Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

НОВАЯ ОДЕССКАЯ ПРОЗА



Евгений Голубовский


Десять лет назад, когда при Всемирном клубе одесситов возникла литературная студия "Зелёная лампа", мне казалось, что в городе все литераторы пишут стихи, лирические, иронические, бардовские песни…
В 2010 году вышла первая книга, изданная "Зелёной лампой". И естественно, это были стихи. Первой удостоилась чести быть изданной оказалась Алёна Щербакова. Затем в 2011 году коллективный сборник студийцев – "Сто", где были напечатаны 100 лучших на тот момент стихотворений. Такая ситуация сохранялась до 2017 года, когда впервые мы выпустили сборник прозы "Пока Бог улыбается", состоявший из 17 рассказов наших студийцев.
Стимулировали работой над прозой и проект романа-буриме "Не судите чёрных овец", осуществлённый студией совместно с редакцией "Вечерней Одессы" (роман уже издан книжкой), и конкурс короткого рассказа "192 слова", где объём текста подчинился количеству ступеней Потёмкинской лестницы.
Недавно в рамках книжного фестиваля "Зелёная волна – 2018" мы провели вечер Новой одесской прозы. В нём приняли участие семь прозаиков, но это было связано с форматом вечера, а могли бы прочитать свои произведения 15-17 авторов.
Давайте вспомним, что расцвет советской прозы двадцатых годов во многом связан с именами одесситов. Это Бабель и Олеша, Ильф и Петров, Славин и Катаев, Казачинский и Паустовский. Отсутствие издательств и журналов в Одессе заставило всех их переехать в Москву. Но и там они ощущали себя послами вольного города. А потом пауза в десятилетия. Пожалуй, лишь с появлением Аркадия Львова на карте советской прозы вновь появилась Одесса. Медленно из андерграунда пробивались тогда имена прозаиков. Ирина Ратушинская, Сергей Рядченко, Сергей Четвертков…
И вот новая волна. Им присуща постмодернисткая стилистика, у них плотный текст, коллажное построение сюжета, ирония и самоирония. Но важно, что для них отсутствуют идеологические табу. У многих из них уже вышли книги – в Киеве, Одессе, Москве. Они пишут романы, но не чураются и рассказов. Им есть что сказать новому читателю.
Мне приятно представить 9 авторов – студийцев "Зелёной лампы" читателю "Южного Сияния".