Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

НОВОЕ СУПЕРОРУЖИЕ РОССИИ: АДЕКВАТНЫЙ ОТВЕТ


Ветеран дипслужбы, ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО МИД России В. Козин комментирует военно-техническую часть президентского Послания Федеральному Собранию этого года, где были названы новейшие системы российского стратегического оружия.

Эта часть Послания вызвала двоякую реакцию в руководстве НАТО. Сомнительные нотки проявились в том, что показанные во время изложения Послания анимационные изображения являются, дескать, всего лишь картинками, которые не доказывают реальное существование описанных видов вооружений. Обвинительная же составляющая такой реакции заключалась в том, что Россия, мол, начала качественно новую гонку вооружений и тем самым заблокировала процесс по контролю над вооружениями. Лидеры США, Франции и Германии выразили "обеспокоенность сложившейся ситуацией" и пришли к выводу, что диалог с Россией может усложниться.
В своем выступлении перед Федеральным Собранием и в последовавшем за ним интервью американскому телеканалу NBC В. Путин подчеркнул реальный, а не виртуальный характер созданных вооружений, часть которых прошла успешные испытания, а другая — уже была принята на вооружение. При этом с российской стороны было четко заявлено, что у Москвы не было и нет планов использовать этот потенциал "в наступательных, а тем более в агрессивных целях".
Обвинения, выдвинутые в адрес России в военно-политических кругах Запада о том, что разработкой и принятием на вооружение новых образцов военной техники Москва начала качественно новую гонку вооружений и тем самым заблокировала процесс по контролю над вооружениями, не соответствуют действительности по следующим причинам.
Не Российская Федерация, а США в 2002 году в одностороннем порядке вышли из советско-американского Договора по ПРО, который ограничивал количество ракет-перехватчиков и районы их размещения для каждой из сторон. Не Россия, а Соединенные Штаты являются виновниками того, что в ходе проводившихся после этого двенадцатилетних двусторонних консультаций по вопросу введения ограничений на противоракетные средства Вашингтон отказался от создания некоей совместной или "кооперативной" системы перехвата баллистических и крылатых ракет. Не Россия, а США развернули свои противоракетные средства морского и наземного базирования на передовых рубежах в непосредственной близости от российской территории практически на постоянной основе.
Не Россия, а Соединенные Штаты, юридически не выходя из бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 года, фактически уже давно вышли из него, когда с 2001 года при проверке эффективности системы ПРО они стали использовать в качестве ракет-мишеней ракеты средней и меньшей дальности, полностью запрещенные названным договорным актом. В общей сложности по этому показателю США нарушили договор 1987 года уже 93 раза. С другой стороны, Вашингтон до сих пор так и не предъявил Москве никаких фактов его "несоблюдения российской стороной".
Не Российская Федерация, а Соединенные Штаты являются единственным государством в мире, которое до сих пор размещает ядерное оружие за пределами своей национальной территории — в Бельгии, Италии, Нидерландах, Турции и ФРГ, а также заключило "соглашения о разделении ядерной ответственности" со многими государствами Северо­атлантического союза, которые не располагают собственным ядерным оружием. Все это является обоюдным нарушением ими Договора о нераспространении ядерного оружия.
Начиная с 1945 года и по сей день, Соединенные Штаты сохраняют в своей ядерной доктрине положение о применении ядерного оружия в первом ударе. В послевоенные года они семь раз угрожали применить ядерное оружие: в пяти региональных конфликтах и двух противостояниях великих держав в периоды Берлинского и Карибского кризисов. Учитывая эти обстоятельства и принимая во внимание новую американскую ядерную доктрину, утвержденную в начале февраля 2018 года и которая расширяет список оснований для применения ядерного оружия в первом ударе, президент Владимир Путин в своем послании предупредил, что применение ядерного оружия любой мощности против России или ее союзников будет рассматриваться как ядерное нападение на нашу страну, причем, ее ответ "будет мгновенным".
Не Россия, а США создали аэродромную инфраструктуру в странах Балтии и Польше для размещения американских тяжелых стратегических бомбардировщиков‑носителей ядерного оружия, а также истребителей-бомбардировщиков "двойного назначения", то есть способных нести на борту как обычные, так и ядерные вооружения. Не Россия, а ведущие страны НАТО, включая три ядерные державы Запада (Великобританию, США и Францию), начиная с 2004 года, стали круг­лосуточно и круглогодично проводить операцию "Балтийское воздушное патрулирование" в небе Латвии, Литвы и Эстонии с использованием именно самолетов "двойного назначения".
Не Россия, а США до сих пор не ратифицировали международный Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года, а также Соглашение 1999 года об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе, который вводил лимиты на пять тяжелых видов вооружений наземного и воздушного базирования.
Не Российская Федерация придвинулась к странам НАТО, а Соединенные Штаты и их союзники по альянсу расширили его до таких размеров, что он практически вошел в соприкосновение с территорией России, и в дальнейшем в пять раз увеличили свою военную активность близ российских рубежей.
Сначала Советский Союз, а впоследствии Россия вместе с другими государствами мира предлагала договориться о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, выдвинув в общей сложности свыше 20 крупных инициатив в этой области. Но все они были торпедированы Соединенными Штатами, которые вознамерились единолично доминировать в данной сфере общей "собственности" человечества, даже игнорируя интересы своих союзников по НАТО.
Иными словами, ведущие страны НАТО во главе с США постоянно и последовательно на протяжении нескольких десятилетий сжимали вокруг России комбинированный и многослойный силовой потенциал. Хотя им удалось навязать затратную гонку вооружений Советскому Союзу, втянуть в нее Россию с помощью разного рода неблаговидных приемов, военных угроз и нарушения многих договоров по контролю над вооружениями так и не удалось. Не смогли в Вашингтоне реализовать и генеральную цель: сдержать и изолировать Россию.
Короче говоря, у Российской Федерации было и до сих пор есть слишком много оснований для принятия эффективных ответных мер. Москва даже проявила избыточное терпение, не реагируя сразу на постоянно продвигаемые в сторону российской территории дестабилизирующие системы вооружений трансатлантического альянса.
Когда Россия неоднократно обращала внимание государств Североатлантического союза на недопустимость подрыва региональной и международной безопасности, ее мнение не принималось во внимание, ее не слушали и даже не пытались слышать. Теперь же российские военно-технические новинки увидели на Западе и о них услышали. Но услышат ли там параллельный призыв Кремля, прозвучавший в Послании, обменяться мнениями о создании обновленной и перспективной системы международной безопасности? Ответа на это со стороны Вашингтона и других западных столиц пока не последовало.