ВАСИЛИЙ ЧИРИКОВ
член совета Пушкинского музея
ПУШКИН ПИШЕТ МАТЬ
Мы рождены для вдохновенья...
А. С. Пушкин
А. С. Пушкин
В этом году исполняется 195 лет этой картине. Поэт, находящийся в южной ссылке, трудился над второй главой “Евгения Онегина”. И над своей родословной — родословной Ганнибалов.
И вот какой шедевр его пера рисовальщика мы находим в его черновиках. Если первую главу Александр посвятил своему родному брату Льву, то очередную, как видим, матери — его поэтическая лира звучит на материнский лад! (архив “ПД”, № 834, л. 36 об.).
Светокопия любезно прислана по ходатайству “Союза журналистов России” (Грязева 3. Я.) в адрес музея А. С. Пушкина села Новая Усмань.
И вот какой шедевр его пера рисовальщика мы находим в его черновиках. Если первую главу Александр посвятил своему родному брату Льву, то очередную, как видим, матери — его поэтическая лира звучит на материнский лад! (архив “ПД”, № 834, л. 36 об.).
Светокопия любезно прислана по ходатайству “Союза журналистов России” (Грязева 3. Я.) в адрес музея А. С. Пушкина села Новая Усмань.
Она любила Ричардсона
Не потому, чтобы прочла,
Не потому, чтоб Грандисона
Она Ловласу предпочла...
Не потому, чтобы прочла,
Не потому, чтоб Грандисона
Она Ловласу предпочла...
Это заревые строки о героине романа. Кто из нас не помнит пушкинского начала о Татьяне, когда поэт “впервые именем таким // Страницы нежные романа...” решился освятить!
Так вот и мы впервые после полувекового поиска Образа матери в картинной галерее сына решаемся произнести, что здесь Творец изваял Надежду Ганнибал (Н. О. Пушкину!).
На рукописи сего “Александрийского столпа” — Она, которой “...рано нравились романы, // Они ей заменяли всё...”
Да! Пушкин, трудясь над строками романа, конечно, зрел вокруг толпящихся на юге дев, но как без мысли о матери остаться?!
Она, прекрасная креолка с трудною судьбою, в поэзии грешного сына места так и не нашла — так утверждали исследователи до нас.
Надежда Ганнибал... Уж книжки многие о детстве её написаны, но вот в лик Божественный ни одному из авторов не удалось взглянуть — её узнать.
Так вот и мы впервые после полувекового поиска Образа матери в картинной галерее сына решаемся произнести, что здесь Творец изваял Надежду Ганнибал (Н. О. Пушкину!).
На рукописи сего “Александрийского столпа” — Она, которой “...рано нравились романы, // Они ей заменяли всё...”
Да! Пушкин, трудясь над строками романа, конечно, зрел вокруг толпящихся на юге дев, но как без мысли о матери остаться?!
Она, прекрасная креолка с трудною судьбою, в поэзии грешного сына места так и не нашла — так утверждали исследователи до нас.
Надежда Ганнибал... Уж книжки многие о детстве её написаны, но вот в лик Божественный ни одному из авторов не удалось взглянуть — её узнать.
Она в горелки не играла,
Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех...
Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех...
А вот напев желанный сына ещё за два года до картины сей: стихи Чаадаеву (1821):
В стране, где я забыл тревоги прежних лет
Для сердца новую вкушаю тишину.
В уединении мой своенравный гений
Познал и тихий труд, и жажду размышлений.
...Ищу вознаградить в объятиях свободы
Мятежной младостью утраченные годы
И в просвещении стать с веком наравне.
Богини мира, вновь явились музы мне
И независимым досугом улыбнулись;
...Старинный звук меня обрадовал — и вновь
Пою мои мечты, природу и любовь,
И дружбу верную, и милые предметы,
Пленявшие меня в младенческие леты,
В те дни, когда, ещё не знаемый никем,
Не зная ни забот, ни цели, ни систем,
Я пеньем оглашал приют забав и лени
И царскосельские хранительные сени.
Для сердца новую вкушаю тишину.
В уединении мой своенравный гений
Познал и тихий труд, и жажду размышлений.
...Ищу вознаградить в объятиях свободы
Мятежной младостью утраченные годы
И в просвещении стать с веком наравне.
Богини мира, вновь явились музы мне
И независимым досугом улыбнулись;
...Старинный звук меня обрадовал — и вновь
Пою мои мечты, природу и любовь,
И дружбу верную, и милые предметы,
Пленявшие меня в младенческие леты,
В те дни, когда, ещё не знаемый никем,
Не зная ни забот, ни цели, ни систем,
Я пеньем оглашал приют забав и лени
И царскосельские хранительные сени.
Конечно, это ОНА, не отходившая от сына и вошедшая в наше узнавание. Сын создал стихи-выгравировку собственной десницею; пером Ума и Сердца: подписав “Н. Г.” на Её груди! Видите!
А если всё, очерченное пушкинским пером, со вниманием пристрастным рассмотрите донизу рисунка да бретельку не скинете с левого плеча красавицы, то расшифруете дальнейшее. Вот и “О” (чуть наклонённая). Ясно поймёте: О! А из “Н” и П проявляется без проявителя фотодела.
O, Мадонна, подарившая миру поэтического Христа! О, сын, всегда помнящий о Матери. С неё начинается Родина!
P. S. А мы счастливы, что впервые вводим в научный оборот пушкинистики ещё один рисунок Пушкина опознанным образом.
А если всё, очерченное пушкинским пером, со вниманием пристрастным рассмотрите донизу рисунка да бретельку не скинете с левого плеча красавицы, то расшифруете дальнейшее. Вот и “О” (чуть наклонённая). Ясно поймёте: О! А из “Н” и П проявляется без проявителя фотодела.
O, Мадонна, подарившая миру поэтического Христа! О, сын, всегда помнящий о Матери. С неё начинается Родина!
P. S. А мы счастливы, что впервые вводим в научный оборот пушкинистики ещё один рисунок Пушкина опознанным образом.