Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Зарубежная поэзия. Наследие


ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО УОЛЛЛЕСА СТИВЕНСА

Уоллес Стивенс родился 2 октября 1879 года в городе Рединг, штат Песильвания (США). Он стал вторым из пяти детей Гарретта Бэрклоу Стивенса, сына фермера, и Маргареты Катарины Целлер-Стивенс, дочери сапожника. Оба его родителя были немецко-голландского происхождения и были школьными учителями. Чуть позже отец выучился на юриста и сменил поле деятельности. Родители были благочестивыми протестантами, представителями крепкого среднего класса. Закончив среднюю школу в Рединге, Стивенс поступил в Гарвард, где проучился три года, а затем в Нью-Йоркскую Школу Юстиции. В это время он уже писал стихи и даже пару из них опубликовал в университетских изданиях. По окончании юридической школы, с 1903 по 1915 годы, Стивенс проработал в различных адвокатских и страховых конторах. А затем перешел в компанию «Страховка от несчастных случаев, Хартфорд», в которой служил до конца жизни. В 1909 году Стивенс женился на Элси Молл, девушке столь ошеломляющей красоты, что она стала моделью для десяти- и пятидесятицентовых монет с изображением головы статуи Свободы. Молодые люди познакомились пятью годами ранее. В мае 1916 г., по служебной необходимости, семья переехала в Хартфорд (штат Коннектикут), где и осталась, и где появилась на свет их единственная дочь Холли.
Кроме двух рукописных тетрадок довольно традиционной и сентиментальной поэзии, которые он подарил Элси на дни рождения в 1908 и 1909 г., Стивенс, очевидно, оставил занятия литературой, погруженный в свою деловую карьеру. Катализатором его возврата к поэзии было возобновление дружбы с Уолтером Конрадом Аренсбергом, земляком-пенсильванцем из Питтсбурга, близким товарищем по Гарварду. Благодаря Аренсбергу Стивенс начал общаться с группой художников и литераторов, включая поэтов-авангардистов Мину Лой, Уильямса Карлоса Уильямса и французского художника Марселя Дюшана. В этот период Стивенс написал ряд коротких стихотворений верлибром, многие из них — символические и/или празднично-изобразительные, что выражало его очевидное удовольствие от свободной игры воображения, а также более протяженные, более медитативные стихотворения, в основном — белым стихом. Он добился значительного успеха, опубликовав свои работы в таких ведущих литературных журналах, как «Поэзия» и «Другие». В 1922 г. он предложил том своих работ престижному издательству Альфреда А. Кнопфа, и книга, названная «Гармония», была опубликована в сентябре 1923 г., незадолго до его 45-го дня рождения. Книга не привлекла особого внимания, и Стивенс в течение нескольких последующих лет сосредоточился на воспитании дочери, карьере и проблемах со здоровьем. Он практически не писал стихов между 1923 и 1930 гг. Затем небольшой всплеск сочинительства привел к расширенному переизданию «Гармонии», после чего Стивенс снова замолчал на несколько лет. В 1934 г. стихотворчество Стивенса возобновилось, но на этот раз ему суждено было продолжаться все двадцать оставшихся лет его жизни. «Идеи Порядка», сначала изданные ограниченным тиражом в 1935 г., имели большой успех годом позже, когда Кнопф выпустил книгу коммерческим изданием — и послужили основанием для признания Стивенса значительным поэтом. За «Человеком с голубой гитарой» (1937), содержащим два длинных цикла стихотворений, последовали два основательных сборника в 1942 и 1947 годах. Несмотря на заметную философскую ориентацию творчества Стивенса, его подход продолжал все с большей определенностью приближаться к выраженному в заголовке последнего стихотворения в его последнем сборнике: «Не идеи о вещах, но сами вещи».
В последние годы своей жизни Стивенс был удостоен нескольких титулов почетного доктора и нескольких литературных премий. «Осенние Авроры» (1950) заслужили Национальную книжную премию, в те времена считавшуюся более престижной, чем премия Пулитцера. Его «Избранные стихотворения» (1954), опубликованные к семидесятипятилетию поэта, принесли ему и Национальную книжную, и Пулитцеровскую премии. 2 августа 1955 года, точно за два месяца до своего семидесятишестилетия, Уоллес Стивенс умер от онкологического заболевания. Его творчество неизменно востребовано последние пятьдесят лет, множатся биографические и критические исследования, и его привычно ставят в один немногочисленный ряд с Фростом, Элиотом, Уильямсом и Паундом как одного из гигантов американской поэзии первой половины двадцатого века.
На русском языке стихотворения Уоллеса Стивенса выходили в переводах Г. Кружкова, Б. Ривкина, В. Британишского. Ниже представлена подборка избранных стихотворений поэта в моих переводах.

Анна БОЧКОВА