Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы


ЕВГЕНИЙ СТЕПАНОВ



МЕРСИ



Евгений Степанов — поэт, прозаик, публицист, издатель. Родился в 1964 году в Москве. Окончил факультет иностранных языков Тамбовского педагогического института и аспирантуру МГУ им. М. В. Ломоносова. Кандидат филологических наук. Печатался в журналах "Знамя", "Дружба народов", "Наш современник", "Нева", "Звезда", "Урал", "Арион", "Интерпоэзия", "Юность", "Волга" и во многих других изданиях. Автор нескольких книг стихов и прозы. Живет в Москве и поселке Быково (Московская область). Главный редактор журнала "Дети Ра" и портала "Читальный зал". Лауреат премии имени А. Дельвига и премии журнала "Нева".



ГОРОД

Послать бы всех к Аллаху,
Уехать за Урал,
Рвануть в сердцах рубаху
И крикнуть: "Я устал!"

Устал от мелких стычек,
Глаз, что глядят хитро,
От потных электричек
И рвотного метро.

В эфире извращенцы,
Сосед горазд бухать.
И гром гремит, как немцы,
И крыса жрет сухарь.

2007, 2018



ДВА БЫВШИХ ПРИЯТЕЛЯ

Может быть, ребята спятили,
Или просто мудаки.
Предали меня приятели
За смешные медяки.

Впрочем, не желаю нервничать
Из-за вечных передряг.
Если я такой доверчивый,
Значит, я и сам мудак.

2018

 



ХУЛИГАНСКИЕ СТИХИ,
КОТОРЫЕ АВТОР ПОСВЯТИЛ САМОМУ СЕБЕ

Жизнь по-боксерски энергична,
Но ты не рохля, не изгой.
А баба — это электричка;
Одна ушла — дождись другой!

И не хандри! За все на свете
Тверди спокойное "мерси"!
И помни постулаты эти —
Не верь, не бойся, не проси!

2001, 2017



ЦИВИЛИЗАЦИИ

пауки
плетут всемирную паутину

муравьи
строят муравейники-небоскребы

пчелы
запасают тонны целебного меда

цивилизация насекомых
бросает вызов цивилизации людей
которые по-прежнему обожают убивать друг друга



ДВОЕ

и вот
мужчина и женщина
стали единым целым

смерть
потерпела еще одно пораженье

 



ГЛАВНОЕ

каждое слово
может оказаться последним
простите



НЕСКОЛЬКО СЛОВ

проигранная пластинка
проигранная жизнь
звук — тема — память



ВЗГЛЯД

Жизнь как долгое прощание с жизнью.



СЕРДЦЕ

больно — сердце — я ложусь — как когда-то мама — в метро



И

и — девочка-травинка
и — слово неутраченное нежность
и — эрос растворившийся в пространстве



МАМА

Мама умерла — все, ты больше никому не нужен.



ТАКОЙ ПОЭТ

Душа, которой необязательно прятаться в рифму.



* * *

провинциальный городок — загадочный — теперь —
 как заграница.



ТРИ ЧЕЛОВЕКА

одному
президентский грант

другому
поцелуй в макушку от Бога

третьему
шиш с маслом

все трое
зачем-то нужны

 



ТО, ЧТО УМЕЮ

оживлять — во снах —
тех кого люблю и — казалось бы — уже ушли из жизни
жить — одновременно — в разных странах
смешить своих интернациональных внуков
видеть то что прекрасно
не замечать то что уродливо
идти вперед

а больше я ничего не умею



БАЛКАНЫ

пороховая бочка Балкан
стала для меня счастливой бочкой Диогена
из которой так не хочется вылезать



СОЛНЦЕ

Я сижу на балконе
и вижу, как красное, круглое солнце
садится в горах.

Почему я не художник?



СЕРДЦЕ

а все-таки
я писал не авторучкой а сердцем
поэтому оно устало



БОЛЬ

Я болею, значит, я не прав.



ТЫ

На каждом шагу предательство.
На каждом шагу любовь.
Что ты увидишь?



РАЗНЫЕ ЛЮДИ

один
научился ботать по фене

другой —
смотреть на звезды

один
научился копить деньги

другой —
раздавать их

один
научился убивать людей

другой —
спасать

и вот эти двое встретились
и стали разговаривать

 



МЕМУАРЫ

А. М.

Ты помнишь, Алина, дороги Чикагщины,
Пьяных замечательных мексиканцев,
Которые по ночам пели свои зычные песни,
Нашу квартирную хозяйку польку Агнешку,
Которая не хотела отапливать дом,
Экономя на нас,
Русских эмигрантах,
Китайские буфеты (кафе),
Где мы объедались за 8 долларов,
Большие современные залы,
Где мы выступали с тобой для пяти-десяти человек,
Набожного Исаака, который рассказывал нам про гиюр
И другие тонкости Иудаизма,
Ты помнишь, Алина, великое озеро,
С которого дули холодные ветра эмиграции,
АРТ-институт,
Где мы восхищались Кандинским и Ротко,
Каток в центре города,
Где мы катались на коньках,
Небоскребы,
Которые запомнили мрачную походку Аль Капоне?

Ты помнишь, Алина, чужой город,
Который дал нам теплый приют?

…Я пишу тебе это письмо
Из теплой и нежной морской страны,
Из старинного города, которому три тысячи лет,
В этом городе не надо отапливать жилье,
Здесь и так очень жарко.
Но мне все равно иногда бывает холодно.
Потому что ты сейчас очень далеко.



ЛЮБИМАЯ ДОРОГА

А. Тимофеевскому

Пречистенка
Большой Левшинский
Еще кое-где сохранились старые прекрасные
 деревянные дома
любимая дорога
к другу-поэту

и стол накрыт
и души — летящие друг к другу —
отрыты настежь

и звучат стихи
Пастернака и Мандельштама
Галича и Тарковского…

и — пьяный от стихов —
я возвращаюсь домой
в родное аэропортовское "гетто"

и говорю сам себе:
как же прекрасен мир
когда ты умеешь видеть то
что прекрасно



СЛОВА

деревянные слова
железные
алюминиевые
и
вдруг
иногда
так все-таки бывает
человеческие



СОСТОЯНИЕ

Лежу на диване
Гляжу в потолок
Ни о чем не сожалею



* * *

потом я бы хотел быть дачной травой
по которой ходят голыми нежными ступнями
 мои дети и внуки