься на второй этаж и видишь, что в ожидании не ты один. В прошлом году одна из больших аудиторий была названа именем Лихоносова. Около неё стоят толпы студентов, которые пришли пораньше, чтобы занять места. Там же выставлены несколько столов с книгами и фотографиями Виктора Ивановича. В аудитории царит атмосфера настоящего праздника: много цветов, участники в красивых нарядах, плакаты в честь мероприятия, а в конце аудитории огромный, на всю стену, баннер с фотографией, краткой биографией и цитатой Лихоносова: “Литература — это моё счастье”.
На часах десять. Наконец появляется главный виновник торжества, конференция начинается.
С первым словом выступает Валерий Касьянов — декан факультета журналистики:
“Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно поздравить вас с участием во Второй Международной конференции, посвящённой творчеству нашего великого писателя — Виктора Ивановича Лихоносова. Я хочу сказать, что этот год прожит не впустую. Мы договорились с министерством культуры Краснодарского края, что со следующего года наша конференция войдёт в список основных культурных мероприятий региона. И станет ежегодной под патронажем администрации края”.
Депутат Государственной Думы РФ Николай Осадчий говорит:
“Дорогие друзья, я хотел бы поприветствовать вас от состава Государственной Думы, прежде всего, от тех, для кого слова “патриотизм”, “духовность”, “Россия” не являются внешними словами, а являются внутренним содержанием жизни, деятельности и всех устремлений. Для меня в чём сила Кожиновских, Селезнёвских, Лихоносовских чтений, в которых я участвую? А в том, что здесь звучит прекрасное русское слово. В том, что здесь можно искренне, откровенно говорить на темы, которые не могут не волновать каждого русского человека, и в том, что именно здесь происходит такое наполнение, насыщение и желание в чём-то совершенствоваться”.
Уже второй раз на конференцию приехала Лидия Сычёва — прозаик, публицист, главный редактор литературного журнала “МОЛОКО”:
“Долгое время, работая политическим журналистом, я видела разных людей: в Государственной Думе, в Совете Федерации, в правительстве, среди военных, предпринимателей, деятелей культуры. И теперь уже в свои годы могу подвести некий итог. Я могу сказать, что самые лучшие люди, которые мне встретились в жизни, — это были люди литературы. И Виктор Иванович — один из них”.
Речь Лидии Андреевны в основном адресована студентам:
“Я хочу пожелать вам следующего... Где бы вы ни работали, в какой сфере журналистики, сохраните, пожалуйста, любовь к русскому слову, к русскому языку и к родной земле. Только это делает художника, писателя, журналиста, да любого человека нужным своему народу. Всё остальное не имеет значения... Русское слово россиянин-журналист предавать не должен...”
Лидия Сычёва признаётся, что общего с Виктором Ивановичем у неё очень мало, но главное, что их объединяет, — это любовь к красоте, к русской истории и к жизни.
Из Москвы на чтения приехал главный редактор “Роман-газеты” Юрий Вильямович Козлов. В своём докладе он рассматривает традиции в творчестве Виктора Ивановича и современную российскую литературу. По его словам, Лихоносов и другие авторы “деревенской” прозы видели жизнь глазами народа, ощущали его боль, даже иллюзии, как свои собственные. Всё, невысказанное людьми, они отражали в своих произведениях, поэтому и получали признание. Юрий Вильямович утверждает, что именно это отличает их от многих современников. Поэтому и произведения этих авторов становились классическими уже при их жизни.
“Это уникальный творческий метод, который невозможно получить, с ним нужно родиться. У Лихоносова, Белова, Можаева, Распутина это было в каждой строчке. Ничего, кроме русского, они не могли сочинить...” — поясняет он.
Из творчества Лихоносова Козлов выделяет роман “Наш маленький Париж” и отзывается о нём так:
“...читается на одном дыхании, потому что правда в нём не вымышленная, а лёгкая, естественная, как воздух, которым дышишь...”
По мнению главного редактора “Роман-газеты”, традиция должна быть на одной волне с самоощущением народа, что и отразилось в творчестве классика.
“Ну, а теперь изюминка!” — произнёс Валерий Васильевич Касьянов и передал слово главному гостю — Виктору Ивановичу Лихоносову.
После громких аплодисментов в зале наступила тишина. “Я ради вас пришёл, не ради себя!” — начинает Виктор Иванович, и все присутствующие в аудитории отвечают ему улыбкой. В своей речи Лихоносов в основном обращается к студентам, называя их ласково “дети”, “детки”, “детишки”.
Он говорит, что специально медленно пишет свои произведения, так как живёт этим. Живёт воспоминаниями и боится расстаться с ними. Самый ценный совет, который даёт Виктор Иванович, — нужно следить за своей душой.
“Вот когда мгновенно что-то рождается в душе, не надо это терять, потом не восстановишь никогда... Когда вам захочется, сразу же пишите, а если не хочется — не нужно мучиться. Все фразы есть в душе, и писать надо тогда, когда есть желание. Это как хочешь идти на свидание — иди, обнять женщину хочешь — обнимай. Так же и письмо. Просто следите за собой, за своей душой...”
Лихоносов старается донести до публики, что писатель не должен специально сидеть за листком бумаги и пытаться что-то написать.
“Человек никак не может быть до конца свободным, когда сидит и пишет. Не правительство тому виной и не жена, которая ревнует, нет. Просто бумага тебе мешает. А когда ты без неё, в тебе всё рождается как по-божески. Вот этого надо добиваться, чтобы это одиночество души мгновенно так, как пух, опускалось на бумагу. Вот в этом и есть мастерство”.
Во время своего выступления Виктор Иванович рассказывает истории из своей жизни, делится чувствами, переживаниями, мыслями. От такого искреннего общения с читателями обстановка превратилась из официальной в тёплую, домашнюю. В завершение писатель читает несколько глав из одного своего произведения. Аудитория внимательно слушает его. В голове крутится мысль: “Это исторический момент — присутствовать на чтениях самого Лихоносова — великого классика литературы”.
Во второй части конференции с докладами выступают и студенты факультета журналистики. Например, одна из учащихся 1 курса Виктория Тищенко рассказывает о теме казачества в творчестве писателя.
Руководитель Краснодарской краевой писательской организации Светлана Макарова подготовила доклад, посвящённый роли литературы в жизни молодёжи.
“Без литературы не может быть человека, а без русской литературы не может быть России, поэтому так важно сегодня оценивать состояние языка и литературы...” — начала писательница.
Она подчёркивает, что молодёжь очень зависит от гаджетов, которые разрушают молодое сознание. Он призывает воспитывать эстетический вкус. Потеря обществом интереса эстетике, чему способствуют современные технологии, неизбежно ведёт к животному началу.
“Лишённый эстетического вкуса, а, следовательно, духовно и нравственно не развитый субъект уже спускается по ступенькам расчеловечивания, — отмечает Светлана Макарова. — Конечно, нельзя опускать руки, мы должны бороться за наших детей. И у нас есть мощнейшее средство, излечивающее дикость и останавливающее процесс расчеловечивания, — это, конечно, книги. Если им найдётся место среди игрушек, гаджетов и прочих”.
Светлана Николаевна перечисляет множество книг, которые способствуют пониманию любви как самопожертвования. Среди них роман Виктора Лихоносова “Наш маленький Париж”.
Последней частью научно-практической конференции стала дискуссия. Обсуждали проблемы, связанные с журналистикой, литературой, критикой, историей. Виктор Лихоносов поднял очень важный вопрос — освещение Дня славянской письменности, Дня Кирилла и Мефодия.
“Вы почувствовали, что этот день был? Газеты раскрыли — вы что-нибудь нашли? Телевидение включали местное — вы что-нибудь увидели? Вы вообще чувствовали, что это День славянской письменности? Этот день в такую эпоху, когда с Запада веют такие гадкие ветры, идёт угроза, идёт идея разрушения всего русского, всего национального... Вы почувствовали его в крае?” Вот один из примеров, какие важные проблемы обсуждаются во время дискуссионной части. В этот раз её продлили на полчаса, так как в прошлом году часа для обсуждения злободневных вопросов не хватило.
Пять часов вечера. Конференция, ставшая уже доброй традицией, окончена. На протяжении семи часов обсудили столько тем! Чтобы осознать всё сказанное, потребуется много времени. А впереди подготовка нового сборника научных статей, который пополнит историю Лихоносовских чтений.