Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ЛАРИСА ПУШИНА



ПОЭЗИЯ



Лариса Пушина — поэтесса, переводчик, юрист. Окончила факультет иностранных языков Хабаровского государственного педагогического университета, юридический факультет Хабаровской государственной академии экономики и права. Серебряный лауреат Национальной литературной премии "Золотое перо Руси" в номинации "Поэзия" (2013), обладатель диплома и медали "М. В. Ломоносов. За заслуги. 300 лет со дня рождения" с формулировкой "За стихотворное оформление фундаментальной географической книги" (2016). Автор манифеста о поэтическом стиле бельканто и пейзажной, философской, любовной, гражданской лирики в экспериментальных и традиционных формах.



ИСКУССТВО

Поэзия — искусство представлять прекрасное в изящных словесных формах. Чем формы изящнее, тем лучше. И чудесное содержание замечательнее ужасного. Качества смыслов, в отличие от форм стихотворений, почти всегда неопределенны. Люди разные, иногда несовместимые. Взгляды, вкусы, предпочтения зачастую противоположны. Одним читателям или слушателям стихов нравится миндаль, другим тюльпаны или гладиолусы, третьим грецкие орехи, если сравнивать впечатления от поэтических строк с появляющимися в нас благодаря хорошей литературе цветами и семенами мудрости, нежности, уважения к ближним и дальним, любви к миру, иных красот.



СИЯНИЯ ЛИЧНОСТЕЙ

В стихах отражается душа — для верующих, суть личности — для атеистов. Если не нравится человек, совершенно естественным образом не по вкусу его творчество. Не стоит удивляться этому. Стыдиться этого. Беспокоиться об этом. Стремиться привести весь мир в соответствие со своими несветлыми мнениями. Дарить негативным эмоциям, то есть тьме в нас, долгие жизни в виде устных и письменных высказываний, безуспешно (что плохо) или с успехом (что очень плохо) пытаясь разрушить чужую любовь к произведению или поэту. Тратить хотя бы несколько минут на стихи, которые не нравятся. Они не должны вам нравиться. Всего лишь, могут. Если вы как личность хотя бы в некоторой степени созвучны автору.



СМЫСЛЫ

По содержанию поэзия — все, что читатели ею считают, будь это изысканное рифмованное стихотворение о светлом или абырвалговый верлибр о тьме. Качества поэзии по смыслам неопределенны, полностью зависят от мировоззрений, настроений, предпочтений оценивающих. Высказывания знаменитостей, академиков, гениев интереснее суждений обычных людей, но объективными или определяюще значимыми для всех и они не бывают в сферах искусств и культуры. Чем большему количеству читателей стихи нравятся, тем они лучше по содержанию. Иного способа определять ценности смыслов стихотворений нет. Гениальные произведения созвучны миллионам людей нескольких поколений.



ФОРМЫ

По формам поэзия — небольшие тексты с тропами. Экспериментальная поэзия (акростихи, палиндромические произведения, анаграммы, etc.) — небольшие тексты с тропами, словесной эквилибристикой, лингвистическим искусством, сравнимым с гроссмейстерскими шахматными партиями. Рифмованная поэзия — небольшие тексты с тропами, рифмами, стихотворными размерами, искусством музыки из слов. Белькантовая рифмованная поэзия — небольшие тексты с тропами, рифмами, стихотворными размерами, лингвистическим искусством, искусством музыки из слов, технически качественные и фонетически гармоничные. Легко, обладая поэтическим даром, небрежно запечатлеть яркие мысли и чувства. Великолепно изложить абракадабру тоже нетрудно, талант стихосложения нечасто, но встречается. Сложно совмещать белькантовые или другие формы искусства и небезынтересные смыслы.



НОВИЗНА

Любое стихотворение ново, если в юридическом смысле не относится к плагиату. А поэтическое новаторство встречается нечасто. Поэзии не пять лет и даже не пятьсот, существуют сотни миллионов стихов. На планете бесчисленное количество сегодняшних стихотворений, а еще есть классические. И множество малоизвестных, написанных вчера или в ином столетии. Нельзя прочесть и запомнить все стихи на свете. Невозможно точно знать, что не являются перепевами поэтические произведения с незначительными новшествами форм или смысловой вроде бы необычностью, на самом деле, свежестью, свойственной абсолютно всем новым стихотворениям, соответствующим нашим предпочтениям: когда созвучное нам сказано изящно, это закономерно удивляет и восхищает. Неправы литераторы, слишком много говорящие о новаторстве, не подозревая или помалкивая о двадцатеричности в бесконечной степени почти всех современных поэтических произведений. А также рекламирующие свои или чужие тексты без ярких форм и смыслов, позиционируя стихотворения новаторскими из-за сущих пустяков. Мнимые новшества нередко украшают игру на понижение с рифмами, гармоничными стихотворными размерами, фонетикой, содержанием, идеалами, ценностями, поэзией как искусством.

— У текста нет достоинств.
— Как насчет новаторства?

И обычный человек, и большой талант, и гений, надеясь на экстраординарность создаваемых поэтических произведений, скорее всего попадут пальцами на клавиатурах не только в небо, но в бескрайность давно созданного в литературе. Новаторство в поэзии встречается очень редко, почти никогда, тем более, истинное, которое не ухудшает, а гармонизирует обычное, направляет развитие от низшего к высшему, инициирует повышение известных уровней, открывает новые пути искусства, способные в будущем преобразовать литературные традиции, ведет к прогрессу. Но любой текст, не являющийся плагиатом, нов и свеж. Никто не выразил эмоции, чувства, мысли поэта, он сделал это сам. Никто до стихотворца не построил поэтические фразы так, а не иначе. Никто не сочинил верлибр или рифмованное стихотворение до автора, чье имя возле произведения. Произошло чудо. Создана красота.



ТАЛАНТ

Литератор — это читатели. Сколько читателей, столько таланта. Нет ни одного стихотворения, приятного для всех. Но у каждого поэта есть свои читатели. Много читателей. Или миллионы читателей нескольких поколений. Именно этим и определяются одаренность, талант, гениальность: количеством людей, которым произведения созвучны. Прежде всего, обычных людей. Не пишущих и не пописывающих. Не обремененных связями в литературном не озере Байкал, предрассудками, обязательствами перед творческими кружками по интересам, завистью ко всему, что ярче своей и приятелей серости, окололитературными комплексами. Талант — умение создавать произведения, созвучные многим людям. В идеале миллионам людей нескольких поколений, хотя в таких случаях стоит говорить не только о талантливости, но и о гениальности.



СУБЪЕКТИВНЫЕ СУЖДЕНИЯ

Поэтические строки, казалось бы, вполне реально оценивать объективно: качество рифм, отсутствие сбоев ритма, фонетическая гармоничность, наличие метафор и аллюзий, etc. Но это в значительной степени не о верлибрах (в них обычно отсутствуют рифмы и ритмы), совсем не об оценках рифмующих поэтов теми, кто не способен создавать мелодии из слов (общеизвестных критериев нет), абсолютно не о суждениях о творчестве чуждых людей: пессимистов об оптимистах, страдающих от неразделенной любви, о взаимно влюбленных, атеистов о верующих, социалистов о монархистах, невежественных об образованных, антигосударственников о патриотах, склонных к унынию о позитивных произведениях счастливчиков. Какая разница, какие технические и фонетические качества стихотворений, степени яркости рифм, уровни изысканности поэтических сравнений, если образы кажутся непонятными, неприятными, несозвучными, смыслы стихов не соответствуют предпочтениям, лексика произведения выглядит примитивной или, наоборот, не сочетается с известными читателю словами, усвоенными в течение давних периодов, когда хотелось узнавать новое, знакомиться с высокоинтеллектуальным, развиваться умственно и духовно. Субъективность в высказываниях о поэтических строках неизбежно выше, глубже и шире объективности. Настолько, что объективности суждений в сферах искусств и культуры почти нет. Или совсем нет. Объективно можно говорить разве что о технике и фонетике поэзии (но не для всех это важно, есть люди, предпочитающие какофонию и в музыке, и всюду), а о смыслах или новизне стихотворений возможны только субъективные высказывания.



ЭПОХИ

Стоит ознакомиться, что говорили устно и в статьях литераторы о будущих классиках, однозначно великих людях, безусловно одаренных личностях, становится ясно: нельзя доверять судить о качествах произведений конкурентам. Замечательно, если отзовутся хорошо благодаря большим душам, совпадениям мировоззрений, приятельским отношениям, а также отсутствию комплексов бездарности и Сальери. В иных случаях хочется взять глупышей за шкирки и потыкать в их лужицы: "Кто это сделал? Кто плохой мальчик?" Или рассмеяться: "Какой князь Мышкин! Только не в ироничном значении названия известного романа. И противоположность Мышкину Достоевского. И не Мышкин, а Крыскин. И не аристократ, совсем не аристократ. Даже не интеллигент, судя по лексике, несдержанности, неделикатности". Обычно нет пророка в своем Отечестве и в своей эпохе. Нам трудно представить, что человеку, находящемуся рядом, будут ставить памятники во многих странах, а дружескими отношениями предков с ним люди станут гордиться. Но время высвечивает великое. Злопыхателей, суетившихся около имен гениев, давно нет, а гении остались.



МГНОВЕНИЯ

Стихи классического или современного автора не соответствуют вашим предпочтениям? Вы прочли то, что создано не для вас. Не существует произведения, близкого и понятного не то что для всех, но хотя бы для большинства людей. Суждения зависят от социальных установок, возраста, образовательных уровней, культурных бэкграундов, минутных настроений и многих других факторов. Оптимальнее всего выбирать для чтения, прослушивания, просмотра только то, что безоговорочно созвучно. Жизнь весьма коротка, в лучшем случае, несколько десятилетий. И может закончиться в любой момент. Лучше делать свои мгновения бриллиантами и сапфирами, а не песчинками.



ЛЮБОВЬ

Любовь поэта к миру и мгновению. Любовь лирического героя к окружающей реальности и окружающим. Любовь читателей к изящным строкам. Когда ничего и никого не любите, незачем создавать произведения, множить скорби в себе и в других людях, распространять тьму. И если стихотворение не соответствует вашим представлениям о красоте, вряд ли стоит загружать его в себя, лучше найти строки по душе, чтобы быть в состоянии отнестить к ним бережно, нежно, с дружелюбием. Даже у великих стихотворцев, если начать пристрастно критиковать, окажутся хороши немногие стихи. Но миллионы людей любят этих поэтов. Ценны только позитивные высказывания в сферах искусств и культуры. Негативные нередко выглядят неразумными, они подразумевают, что человек потерялся во времени и пространстве и считает: все должно быть создано в соответствии с его предпочтениями. Не судите поэзию пристрастно. Любите страстно и нежно.