Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы


Константин КЕДРОВ

Вещилечьчелищев

В окруженье умеренно вянущих роз
обмирает в рыданиях лето
Гаснет радужный крест стрекозы
где Христос
пригвождается бликами света

Поднимается радужный крест из стрекоз
пригвождается к Господу взор
распинается радужно-светлый Христос
на скрещении моря и гор

Крест из моря-горы
Крест из моря-небес
Солнце-лунный мерцающий крест
крест из ночи и дня
сквозь тебя и меня
двух друг в друга врастающих чресл

*
***
*
КРАСОТА КРИСТАЛ КРЕСТА



Перспектива Павла Челищева в современной поэзии

Поэзия и живопись всегда влияли и будут влиять друг на друга. Моя поэзия неотделима от живописи моего двоюродного деда Павла Челищева.
Двадцатое столетие в России - век вынужденных семейных тайн. Когда в 1974 году я получил в наследство картины своего двоюродного деда Павла Челищева (1898-1957), на меня обрушилась лавина неприятностей в Литературном институте, где я в то время преподавал. Мало того что Павлик (так его называли у нас в семье) был потомком Калиты и Дмитрия Донского, он к тому же ещё и основоположник мистического сюрреализма за девять лет до Сальвадора Дали. Впрочем, мой двоюродный дедушка Павел называл своё направление новым романтизмом. Но это было лишь в начале, когда он ютился в труппе Дягилева и в салоне Г ертруды Стайн. Мистический сюрреализм я придумал в 2002-ом году, и термин пошёл гулять по интернету. Уточняю - Павел Челищев брат моей родной бабушки Софьи Фёдоровны Челищевой и сын моего прадеда, калужского помещика Фёдора Сергеевича Челищева. Павлик друг Джойса, запрещенного в СССР по всем статьям, художник труппы Дягилева - презренного эмигранта. Не знаю, докопалась ли Лубянка, что Павел Челищев был картографом в добровольческой армии Деникина и вычерчивал Сивашские укрепления на Крымском перешейке.
Нет, не удалось мне сохранить семейную тайну. С тех пор в Литинституте для меня начался обратный отсчет, пока дружно не навалились и не вытолкали меня на улицу с запретом преподавать и с драгоценным наследством. Жить стало не на что, и пришлось мне продать картины гениального Павлика коллекционеру из Ленинграда Шустеру за сказочную по тем временам сумму 6000 рублей, которая в годы инфляции и разрухи истаяла настолько, что я лишь успел издать в 1990 году в «Худлите» свой сборник «Компьютер любви». Так Павел Челищев помог мне выпустить первый сборник в 48 лет. А там почти каждый третий стих под влиянием его картин или ему посвящённый. Вот, например, это стихотворение 1976 года.

Нечётнокрылый Ангел Павел Челищев
(поэма о моём двоюродном дедушке Павлике)

Павел Челищев потомок Михаила Бренко ,павшего на Куликовом поле в доспехах Св. Дмитрия Донского.Он сын моего прадеда калужского помещика Жиздринского уезда Федора Сергеевича Челищева и брат моей бабушки Софьи Челищевой. В возрасте 20 лет в 1919 эмигрировал с добровольческой армией Деникина. Вскоре в Париже стал основоположником сюрреализма,часто опережая Дали. Дружил с Гертрудой Стайн и Эдит Ситтуэл. Оформлял балеты Дягелевской труппы. Сотрудничал с Лифарем и Стравинским. Картина "Ад или Феномены" подарена Третьяковке (зал 20 на Крымской наб.)

Опираясь на посох воздушный
странник движется горизонтальный
опираясь на посох горизонтальный
вертикальный странник идет
Так два посоха крест образуют идущий
Наполняя пространство в котором Христос полновесен
Виснет кровь становясь вертикальной
из разорванной птицы пространство ее выпадает
Из распахнутого чрева вылетает лоно
и чрево становится птицей над чревом парящей
Это Дева беременная распятьем
распласталась крестом
Крест висит на своей пуповине
МАРИЯ И РАМА
В том окне только странник
теряющий в посохе посох

лижет тину приплюснутый кладезный мозг
кто кормилицу взрезал
золотой поволокой
весь искромсан веселым веслом
безглагольный сиреневый шар
горломозглая рань
троекратная музыка пли
так латая тела
амбразуру прохладную лепят
и летят пустотелые
выгнув себя сквозь себя

стратосфера заревана
стая обугленных птиц
реет горло
тому отражение
в жертву
как зеркальные двери
вращается мозг
Святой теннисист держит нимб-ракетку
он играет своим отраженьем
вот мяч летит но не долетает
вот нимб сияет вот мяч летит
тогда луна перестает быть
все отрицается бытием боли
чем больше отражается
тем меньше есть
чем ближе-тем отдаленней
вот ударился о плоскость луча
вот изошел волновым светом
и одновременно раздробился до неразлечимости
речь должна быть прямой а свет бесконечным
тогда ракетка просияет вовне
теннисист поймает мяч-луч
и может быть я распознаю свой лик в Ничто
Вот мяч летит но не долетает
вот я умираю но не умру
возвратись ко мне луч
я лечу

Шел плотник неумелый с прозрачным топором
посреди дороги упал расколотый череп
мозг как хлеб преломился
вошла скорлупа в скорлупу
Вылетела птица
прилетела птица
Ты остался собой
ты стал как хлеб преломленный
Но больше всего как птица которая улетела

Как колокол деревянный
сквозь топор пустоты небесной
летит раздвоенный мозг
Пока повадырь не ведает о слепце
пока слепец бредет сквозь повадыря
оставшегося позади с беременным посохом

Мягкий тормоз грузного мозга
Вдалеке полет и полет
А за полетом где поле голо
черепаха першит глазами

Сад ослеп
обнаженные ребра
белым плугом врезаются в почву
Ларинголог заглядывает в глаза
Сад проросший плугами
мертвящая пустошь ребенка

ты стал как хлеб преломленный
но больше всего как птица
которая улетела
Как колокол деревянный
сквозь топор пустоты небесной
летит раздвоенный мозг
Пока повадырь не ведает о слепце
пока слепец бредет сквозь повадыря
оставшегося позади с беременным посохом

Эти крылья справа спереди сзади
где нечетнокрылый улетаят крыльями внутрь
это только одно крыло преломленное в эн-
пространствах
здесь тайна твоя и моя с нечетным количеством крыльев
в четырёх измереньях души
сплетают раковин уши
Не покидай меня мой ангел нечетнокрылый
чтобы летел я на крыльях высоких врат
чтобы они открывались
как складываются крылья

Святой теннисист держит нимб-ракетку
он играет своим отраженьем
вот мяч летит но не долетает
вот нимб сияет вот мяч летит
тогда луна перестает быть
все отрицается бытием боли
чем больше отражается
тем меньше есть
чем ближе-тем отдаленней
вот ударился о плоскость луча
вот изошел волновым светом
и одновременно раздробился до неразлечимости
речь должна быть прямой а свет бесконечным
тогда ракетка просияет вовне
теннисист поймает мяч-луч
и может быть я распознаю свой лик в Ничто
Вот мяч летит но не долетает
вот я умираю но не умру
возвратись ко мне луч
я лечу

А роза Г ертруды
С-тайн
стая
упала на лапу Азора
и вылезли крылья и зори
из розы из розы из розы
А РОЗА ГЕРТРУДЫ УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА
У ДУР РЕГУЛУ ГЕРТРУДУ
ЛИФАРЬ ОП ПОТРАФИЛ
НИСЯ МЯСИН
ДЯГИЛЕВ ВЕЛ ИГ ЯД
В ОКО БА НАБОКОВ
ЛЕВ АП ПАВЕЛ
ВЕЩИ ЛЕЧЬ ЧЕЛИЩЕВ
КЕДРОВ ВОРД ДЕК

Стрекоза осыпалаась
в ее пустоте
плоским молотом ветра
прибивали пустыми гвоздями
Опоясанный тернием мозг
колосился зрачками
Розы зрели в ладонях
в лозе опустелой
пел еще виноградный христос

Я вышел к себе
чере-навстречу-от
и ушел
ПОД
воздвигая
НАД

Мне говорили в то время, что это-де влияние Дали, а я помалкивал. Никакой не Дали, а мой двоюродный, а правильнее сказать - родной дедушка Павлик. Мне исполнилось ровно 14 лет, когда я получил из Италии конверт с иностранными марками, а в нем письмо от Павлика. Кто мог подумать, что ему оставалось жить всего один год. Он умер внезапно, можно сказать, и в зените славы и в зените забвения, в 1957-м, дожив лишь до 58. Его картина «Каш- каш» («Игра в прятки») собирала в 1942 году толпы зрителей в Музее современного искусства (МОМА). Рядом висела «Г ерника» Пикассо. Но по всем опросам музея публика отдавала предпочтение «Пряткам». Кроме письма в конверте была коричневая репродукция картины, которая вначале меня слегка даже напугала. Особенно неприятно было, что младенец в центре, не то висящий внутри материнской утробы, не то летящий головой вперед навстречу зрителю, - это я. По крайней мере в письмах к своей сестре, моей тетушке Марии Челищевой, только что вернувшейся из девятилетней отсидки в сталинском концлагере, Павлик пишет, что так он мистически почувствовал, что его ветвь рода Челищевых продолжается. Я родился как раз в год завершения картины в 1942-м. Родовое имение в Калужской губернии, Дубровку, Павлик покинул не по своей воле, а по личному распоряжению Ленина - выселить всех в 24 часа. Это был ответ вождя на письмо крестьян, просивших оставить моего прадеда в должности лесничего. Скорей всего именно поэтому дело оперативной проверки по статье «антисоветская пропаганда», заведенное на меня искусствоведами с Лубянки, называлось «Лесник». А в запасниках Третьяковки все еще томилась картина Павлика «Феномена», привезенная в Москву по завещанию Челищева его другом Кирштайном. Ныне она экспонируется на Крымском Валу. Об этой картине у меня другое стихотворение.

Дирижер бабочки
Дирижер бабочки тянет
в высь нити
Он то отражается то сияет
Бабочка зеркальна
и он зеркален
Кто кого поймает никто
не знает
Будущее будет посередине
В бабочке сияющей
среброликой
В падающем дальше
чем можно падать
В ищущем полета в середине
птицы

На гербе Челищевых изображено копье родоначальника Ричарда Львиное Сердце, поражающее полумесяц, - воспоминание о Крестовых походах. Есть императорская корона в окружении французских королевских лилий - память о посольстве Челищевых в Византию и приезде в Москву Софьи Палеолог, породнившей князей Московских с королевскими дворами Европы. Здесь же фанфары, возвещающие победу на Куликовом поле, где погиб в доспехах Дмитрия Донского его кузен - близнец Михаил Бренко - первый Челищев. На этом гербе явно не хватает сегодня палитры Павла Челищева.
Летом 2006-го в Нью-Йорке я участвовал в съёмках фильма о Павлике вместе с моим другом, соавтором по сценарию и продюсером Ниной Зарецкой. Побывали в трех галереях, где хранятся и экспонируются картины Че- лищева, но так и не добрались до Музея современного искусства МОМА, где в запасниках томилась легендарная «Каш-Каш». Ирония истории. Раньше в запасниках Третьяковки томилась «Феномена». Ох уж эта политика, чего только не вытворяет она с художниками. А картины, которые много лет украшали мою однокомнатную квартиру в девятиэтажке на ул. Артековской, теперь экспонируются в галерее «Наши художники», где и состоялась первая выставка Павла Челищева в России зимой 2007 года.
21 сентября к дню рождения Павла Челищева, совпадающего с днем Куликовской битвы, состоялась в Центре Русское Зарубежье демонстрация нашего фильма «Нечетнокрылый ангел» - так назвал я Павлика за эскизы к балетам Стравинского с изображением трехкрылых Ангелов.

- Ну где вы видели Ангелов с тремя крыльями, да еще растущими из груди? - спросил у Павлика Игорь Стравинский.

- А вы часто видите Ангелов? - парировал Павлик.

Эти крылья - справа - слева –
Спереди - сзади –
Это только одно крыло
Преломленное во всех
пространствах
Где нечетнокрылые
Улетают крыльями
внутрь
Не покидай меня
Мой ангел нечетнокрылый
Чтобы летел я на крыльях
высоких врат
Чтобы они открывались
Как складываются крылья.

Всю жизнь Павел Челищев искал космический модуль, связующий космос и человека в единое целое. Свое открытие он обозначил словами - ангелическая, или внутренняя, перспектива. В поэзии я назвал это словом «метаметафора». Словесный эквивалент такого видения мира, когда нутро становится космосом, а космос - нутром, можно обозначить несколькими строками:

Небо это высота взгляда
Взгляд это глубина неба
Человек это изнанка неба
Неба это изнанка человека

Расстояние между людьми
заполняют звезды
Расстояние между звездами
заполняют люди

Всё это очевидно в его картинах последнего периода, которые Челищев называл новыми иконами, или ангельскими портретами. На мой взгляд, они опережают не только XX век, но и современную живопись, уткнувшуюся в концепт и в соц-арт. Еще в 1929 году он воскликнул: «Я открыл дверь, но никто в нее не вошел!» - «Придет время, все увидят и все войдут», - сказала Г ертруда Стайн.

Недавно я понял, что ангелическая перспектива Чели- щева, возвращающая перспективу вовнутрь, есть не что иное, как палиндром перспективы Леонардо, устремленной вдаль. И тотчас возник памятник-палиндром:

ПАВЕЛ - ЛЕВ ПА
ВЕЩИ ЛЕЧЬ ЧЕЛИЩЕВ

Думаю, что без живописи Павла Челищева поэзия конца 20-го века была бы совсем другой и не достигла тех высот, на которых сегодня находится.




2

Моя нобелевская речь
или
ПРИНЦИП НЕО-ПРЕДЕЛЁННОСТИ

или ОМЕН-НЕМО

Голос - волновая природа горла
Разум - волновая природа мозга

Мысль это волновая природа слова
Слово - корпускулярная модель мысли

Время - волновой вариант пространства
Пространство это корпускулярное время

Душа волновой пакет человека
Человек сгущение Бога

Человечество - боговолновый океан

Нильс Бор уплывающий от Гитлера
В картину Гитлера Ночное море

Холокост это огненный вариант Гулага
Гулаг это ледяной вариант холокоста

Ленин это волновой Сталин
Сталин это корпускулярный Ленин

Павел Челищев - волновой Сальватор Дали
Сальватор Дали - корпускулярный Павел Челищев

Кандинский волновой вариант Малевича Малевич - корпускулярный образ Кандинского

Сезан - корпускулярный Малевич
Малевич волновая рябь от Сезана

Моцарт волновой Бах
Бах корпускулярный Моцарт

Дебюсси это Клод Моне в музыке
Клод Моне это Дебюси в живописи

Бандитизм это корпускулярная политика
Политика это волновой бандитизм

Новый Завет - волновой пакет Торы
Тора - корпускулярный Новый завет

Одисей в волнах океана - это волновой Гамлет

Цифровая экономика - вариант неопифагоризма
Програмирование - всё есть число

Аристотель - корпускулярный Платон
Сократ волновой вариант Платона

Женщина это волна мужчины
Мужчина корпускулярный утёс всех женщин

Санскрит - волновая рябь в океане речи

Ньютон это корпускулярный Эйнштейн
Эйнштейн волновой Ньютон

Мозг в черепе это орех в скорлупе
Океан в берегах это мозг в черепе

Врубель корпускулярный пакет сирени

Лифарь это мяч в волнах океана

Айвазовский адмирал всех морей

Пруст волновой пакет Льва Толстого

Троица Рублёва - волновой образ Бога

Гагарин -Икар ХХ-го века

Россия волновая тень Мироздания
Мироздания проекция всей России

Дух - волновой вариант материи
Материя -корпускулярная калька Духа

Мать Мария это Мария Дева Дева
Мария это Мать Мария

Януш Корчак это Христос сходяший во ад Освенцима

Андропов это урод материи

Синявский это Голос из хора
Даниэль это говорит Москва

Солженицын это разрешенный Шаламов
Шаламов это запрещённый Солженицын

Никон это тень от сгоревшего костра сожженного Аввакума

Космос в Гагарине это Гагарин в космосе

Бородинского сражение волновой вариант Куликовской битвы

Ньютон это формула всемирного тяготения
Циолковский это формула невесомости

Достоевский это антитолстой
Лев Толстой это больше чем Лев Толстой

Маяковский это корпускулярный Хлебников
Хлебников это волновой Маяковский

Кручёных это волновой Хлебников
Мандельштам это волновой Тютчев

Фет это волновой Шеншин

Метаметафора - это волна метафоры
Верлибр -волновой вариант силлаботонического стиха

Принцип дополнительности Нильса Бора - Принцип нео_пределённости Вернера Гейзенберга

ОМЕН-НЕМО

                                                 29 сентября 2018
                                                 г. Москва